Есть две вещи неприятные Богу: жадный богатый и гордый нищий. Не потому неприятны эти пороки, что как-то оскорбляют Небесного Отца или как-то убавляют Его имущество. Ему для нас ничего не жалко. А потому нехорошо, что закрывают нас от Него как темное облако. Жадность и гордость отлучают нас от Бога и от Его любви.


Сказал Иисус сын Сираха ( из Старого Завета): Не добро богатство человеку скупому. И на что имение человеку недоброжелательному? Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие. Кто зол для себя, для кого будет добр? И не будет он иметь радости от имения своего. Нет хуже человека, который недоброжелателен к самому себе, и это — воздаяние за злобу его. Если он и делает добро, то делает в забывчивости, и после обнаруживает зло свое. Зол, кто имеет завистливые глаза, отвращает лицо и презирает души.

Глаза любостяжательного не насыщаются какою-либо частью, и неправда злого иссушает душу. Злой глаз завистлив даже на хлеб и в столе своем терпит скудость. Сын мой! по состоянию твоему делай добро себе и приношения Господу достойно приноси.

И Старый и Новый Завет это не просто тексты. Это Завет. Договор с Богом. Завет о любви Его к нам. Очень полезно вчитываться в текст договора между Богом и человеком. В этом тексте о смысле нашей жизни и смерти.

Евангелие, кроме прочего, тем хорошо, что имеет отношение к жизни каждого из нас. А еще Евангелие это слово для вечности, для каждого столетия, года и дня. Поэтому я расположу свое рассуждение как часовые шестеренки одну рядом с другой. Одно колесико – Закхей, другое – мы.

В богатстве много приятных сторон. Оно приносит удобство, честь, власть, вольность. Однако, вместе с ним приходит отчуждение, подозрительность, цинизм и лукавство. Богатые часто обижаются, что в них видят только мешок с деньгами. Но обижаться тут нечего. Что с вас еще взять? Богатых часто ненавидят, даже когда они делают подарки. Страшно так жить без любви к Богу и людям. Так жил мытарь Закхей.
Что же происходило в душе Закхея? Как чувствуют себя люди, которые, подобно ему, живут неправдой, Бога не боятся и никого не стыдятся? Их грешная душа не знает покоя ни днем, ни ночью. Как тяжело им выносить презрение и ненависть народа! Сердце, как злой червь, точит их собственная совесть. Но страсть сребролюбия все заглушает: «Пусть презирают нас, — говорят они, — зато мы богаты. У нас все есть».

И с нами такая же история. Часто вражда – обычное наше состояние. Поэтому нам нужны такие друзья, которые могли бы часами слушать, как нас искушали враги, начальство и близкие, а мы давали им отпор. Жалобы другу так сладки и жалко, что не бесконечны.

Поэтому я , обычно, начинаю исповедь со слов:

— Всем все простили? Со всеми в мире? Зло ни на кого не держите?

Возможно, мы не так богаты, как мытарь Закхей, но вражда – тихая ржавчина нашей души, нам хорошо знакома. И в основном, это связано с деньгами. Так, что от них в равной мере страдают и бедные и богатые. Поэтому, мы все в той или иной мере мытари. Перед постом бывает неделя о мытаре и фарисее и тогда, многое наши прихожане особенно радостно поздравляют друг друга?

— Наша неделя!

Зря говорят: «Мне безразлично, что люди обо мне думают». Небезразлично. Вражда сушит и угнетает душу, а хочется жить светло и чисто. Возможно, поэтому начальник налоговой службы Иерихона Закхей пошел посмотреть на того, о ком говорили, что Он чист и свят. Эти люди всегда манящая загадка.

И нами иногда овладевает любопытство и манит тайна святости. И нам, бывает, интересно вновь найти Христа в своей хладной душе и приходим в храм или ищем увидеть святого человека. Поэтому пожилой, солидный и уважаемый человек Закхей полез на дерево. Ему было плевать, что скажут те, кто его ненавидит и кого он сам презирал. Ему в его одиночестве был интересен только Мессия, который устранит и эту вражду, и болезненную тягу к деньгам и весь ужас холодного сердца.

Очень важно заметить, что он искал Иного. Он, веря обетованию, ждал Избавителя. И он сам первый сделал шаг навстречу. Вообще, весь смысл жизни в этом шаге. Все остальное не стоит и осеннего мусора, который жгут в парках.

