Ахалкалаки — город на юге Грузии, в двадцати километрах от армянской и тридцати шести — от турецкой границ. Население на девяносто пять процентов армянское, с грузинами да и между собой говорят обычно по-русски — даже в местных школах русский язык является обязательным предметом.
Есть в этой области несколько русских сел, но их население неправославное — там живут духоборы.
Даже грузины тут православные далеко не все — есть и мусульмане.
Ахалкалаки называют «Грузинской Сибирью» — зимой здесь сугробы в два человеческих роста, в августе дует ощутимый ветер. Зато воздух чистейший, горный — две с лишним тысячи метров над уровнем моря.
Есть в окрестностях Ахалкалаки несколько туристических достопримечательностей — средневековая крепость, каменный город… На границе с Турцией — сказочной красоты озеро, на которое, правда, не так-то просто попасть — посещение нужно заранее согласовывать с пограничниками.
Не доезжая нескольких километров до города — еще одно озеро, Паравани. На его берега сошла святая равноапостольная Нина после того, как получила от Божией Матери благословение на проповедь и крест из виноградной лозы. Каждый год 1 июня отсюда начинается пешее паломничество «По стопам святой Нино», длящееся до праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Паломнические группы и индивидуально путешествующие паломники проходят около шестисот километров через города и села, останавливаясь на ночлег у гостеприимных местных жителей, и заканчивают свой путь в Тбилиси.
Всех участников паломничества благословляет крестом святой Нины Святейший Патриарх-Католикос Илия.
Чтобы попасть в Ахалкалаки на маршрутке из Тбилиси, вам придется заплатить 17 лари (примерно 390 рублей), но если водитель узнает, что вы едете в резиденцию к владыке, митрополиту Николаю — по делам или в гости — вас не только добросят непосредственно до места, но и скинут два лари. Постарайтесь выспаться перед путешествием — дорога красивая, жалко пропустить хоть один вид.
После шумного Тбилиси (хотя москвич и в Тбилиси ощущает покой) посетитель Ахалкалаки невольно думает: «Какая тишина!» Но на самом деле настоящая тишина еще не началась…
В десяти минутах ходьбы от архиерейской резиденции (двухэтажный домик с подсобным помещением, храм и часовня) находится маленький женский монастырь святителя Николая, существующий уже три года.
Зданию, принадлежащему обители, около ста лет. По стенам, включая кельи, развешены рисунки, картины и инсталляции современных художников со всего мира (начиная с 80-х годов XX века). Еще до того, как здесь был создан монастырь, в здании проходили выставки, и было решено их не прекращать, а, напротив, использовать с миссионерскими целями. Митрополит Николай сам собирает работы современных художников и планирует устроить здесь музей. Монашеской жизни он не мешает.
Своего храма у монастыря нет — на воскресную Литургию насельницы ходят в храм к владыке. «Если при каждом монастыре строить храм, священников не хватит», — улыбаются сестры. Их тут четыре: игуменья — матушка Нана, монахиня Нина, инокиня Фотиния и послушница Елена.
По будням в обители вычитывают суточный круг богослужения в маленькой молельной комнате: утром и вечером — все вместе, а каждые три часа — молитвы соответствующего часа читает одна из сестер.
Вокруг домика есть небольшой садик с овощами и цветами. Прямо возле забора красуются роскошные желтые подсолнухи, привлекающие внимание соседских ребятишек. «Не ломайте только! — просит матушка Нана. — Созреют — сама все дам!»
Если вы попросите у нее благословения, она вас крепко обнимет и расцелует. У нее иконописная улыбка — одними губами и глазами — и тихий голос. У нее самая маленькая, по сравнению с комнатами других сестер (кроме нее в монастыре их живут три — две монахини и одна послушница), келья, отделенная от рабочего места деревянной ширмой. Матушка трудится в епархии финансистом (до монашества она работала в министерстве связи экономистом) — поэтому у нее есть компьютер с выходом в интернет, но видно, что времени она за ним проводит ровно столько, сколько требуется для работы.
