В последнее время много говорится о необходимости богословского образования для монашествующих. О том, что людям, избравшим этот путь, хорошо бы иметь хотя бы начальное духовное образование, не раз говорил Святейший Патриарх. Это пожелание закреплено в определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви».
Как могла бы выглядеть система богословского образования для насельников монастырей? Своим мнением на этот счет поделился гость Валаамского монастыря – игумен Киприан (Ященко). Он заведует педагогическим кабинетом Московской православной духовной академии, а также является проректором Высших богословских курсов при МПДА.
— Требование, конечно справедливое: среди монашествующих часто встречаются люди, которые даже духовного училища не оканчивали. Их приход к Богу мог быть достаточно драматичным — от жизни не совсем благочестивой, греховной. С другой стороны, попадая в правильно устроенный монастырь, человек уже получает практическое духовное образование — через участие в Литургии, слушание житийной и святоотеческой литературы на трапезе, через откровение помыслов и общение с опытными монахами. Но есть еще и образование книжное, приводящее сложившийся опыт в некоторую мировоззренческую систему, которая позволяет целостно смотреть на мир, различать искушения и распознавать переполняющие наш мир подмены, распространенные и в духовной среде. Иными словами, это помогает не терять верную тропу. Думаю, целесообразно скорректировать духовное образование с учетом специфики монашеского жития — с точки зрения духовных источников, углубления в отдельные предметы (патрологию, христианскую антропологию, изучение монашеских уставов и истории монашества, современных традиций Афона).
— Кому такое образование необходимо в первую очередь?
— В идеале богословские знания в том или ином виде должен иметь всякий монах. Но особенно важно это для священномонахов, а также тех, кто только встает на иноческий путь. Полезно было бы ставить условие: окончи семинарию — а уж потом приходи в монастырь. Ведь тот, кто ищет монашеского звания, должен знать, что его ждет. В Троице-Сергиевой лавре долгие годы так и делали: принимали лишь тех, кто прошел школу семинарии или МДА. Да и до революции в России существовали монастыри, где даже в послушники не записывали, не удостоверившись, что человек знает хотя бы близко к тексту Евангелие и Псалтирь. Пожалуй, имеет смысл потихоньку вводить подобные базовые требования к современным послушникам.
— Насколько доступно сегодня монашествующим богословское образование?
— Теоретически любого монаха, который изъявляет желание поступить в духовную школу, должны отпускать на учебу. Но иногда человек исполняет такое послушание, что его некем заменить. Возникает необходимость эффективно использовать дистанционные формы образования. Чтобы монах мог, не покидая монастыря, прослушать курс лекций, проконсультироваться онлайн со специалистами.
Для монашествующих нужна особая образовательная среда. И преподавателями здесь должны быть не «пиджачники», а те, кто имеет личный опыт монашеской жизни и непосредственно знает, что необходимо монахам. Существуют электронные университеты, в которых обучается огромное количество людей, вплоть до нескольких миллионов человек. И техника позволяет держать каждого студента под прозрачным контролем — что он делает, что читает, каковы плоды постижения тех или иных знаний. Имеет смысл и нам создать аналогичную систему — подведомственную не только Санкт-Петербургской духовной академии, но и другим духовным школам, совместно с мужскими и женскими монастырями и даже, может быть, отдельными отшельниками. Недавно на Афоне мы встречались с русскими монахами, которые там живут и хотели бы, не спускаясь со Святой горы, получить богословское образование. Они очень интересовались тем, как это будет выглядеть: чистая схоластика, натаскивание на тексты или живая попытка приобретения опыта рассуждения по важнейшим проблемам свободы и необходимости.
Нужно направленное создание такой виртуальной системы, чтобы можно было получить не только элементарные основы богословия, а приобрести специализацию, повысить свой уровень или пройти переквалификацию. По сути, речь о системе непрерывного монашеского образования в течение всей жизни. Чтобы можно было, например, поучаться у старцев, которых в мире не так уж много, проводить международные семинары и обсуждать важнейшие проблемы духовной жизни, обмениваться опытом.
Монашествующие бывают разные: от новоначальных — послушников и кафтанников до людей, которые давно живут высокой духовной жизнью, но формально не имеют соответствующего образования. Старец Паисий Афонский, как известно, окончил всего два класса школы, но за благословением и советом к нему ездили и профессора богословия. Это свидетельствует о том, что личный опыт евангельской жизни может оказаться не только равносильным, но и даже более ценным, чем изучение теории по книгам. Не уверен, что стоит понуждать таких людей заканчивать семинарию. Может быть, для них нужен некий комплексный экзамен, собеседование, позволяющее им подтвердить высоту, широту и правильность своих богословских знаний.
— Что уже делается для создания такой системы духовного образования?
— В Московской, Санкт-Петербургской и Киевской духовных академиях, на Высших богословских курсах при МДА начали разрабатывать учебные пособия. Организовать дистанционное обучение возможно на базе Сретенской семинарии, которая и создавалась для монашествующих (на практике все сложилось не совсем так, но и семинария, и сам Сретенский монастырь все же играют роль некоего флагмана духовного просвещения). На последних Рождественских чтениях был остро поставлен вопрос о создании общей электронной библиотеки духовной литературы. По отдельности ни одно церковное образовательное учреждение, ни один синодальный отдел эту работу не осилят. Наполнение такого хранилища — задача всех заинтересованных структур, а координатором могла бы выступить Российская государственная библиотека. Конечно, в этом электронном собрании должны быть и учебники, и книги о монашеском делании и о различных традициях монашества — чтобы инок мог ознакомиться с многообразием путей, а уже затем углубиться в тот, которого придерживаются в конкретной обители. Надо сказать, что далеко не все монастыри, особенно женские, имеют правильный уклад. Кое-где ситуация совсем сложная. В таких обителях возникает впечатление, что «ключ» к истинно евангельской жизни потерян: все духовные проблемы пытаются разрешить через послушание игумену или игуменье, которые сами, может быть, не совсем личностно восприняли христианскую и монашескую традицию. Это настоящая беда — насельники находятся в положении «спасайся, кто как может», получают духовные ожоги и травмы. Наверное, было бы полезно, если бы Синодальная комиссия по монастырям выработала рекомендации о том, как монашествующим найти некий «царский путь», дабы духовное образование действительно послужило их просвещению.