Огромная толпа шла по улицам Иерихона вместе с Христом. И все они оказались Богу менее интересны, чем злой и жадный мытарь. Мытарь, в самом деле, был странным. Он не желал здоровья, он не просил уверенности в завтрашнем дне или денег. Они у него были. Ему не нужно было обещанного Царства. Он искал того, чего не нужно было другим — Иного мира . Единственный среди шумного города. Если бы можно было выключить звуки случайных слов в этом шествии, то в наступившей тишине можно было бы услышать только голос Закхея и Бога, вдруг увидевших друг друга. Люди века сего мира премудры, в своем роде. Эта премудрость сослужила мытарю службу и вынесла его к лицу Христа, как блудного сына.

Из Евангелия:

Когда блудный сын был еще далеко на пути к дому, отец увидел его, сжалился, и, выбежав ему навстречу, пал на шею и целовал его. …

Тогда Иисус рассказывал притчу о самом себе. Сейчас Он подошел к дереву и сказал:

— Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

Можно представить себе шок мытаря, привыкшего к ненависти. Какой-то необыкновенно прекрасный человек, пред лицом которого мечтал встать каждый житель Иерихона, улыбнулся ему ( а нельзя было не улыбнуться видя солидного человека на дереве) и предложил стать другом. Ведь хлеб делят только с друзьями.

Вдруг все перевернулось в его душе, он внезапно стал другим человеком

Мы тоже принимаем на Литургии Хлеб из рук Христа и ничего. Приняли, вздохнули и пошли домой, думая о своем. Голос Бога плохо слышен нашей душой в обычное время. Но бывают случаи, когда Он нас выручает нас и тогда мы слышим сердцем его голос и чувствуем Его любовь, но редко пускаем Его к себе под кров души.

Закхей принял Его с радостью.

Уже здесь можно оставить сравнение Закхея с нами. Он пошел так далеко, что то, что с ним случилось нам, вряд ли понятно. Умом-то понятно. Взял и отдал деньги. А понять душой или делом это нам почти невозможно. Отдал сначала половину имения, а из оставшегося отдал вчетверо тем, кого ободрал. Так ведь весь его капитал – это лихва. Значит отдал все, да еще приплатит из того чего пока нет, но потом будет! Не стыдно быть богатым. Стыдно умереть богатым.

Закхей смог сделать то, чего не смог богатый юноша и фарисей. Помните как Христос посмотрел на богатого юношу с любовью ( А! Так ты серьезный человек) и обратился со словами :

— Одного тебе не достает: раздай имение нищим и следуй за Мной.

Это было так странно, что даже апостолы удивились: «Да кто это может?» И вот нашелся тот, кто смог. Конечно, смог с помощью Бога. А Бог смог с помощью радости благодати. Христос не предлагал Закхею оставить имение. Он сам сделал это. Мытарь сам проник в замысел Бога!

Вино радости Рая Господь не может дать против воли человека. В неочищенное сердце эта радость не вливается. Закхей был умным человеком, и он понял, что препятствие между ним и Богом — деньги. И он их решительно отбросил. Он умел руководить не только людьми, но и собой. Это тоже важно- уметь быть собой, уметь разбирать завалы в своем сердце.

А когда не стало препятствий между человеком и Богом, то пришло спасение всему дому Закхея. За кадром остались люди его семьи. Но раз Христос сказал, что пришло спасение этому дому, значит так и стало. И домочадцы спаслись. Но спаслись не автоматически, а потому что, очевидно, сами были хорошими людьми

Я раньше не видел того, что Евангелие наполнено радости. И вот новый случай снова утешить сердце воспоминаем благодати встречи с Небесным Отцом:

Отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Зачем мы живем, если нашему сердцу незнакома эта радость?

Закхей! Ты трапезничал с самим Богом, как Авраам. Ты видел Пасху в своем доме. Господь Сам обещал тебе Рай. Слышишь меня? Скажи Христу от меня, что тоже желал бы Его видеть:
«Ты видишь с высоты святой славы Твоей — как скучает душа моя по Тебе. … Скучает душа моя по Тебе, Господи: Ты скрыл лице Твое от меня, и я смущен, и душа моя снова смертельно желает видеть Тебя, ибо Ты привлек душу мою.» (Силуан Афонский)

Но Христос тоже хочет видеть меня. Это радостное знание, что то о ком мы мечтаем, тоже скучает обо мне и желает войти в мой дом.

Художник Елена Черкасова. Введение души в Рай

Художник Елена Черкасова. Введение души в Рай

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.