Источник: портал Столетие
Как вам такая новость: гостиничный комплекс «Дом на Маяковке», расположенный в центре Москвы, готов продать или сдать в аренду помещение храма Александра Невского, который (архитектурно) является частью этого комплекса?
Одно объявление о продаже-аренде вывешено на наружной стене храма – издали видно, а второе, как сказал мне настоятель храма протоиерей Владимир Антонов, размещено внутри, в алтарной части, – и чтобы туда пройти, надо, оказывается, испросить позволение у владельцев — ООО «Виченза». По словам о. Владимира, несколько последних месяцев «под различными предлогами настоятелю и старосте Нине Орешко чинятся препятствия при посещении храма: не выдаются на руки ключи от входной двери, проход разрешается лишь в сопровождении сотрудника охраны».
А накануне дня памяти перенесения мощей св. Александра Невского, 12 сентября, после того, как храм был подготовлен и украшен к совершению молебна, представителем компании было объявлено, что в храм будет допущено не более пяти молящихся!
Пройти удалось большему количеству людей, но суть происходящего от этого не меняется. «Учредитель «Вичензы» Александр Флинк официально уведомил Патриарха Кирилла об ограничении количества участников молебна пятью персонами», — говорил о. Владимир. И ситуация усугубляется.
Когда недавно в храме решила побывать съемочная группа телеканала «Россия 1», внутрь смогли пройти только телевизионщики, а настоятеля и старосту охрана не пропустила: не велено! Не пустили в храм и корреспондента «Церковного Вестника» Дмитрия Анохина. «Сам Александр Флинк, — написал потом журналист, — без обиняков заявил, что он человек неверующий, и даже атеист, и в жизни никогда ничего никому не дарил (а уж собственную недвижимость – тем более)».
Удивительная история, не правда ли? Хотя, наверное, следовало и можно было бы сказать жестче: просто отвратительная. Напрашиваются и другие оценки. Особенно – сравнивая (волей-неволей!) происходящее ныне в столице Государства Российского, в котором абсолютное большинство населения относит себя именно к православным, с событиями, скажем, Смутного времени, когда в Кремле сидели поляки.
Оккупанты закрывали православные храмы, сдавали их в аренду, всячески глумились над верующими.
Еще хуже было положение православия в Малороссии, что не раз служило причиной крестьянских бунтов и казацких восстаний. Вспомните хотя бы «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.
Историческую достоверность литературного произведения, конечно, можно и под сомнения поставить, но вот факт бесспорный, и только один из многих. В 1632 г. на польском сейме православные братства выдвинули жалобы на притеснения, некоторые из них я процитирую: «В Киеве церковь св. Софии и другие опустошены, равно как и Выдубицкий монастырь, находящийся во владении униатов… В Вильне церкви обращены в корчмы, кухни, гостиницы… В Минске церковный пляц отдали на татарскую мечеть… В Турове насильно отобрали церкви с имуществами и православного владыку (т. е. грека Авраамия Стагонского) выгнали из города».
И вот в наши дни из того далекого и, казалось бы, безвозвратно ушедшего прошлого, легко перебрасывается «мостик» уже в наши времена: храмы оскверняют, продают, сдают в аренду.
В прошлом году разгорелся скандал в Тверской области, когда на аукцион по цене однокомнатной квартиры было выставлено здание древнего монастыря. Впервые в России!
Продавцы пытались выдать его за нерелигиозный объект: «бывшее здание спортивной школы». Местная епархия в итоге добилась отмены аукциона. Заметим, что сегодня большая часть зданий религиозного назначения в России являются отчужденной в советское время собственностью РПЦ. Теоретически их должны (а по факту – могут) вернуть Церкви в соответствии с Законом о возвращении имущества религиозного назначения. Но при этом существует ряд условий для передачи зданий в церковную собственность. Часто эти условия выполнить очень трудно. Например, если в бывшем храме располагается детский сад, школа или другие социальные объекты, то передавать их бывшему владельцу можно лишь после предоставления равноценной площади. Эта задача разрешима далеко не всегда.