Она соглашается побеседовать с заезжими журналистами, все показывает, приглашает за скромно, но щедро накрытый стол — однако отвечает немногословно. И вовсе не потому, что по-русски говорит не очень хорошо — матушке помогает Леила, директор местной грузинской школы, говорящая по-русски почти без акцента. Просто игуменья Нана не привыкла к длительным разговорам и тем более интервью.
— С четырех до шести — половины седьмого утра — утренняя служба, — зачитывает Леила устав монастыря, — до девяти утра — отдых. С девяти — индивидуальное келейное правило. В девять сорок пять — колокол на трапезу, и в десять трапеза. С одиннадцати до трех — послушания, а в три часа — вторая трапеза. С шестнадцати часов — снова индивидуальные уставы. В семнадцать сорок пять — колокол на общую молитву и с шести до семи вечера — вечерняя служба. Потом личные дела до восьми вечера, а с восьми — чтение духовной литературы: жития святых и Евангелие с толкованиями святителя Феофилакта Болгарского — еще их читают за трапезой. С девяти вечера еще час молчания: молитва по четкам в тишине, по кельям. И все — спать.
Послушания разнообразием не отличаются: кто-то работает в саду, кто-то убирается, кто-то готовит трапезу, кто-то занимается рукоделием: шьет и вышивает футляры для свечей и браслеты с псалмом «Живый в помощи» внутри.
В таком режиме обитель существует со дня своего основания. Все это время ею руководит матушка Нана — она перешла сюда по благословению митрополита Николая из монастыря в Ниноцминда вместе с одной из сестер.
— Матушка, у вас тут такой покой… Как вы этого добились?
Она тихо смеется:
— Девочки у меня такие спокойные…
Тут Леила сбивается и добавляет:
— Она сама мирная и спокойная, и это передается всем, кто вокруг нее…
— Без молитвы достигнуть этого мира невозможно, — поясняет матушка Нана. — Для этого вовсе не обязательно всем уходить в монастырь. А вот духовного наставника себе найти желательно — он и научит молитве.
В монастырь она пришла девять лет назад, после нескольких лет работы в Патриархии.
— Родные сначала меня не поняли: сестры не хотели, чтобы я уходила из дома, отец был уже стар и много болел… Умер он, когда я уже была в монастыре.
А с сестрами своими я теперь общаюсь, они живут в Гори.
В деревне, где я выросла, был храм — мы ходили туда по праздникам, но это было совершенно неосознанно. Так что в детстве и молодости я была совсем не верующим человеком.
Из семьи только бабушка у нас была глубоко верующей, церковной, соблюдала посты… Помню, как она молилась перед Казанской иконой Божией Матери — сейчас этот образ у меня в келье стоит.
Желание монашества было моим личным, внутренним — а Патриарх помог мне в выборе этого пути. Но больше всех помогла мама. (Глаза матушки наполняются слезами). Был пожар, у нее сгорела часть тела, и через три дня в страшных мучениях она скончалась. Я стала искать, как можно ей помочь уже после смерти. Близкие посоветовали держать пост и ходить в церковь. Так я начала посещать храм, заказывать панихиды, молиться за свою мать.
Получается, она меня и привела к Богу. В молодости я, как все девушки, хотела семью. Но войдя в Церковь, я почувствовала, что больше мне ничто и никто не нужен. Смысл нашей веры — путь в Царствие Небесное, в котором мы обретаем бессмертие. Я нашла этот путь в монашестве — в том, чтобы быть уже сейчас только с Господом.
В миру вы спасаетесь любовью и служением ближнему. Мы спасаемся послушанием — в нем проявляется любовь к Богу. В конечном итоге, и то и другое — любовь. Только она и является путем к Богу, и если нет ее — послушание не поможет.
Я счастлива и ни одной минуты не жалею о своем решении. Даже если бы сейчас можно было вернуть молодость — ничего бы в жизни не поменяла.
Мария Сеньчукова
Фото Юлии Маковейчук
Читайте также:
Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Нечаянная радость: встреча в Светицховели (+Фото)
У преподобного Давида Гареджийского (+ФОТО)