И, несмотря на то, что, обращая взгляд в глубины собственного я, человек признает, что главной его проблемой является грех, он не выказывает никакого желания научиться бороться со своим противником диаволом, который так легко входит в нашу жизнь и руководит ею.
Поведение и манеры диавола известны. Отцы Церкви положили свою жизнь на борьбу с ним, став нашими учителями. Они рассказывают нам, как зло поселяется в наших мыслях и чувствах, полностью подчиняя себе наше поведение, движения, слова и поступки.
Часто человек после вмешательства диавола, усыпляющего совесть и руководящего человеческой жизнью по своему усмотрению, будто пробуждается ото сна и не может узнать себя в своих словах и поступках. Как будто кто-то другой совершал их вместо него.
И как во всем этом хаосе, царящем внутри человеческой личности, найти радость, гармонию и единение? Напротив, мы сталкиваемся лишь с унынием, напряжением и печалью.
Однако внутри нашей Церкви можно обнаружить настоящий рай: радость, хорошее настроение, свободу, бескорыстие и единство со всем сущим. Когда мы встречаем человека, обладающего всем этим, мы можем быть уверены, что он сознательно или бессознательно находится в состоянии внутренней работы и борьбы с демоническими силами. Как он научился этому? Кто научил его? Каждый конкретный случай требует отдельного рассмотрения, помогающего понять, как люди борются со злом в своей жизни.
Рассмотрим примеры из окружающей действительности.
В последнее время мы столкнулись с кризисом, пустотой, охватившей множество сердец, растущим день ото дня унынием, себялюбием, все большим числом распавшихся браков, мы наблюдаем молодежь, пребывающую в легкомыслии.
Можно ли, смотря на все это, не уловить связи с тем, что было сказано выше? Не увидеть за всем этим безразличие и равнодушие к присутствию зла, а значит, бесовских сил, равно как и отсутствие какой-либо борьбы с ними? Молодежь взрослеет, а мы, взрослые, не говорим, кто ее настоящий враг, где он находится и что им движет.
Трагично наблюдать, как нежные молодые души попадают в руки диавола, становясь его игрушкой и забавой. Наркотики, алкоголизм, сексизм, одиночество, депрессия – все это признаки одержимости и болезни современного общества.
И все это происходит потому, что мы забыли опыт наших отцов, не принимаем во внимание их образ жизни и изменили традиционным ценностям. Для многих родителей воспитание детей перестало быть неким искусством, подчиняющимся строгим правилам, выработанным в кровопролитной борьбе со злом, а превратилось в грубую несерьезность, наполненную высокомерием и самонадеянностью – неотъемлемыми признаками нынешней эпохи.
Кто-то сказал, что, родив ребенка, не становишься матерью, как не становишься пианистом, купив пианино.
Во всем этом необходимо особенное искусство, величайшее из искусств – искусство жить. Жить вопреки разрушительной демонической силе, стремящейся упразднить, уничтожить и обесценить человеческую жизнь. Жизнь, ради которой пострадал наш Господь, желая спасти ее и подчеркнуть ее важность.
Блажен тот, кто владеет искусством жизни. Блажен тот, кто принимает свою жизнь всерьез. Блажен тот, кто уважает этот великий дар.