Хроника:

18–20 апреля в Санкт-Петербурге прошла научно-церковная конференция “История Древней Церкви в научных традициях ХХ века”, посвященная 100-летию со дня кончины доктора церковной истории, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, член-коррес­пон­дента Императорской Академии наук, одного из крупнейших дореволюционных историков христианского Востока Василия Васильевича Болотова.

Конференция состоялась благодаря совместным усилиям Санкт-Петербургской Духовной Академии, Государственного Эрмитажа, Церковно-научного центра “Православная энциклопедия” и Православного Палестинского общества. На заседаниях конференции было заслушано более 30 докладов, в числе слушателей присутствовали студенты духовных и светских учебных заведений Петербурга.

Открытию конференции предшествовала панихида по В. В. Болото­ву в Академическом храме святого Иоанна Богослова. Затем было оглашено обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором приветствовались участники конференции, “со­еди­нившиеся под сводом старейшей Духовной школы, дабы почтить память выдающегося ученого, прославившего Россию своими церковно-историческими трудами”. Отмечена была важность объединения усилий церковных и светских ученых в настоящее время: “Почти лишенная возможности научного творчества, Церковь бережно хранила память о нем <…> Но за тот же 100-летний период светская историческая наука возросла и окрепла во многом благодаря тому краеугольному камню истории Древней Церкви, который был положен В. В. Болотовым. Сегодня перед церковной и научной общественностью открывается уникальная возможность обогатить друг друга на путях сотрудничества в церковно-исторических исследованиях”.

В тот же день была отслужена лития по В. В. Болотову у его могилы на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, и был обновлен его надгробный памятник.

В обращении, прочитанном Ректором Академии епископом Тихвинским Константином (Горяновым), было сказано не только о Болотове-ученом, авторе знаменитых “Лекций по истории Древней Церкви” (переизданных в 1994 г. издательством Валаамского монастыря), авторе востоковедческих и богословских работ 1, исследователе календарно-хронологических проблем, но и о Болотове-христианине, подвижнике и аскете, по многим отзывам современников. “Архиепископ Варшавский Николай утверждал, что когда кто-либо из интеллигенции обращался к нему с вопросами о чтении, разъясняющем истины веры, то владыка рекомендовал им труды В. Болотова. Церковный подвиг Болотова в том, чтобы <…> открыть запасы богословского знания современным интеллигентам, оторвавшимся от Христа и Церкви, которые мятутся, ища опоры, и, не находя смысла в жизни, впадают в отчаяние <…> Такая вот неожиданность в оценке научных трудов Болотова, которые традиционно считаются чрезмерно специальными, как трудов по христианскому просвещению современной интеллектуальной элиты <…> В 1901 году Ректор академии епископ Сергий (Страго­родский), будущий Патриарх, говорил о Болотове как о стяжавшем блаженство через жажду и алкание правды (Мф 5:6) через бескорыстное стремление к истине с забвением других интересов”.

Ряд докладов был посвящен самому В. В. Болотову. А. В. Маркидонов (СПбДА) в актовой речи рассказал слушателям о происхождении В. Болотова, его детстве, образовании и первых шагах в науке. Сын бедной вдовы, крестьянки, он был воспитан в благочестии и с самых ранних лет отличался яркими способностями, редкой памятью и тихим нравом; исключительна была его способность к языкам. В. В. Болотов свободно владел английским, немецким, французским языками, достаточно — финским, глубоко — древними языками: арамейским, еврейским, сирийским, арабским, греческим, латинским, а также языками амхаронит и ге’эз, коптским, армянским.

Доклады диакона Александра Мусина (СПбДА) “Профессор В. В. Болотов в лаборатории историка”, архимандрита Августина (Ни­ки­ти­на, СПбДА) “В. В. Болотов и немецкая церковно-историческая наука”, Ю. И. Рубана (СПбГУ) “В. В. Болотов как литургист”, диакона Игоря Магницкого (СПбДА) “В. В. Болотов как филолог”, В. В. Василика (СПбДА) “В. В. Болотов как исследователь арианства”, священника Игоря Адрианова (БЕГУ, Минск) “Вклад профессора В. В. Болотова в изучение вопроса о Filioque”, С. Б. Чернецова (МАЭ, СПб) “В. В. Болотов как один из основателей отечественной эфиопистики” и других, были посвящены церковно-историческому и богословскому наследию Болотова, его значению для современной науки.

В числе прочих был прочитан доклад П. В. Кузенкова об осуществлении проекта издания “Православная Энциклопедия”, совершаемого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Организационные проблемы современных церковно-исто­ри­ческих исследований на примере деятельности ЦНЦ “Православная Энциклопедия”».

Директором Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровским был сделан доклад о проекте создания Русского Археологического института в Иерусалиме и о перспективах проведения российских археологических исследований в Святой Земле, призванных воссоздать и продолжить изыскания Русской Духовной миссии и Императорского Православного Палестинского общества.

Часть докладов продолжают болотовскую традицию изучения церковной истории христианского Востока: доклады игумена Стефана (Са­до, СПбДА) “Сирийские переводы Урмийской миссии”, А. Л. Хосроева (СПбФИВ РАН) «О языке оригинала “Жития святого Пахома”», С. А. Французова (СПбФИВ РАН) “Становление эфиопской письменности”, иеромонаха Илариона (Алфеева, ОВЦС МП) “Ассирийская церковь Востока: взгляд на историю и современное состояние”, К. Н. Юз­башяна (СПбФИВ РАН) “Основные этапы самоопределения Армянской Церкви”, А. А. Войтенко (ЦАИ РАН, Москва) “Органи­зация египетского монашества в IV–V веках” и многие другие.

Работе конференции предшествовало издание Государственным Эрмитажем тезисов, в которых было изложено основное содержание всех заслушанных докладов. Предполагается издание полных текстов докладов в юбилейном номере журнала Санкт-Петербургской Духовной Академии “Христианское Чтение”, посвященном памяти В. В. Болотова.

Можно надеяться, что подобные встречи, проходящие в Санкт-Петербургской Духовной Академии под покровительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, будут продолжаться и принесут пользу как Русской Православной Церкви, так и отечественной науке и образованию.

Примечания

  1. В настоящее время вышло в свет два тома из 8-томного издания, посвященного 100-летию со дня кончины В. В. Болотова: Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов / Ред. коллегия: А. И. Сидоров (председатель), Е. А. Карманов, В. П. Лега, А. В. Храпов. М.: Мартис, 1999. Т. 1; 2000. Т. 2. — Ред. © “Альфа и Омега”, 2000
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.