Размышляя о фильме, хочется, прежде всего, говорить о его положительных сторонах.
К теме Моисея в искусстве не раз обращались, в том числе в кинематографе. И вот – новая, уже современная попытка.
Фильм «Исход» – это, прежде всего, повод для серьёзного разговора, для диалога. В кинотеатре во время просмотра я наблюдал за реакцией зала: зрители смотрели внимательно и сосредоточенно, не было привычного хруста поп-корном, который порой, к сожалению, можно услышать во время даже серьезного фильма.
Такой вдумчивый просмотр даёт надежду на то, что кто-то из посмотревших, возвратившись домой, возможно, откроет Священное Писание, чтобы в подлиннике прочитать о жизни Моисея.
Понятно, что в картине есть шероховатости, которые нельзя не заметить. Но идеальных экранизаций не бывает, тем более, если речь о таких масштабных темах.
Перед режиссёром, на мой взгляд, стояла серьёзная проблема: как языком кинематографа показать чудо, например, превращение воды в кровь. Я считаю, по мере сил, он с ней справился. Мы не знаем, как буквально всё происходило тысячелетия назад, Священное Писание не даёт подробных комментариев. Но передать так, как мы увидели на экране, языком кинематографа, наверное, можно.
В кино есть образ Ангела или – Бога в образе мальчика. Думаю, ничего катастрофического в этом нет. Мы знаем образы гораздо грубее, и то, что представлено в фильме, все же лучше, чем, скажем, какой-нибудь «мультяшный» Ангел или дедушка с седой бородой, символизирующий Бога.
Да, и образ мальчика вызывает вопросы, особенно когда он кричит: «Я хочу, чтобы египтяне просили пощады!» Понятно, что православным трудно вложить такие слова в уста Бога и представить, что Он хочет, чтобы у Него просили пощады.
Мне очень понравилась одна из заключительных сцен, которую, на мой взгляд, можно считать основной в картине: Моисей едет в своей палатке, придерживая руками Скрижали Завета. Он выглядывает и видит, что мальчик идёт вместе с Его народом.
Языком кино было показано, что в «Исходе» Бог не оставлял Своего народа.
Так что, на мой взгляд, фильм стоит смотреть, критиковать, обсуждать. Может быть, после просмотра, как я уже сказал, кто-то откроет для себя Священное Писание, мир Ветхого и Нового Завета.
Фильм активно смотрят школьники. А значит, у нас появляется возможность диалога с ними по этому поводу, в ходе которого как раз можно обратить внимание и на шероховатости картины: «А давайте сравним, что в Библии, а что в фильме». Святитель Григорий Нисский называл Моисея образцом добродетели. Сейчас у современного человека есть прекрасная возможность хотя бы через мир кино прикоснуться к этому образцу.
Мне кажется, «Исход» не будет воспринят зрителями просто как очередной блокбастер, не важно, на какую тему – историческую или про роботов-трансформеров. «Исход» – серьезная картина, сподвигающая к размышлениям, отличающаяся от очередного «фэнтези», которое восхищает во время просмотра и забывается при выходе из кинотеатра. «Исход» сразу не отпустит зрителя от себя, заставит думать, осмысливать увиденное.