Содержание статьи
Ипостась в христианстве
Ипостась — это термин из области богословия, который означает одно из трех Лиц триединого Бога:
- Бога Отца
- Бога Сына
- Святого Духа.
Это греческое слово применяется также в философии. «Ипо-стасис» буквально означает «под-стоящее», а на латыни обозначает «субстанция».
Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия.
«Тот, Кто ныне человек, а был и несложен, был прост по природе и по Ипостаси; ведь Он был только Бог, не облеченный в тело и в то, что относится к телу, хотя бы ныне приятием плоти, обладающей разумной душой, Он и сделался тем, чем не был – сложной Ипостасью, оставшись тем, чем Он был – простым по природе, дабы спасти тебя, человека».
Св. Григорий Богослов
Cложно представить себе другой термин, который мог бы описать, кем являются Бог Сын, Бог Отец и Святой Дух. Поскольку считать тремя отдельными Личностями Лица триединого Бога — неверное понимание сути вероучения.
Ипостась, как считал святитель Василий Великий — «есть не понятие сущности неопределенное, по общности означаемого ни на чем не останавливающееся, но такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очертывает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное».
Ипостась в Писании
Термин «ипостась» нередко встречается в Новом Завете:
В посланиях апостола Павла, во втором послании к Коринфянам: «…чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы, – не говорю «вы», – похвалившись с такою уверенностью (ἐν τῇ ὑποστάσει ταύτῃ)» (2Кор 9:4);
«Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности (ἐν ταύτῃ τῇ ὑποστάσει) на похвалу» (2Кор.11:17).
Видим мы слово ипостась и в послании к Евреям:
«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси (χαρακτὴρ τῆς ὑποστάσεως) Его» (Евр.1:3).
Ипостась в философии
Платон первым обозначил ипостаси, описывая Божество. Таким образом он определил взаимное отношение Единого, Ума и Души.
В философии слово ипостась имеет значение индивидуального бытия. При этом Великие Каппадокийцы провели границу между понятиями «сущность» (природа, естество) и «ипостась». Сущность и ипостась различаются так же, как общее и частное.
Святой Василий Великий писал: «Во Св. Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается существу, а ипостась означает особенность каждого Лица». Великие Каппадокийцы отождествили Лицо и Ипостась, ввели новое понятие – «личность», которого не существовало в язычестве.
Читайте также:
- Между богословием и жизнью
- Молитвенное богословие о Церкви
- “Тварная сущность” и “Божественная сущность” в духовном богословии преподобного Симеона Нового Богослова