— Ваше преподобие, насколько популярен среди родителей курс «Основы православной культуры»?
— Мы стремимся к тому, чтобы в каждой школе в момент выбора по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» наш конфессиональный модуль был бы представлен максимально объективно и доступно. За два года количество семей, выбравших данный модуль, превысило 33%. Иными словами, даже в период реформирования системы образования каждый третий ученик четвертого класса изучает православную культуру.
Очень важно, что общественный запрос на этот предмет постепенно растет. Мы видим, что все больше и больше родителей стремятся приобщить своих детей к традиционным ценностям не только в кругу семьи, но и в школе.
— В Российской Федерации — светском государстве — все больше внимания уделяется религии…
— Православие — даже с атеистической точки зрения — важная основа российской цивилизации. Исторически русский народ всегда жил религиозным сознанием, и это отражено в искусстве, литературе, архитектуре…
Мы ведь не настаиваем на том, чтобы каждый школьник молился, постился и ходил в храм. Это в первую очередь личной выбор. Наша задача — устранить духовный вакуум, который может быть заполнен искаженной, порой экстремистской информацией.
Изучать православную культуру важно, чтобы не быть заложником мифов и стереотипов, негативно влияющих на человека. Даже в таких либеральных странах, как Швеция и Франция, в школе есть религиозные предметы. Это норма.
Широкое знание и понимание основ традиционной религиозной культуры — естественная часть образовательного процесса, которая станет большим подспорьем для саморазвития человека и общественного устройства.
Однако мы сегодня наблюдаем тревожные явления, когда незначительный процент нашего народа, пользуясь недостаточной просвещенностью в области религиозной культуры, пугает людей вымышленными химерами, старается оставить тех, кто действительно проявляет интерес к духовному развитию и изучению своих корней, без права выбора, навязывает свое миропонимание.
— Может быть, людям просто не хватает информации в этой сфере?
— Да нет, информации много — она буквально на расстоянии вытянутой руки. Но вместе с тем есть объективный недостаток в системном информировании, поскольку этой теме недостаточно внимания уделяют СМИ. Но те родители, которые ищут информацию не только в СМИ, могут найти ее на нашем портале mosoroik.ru. Там публикуются не только последние новости, но и методическая литература, там можно посмотреть видеоуроки, узнать, где находится ближайшая к дому воскресная школа и многое другое.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совместно с телеканалом «Москва 24» был создан фильм в поддержку модуля «Основы православной культуры», который демонстрируется в школах на родительских собраниях.
Для максимальной открытости церкви перед обществом была создана система ответственных от приходов столицы, прошли собрания для общественных методистов по подготовке и посещению родительских собраний в школах, были разработаны и напечатаны специальные методические материалы.
Стоит отметить, что курс ОПК читают не священники, а профессиональные педагоги, вдохновленные многовековой культурой русского народа. Поэтому мы совместно с Московским институтом открытого образования организовали специальные курсы повышения квалификации. Преподаватель должен мыслить новыми категориями, уметь излагать предмет не по шаблону, поэтому мы поощряем экскурсии, викторины, творческие вечера, семейные гостиные и другие способы преподавания ОПК. Ведь этот курс, как и вообще весь курс «Основы религиозных культур и светской этики», не столько курс интеллектуальный, сколько мировоззренческий. Поэтому так важно подходить к нему серьезно и со всей ответственностью.
— Сколько длится школьный курс ОПК?
— В настоящее время это предмет только для четвертых классов. Священноначалие поставило задачу продумать вопрос о расширении курса, потому что после первоначального знакомства с православной культурой многие семьи хотят продолжения. Такой глубокий предмет тяжело изучить за один год.
Поэтому в наступающем учебном году в столице стартует пилотный проект — в тридцати образовательных комплексах дети смогут продолжать изучение ОПК и в пятом классе. По результатам эксперимента в департаменте образования будет проведен анализ и принято решение о целесообразности дальнейшего расширения курса.
— Что вы предлагаете столичным школьникам?
— Ежегодно совместно с фондом Андрея Скоча «Поколение» мы проводим региональные этапы конкурсов «За нравственный подвиг учителя», «Красота Божьего мира», а также различные городские конкурсы детского творчества. Так, нами проведены такие конкурсы творческих работ школьников, как «Игумен Земли Русской», посвященный преподобному Сергию Радонежскому, «Путешествие в Древнюю Русь», мероприятия цикла «Святой Владимир — Креститель Руси» и другие.
В рамках конкурсов прошли конференции и презентации проектов юных исследователей, а художественные работы победителей в номинации «рисунок» были выставлены в музее им. Андрея Рублева и в музее-усадьбе Архангельское.
Мы должны рассказывать и показывать молодежи, в чём смысл православной веры, в чем он заключается, что значит единение с Богом, что значит путь к спасению, в чём вообще задача христианина как для своей души, так и для миссии в этом мире.
— Как относятся к православным инициативам в области образования столичные власти?
— В основном — позитивно. Больше года назад меня пригласили войти в состав Общественного совета при департаменте образования города Москвы.
Регулярно проходят встречи с сотрудниками различных подразделений департамента: городского методического центра, Московского института открытого образования и других.
В каждом административном округе Москвы созданы рабочие группы и совещательные органы по курсу ОРКСЭ и духовно-нравственному воспитанию для оперативного решения всех возникающих вопросов в процессе образовательной деятельности.
На данный момент в нашем отделе религиозного образования разрабатывается специальная программа для детей с ограниченными возможностями.
Мы также поддерживаем православные гимназии, стремимся, чтобы они стали элитными в правильном понимании этого слова, то есть выпускающими мотивированных, патриотичных людей, обладающих лучшими человеческими качествами. Именно в этом и заключается то зерно, та искорка православной веры, которая присутствует в системе православного образования.
— А как попасть в православную гимназию? Чем отличается она от обычной, общеобразовательной?
— В каждом округе есть православная школа или гимназия, поэтому выбор есть всегда. Столичные власти высказали желание уравнять возможности для всех образовательных учреждений.
Но ситуация на сегодняшний день такова, что наши православные образовательные учреждения финансируются меньше, чем общеобразовательные школы. Хотя мы также, а порой и лучше по уровню подготовки, даём общеобразовательные предметы. Мы не требуем каких-то особых привилегий, хотим лишь, чтобы была дана возможность достойно жить нашим учителям, была возможность свободно участвовать в общегородских программах, которые позволят поддержать наиболее талантливых учеников.
Что же касается платного или бесплатного обучения, то приходы часто сами доплачивают малоимущим семьям, посещающим такие школы. Но посредством одних только прихожан нельзя осуществить этот процесс — обязательно нужна его поддержка и со стороны государства.