В эти пасхальные дни мы слышим возвещение о победе Христа над смертью; о том, что сатана посрамлен, что силы зла повержены; но в то же время мы видим, что люди продолжают умирать – даже в эти — пасхальные — дни совершаются преступления, рвутся снаряды, зло показывает, что оно живо и неплохо себя чувствует. Такова эмпирическая реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день.
Тем не менее, мы находимся в мире, где зло потерпело поражение, человеческий род искуплен, а смерть попрана.
Мы видим Страстную Пятницу не так, как ее видели ученики в тот страшный день – мы видим ее с точки зрения Воскресения. Мы знаем, что величайшее торжество зла и греха – отвержение и убийство Сына Божия – обернулось искуплением человеческого рода.
Предательство Иуды, гнев толпы, обманувшейся в своих ожиданиях, коварство и лицемерие религиозных вождей народа, кривосудие Пилата – все это побеждено, и побеждено не тем, что Бог не дал этому совершиться, но тем, что Бог употребил все это в рамках замысла, обращенного к вечному спасению человеческого рода.
В некоторых разновидностях боевых искусств борец использует движение противника – набранную им скорость, его ярость и желание ударить посильнее – для того, чтобы бросить его на татами. Удар проваливается в пустоту, нападающий теряет равновесие, и, с совсем небольшой помощью оппонента, летит кубарем, сбитый с ног своей собственной инерцией.
Бог использует всю ярость сил зла, чтобы нанести им окончательное поражение; против своей воли, они служат Его замыслу. Когда Апостолы, впервые выйдя на проповедь, сталкиваются с угрозами и враждебностью властей, они обращаются к Богу с такой молитвой:
«Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян.4:24-29).
Зло потерпело поражение не потому, что оно отменено, но потому, что его ярость сделалась орудием против него самого; как сказал псалмопевец, «меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся» (Пс.36:15).
Смерть не просто отменена – но подчинена Божьему замыслу о спасении; теперь Апостол с радостью говорит «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1:23), «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2Кор.5:1,2)
Всем, что творят силы зла и противления, они только приближают – помимо своей воли – окончательное торжество замысла Божия. Поэтому, когда мы видим зло глазами веры, мы видим его потерпевшим окончательное поражение. Также, как мы оглядываемся на Страстную Пятницу из Пасхальных дней, мы оглядываемся на все зло в мире из Жизни Будущего Века, и видим его разбитым. Это не вопрос эмоций – зло продолжает глубоко удручать нас, как Лота, о котором Апостол пишет, что «сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет.2:8)
Это вопрос сознательного выбора – поверить в Христову победу и действовать исходя из этого. Как мы поем в Церкви, «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Мы прощаем ненавидящих – и отказываемся ненавидеть сами; мы саботируем князя мира сего с его требованиями, угрозами, посулами и соблазнами. Мы знаем, что он разбит, что его власть недействительна, а валюта, которой он нас пытается подкупить, обратилась в резаную бумагу. Его ощерившийся стволами бронепоезд, на котором он пытается заставить нас служить, уже сошел с рельс. Его сласти протухли.
Апостол побуждает нас «благодарить Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:12,13), действительно, мы введены в тот мир, где уже нет страха и ненависти, ярости и злобы, где правит Христос – и мы являемся Его посланниками в мире сем.
Жизнь христианина – это не просто жизнь добропорядочного человека; это жизнь представителя грядущего мира. Мира, в котором правит Воскресший. Как только мы решимся на это, мы тут же столкнемся с реальностью нашего недостоинства, виновности, глубоко въевшихся дурных привычек, давления среды – ведь многие люди вокруг нас до сих пор уверены, что повеления князя мира сего надо воспринимать всерьез, а его валюта – не фантики, а что-то ценное.
Но мы знаем, что Христос не устает прощать и помогать – мы только должны решиться поверить, что Он – Победитель, и действовать исходя из этого.