В случае с храмом Александра Невского, как сообщает «Церковный вестник», собственник вообще считает, что «…это и не храм вовсе. Он просто внешне похож на храм, но таковым не является».
Действительно, сайт «Дома на Маяковке» определяет этот объект как памятник архитектуры середины XIX столетия, построенный для Комиссаровского технического училища (1866 г.). Здесь 26 августа 1871 г. во имя святого Александра Невского была освящена домовая церковь. В 1891 году по Садовому кольцу вырос целый комплекс новых зданий училища, где после революции находилась военно-политическая академия, а домовая церковь использовалась как столовая. Министерство обороны РФ в 2002 г. признало эту часть бывшего единого училищного комплекса «непрофильным активом» и продало ее обществу с ограниченной ответственностью «Топ лэвел» (правопреемником его является сегодня ООО «Виченза»). 28 июля 2005 г. появляется распоряжение столичного правительства о реконструкции объекта в срок три с половиной года. Несколько позднее с указанной фирмой был заключен инвестиционный контракт, обязывающий, в том числе, и восстановить церковь. После реализации этого намерения по контрактным условиям храм в качестве городской доли переходил столичным властям, которые планировали безвозмездно передать его Русской православной церкви для размещения патриаршего подворья. Указом Патриарха Алексия II был назначен тогда и настоятель — клирик храма «Большое Вознесение» протоиерей Владимир Антонов, начала формироваться община.
По словам о. Владимира, заказчик еще до подписания документов официально обещал восстановить бывший домовый храм училища за свой счет. «Но с началом работ заказчик все тянул и тянул, срывая предписанные сроки, и дотянул в результате до кризиса 2008 года. И тут этот объект оказывается в числе вновь выявленных памятников истории и архитектуры. Двухуровневая подземная парковка, на которую первоначально рассчитывал «Топ лэвел», по закону становится невозможной. По остальным строениям, в том числе и по церкви, работы продолжались. Строители даже в рабочем порядке вполне цивилизованно со мной консультировались, но было понятно: коммерческая заинтересованность в дальнейших инвестициях быстро угасает», — говорит протоиерей Владимир Антонов. В марте прошлого года председатель правительства Москвы Сергей Собянин распорядился расторгнуть инвестиционный контракт с ООО «Топ лэвел» по взаимному соглашению сторон. Застройщику из городского бюджета вернули 68,7 млн. руб, которые он потратил на обновление городской инфраструктуры, в том числе, и обеспечивающей функционирование церковного здания. Что делать сейчас?
По мнению инокини Ксении (Чернеги), руководителя Юридической службы Московской Патриархии, Федеральный закон № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный президентом РФ 30 ноября 2010 г., не распространяется на имущество религиозного назначения, находящееся в частной собственности, поэтому на его основании религиозная организация в собственность вышеупомянутое строение получить не может. Возможно, следует поставить вопрос о применении последствий ничтожной сделки в отношении договора купли-продажи этого объекта в собственность компании, однако в этом случае есть риск отказа в удовлетворении иска в связи с истечением срока исковой давности. Как полагает юридическая служба Московской Патриархии, управлению Патриархии по г. Москве следует договариваться с собственником объекта и совместно искать компромиссные варианты. В качестве таковых можно предложить, например, выкуп данного объекта в церковную собственность либо получение его в безвозмездное пользование, аренду и т.д.
Ситуация, похоже, зашла в тупик. Но уже сегодня можно сказать, что закон «о реституции» церковной собственности требует серьезной и незамедлительной доработки.
А пока суд да дело, хотелось бы остановится на другой стороне этого конфликта. В нем видится не только повторение нашей же собственной истории, ничтожно малой части которой я коснулся выше, но и, в определенной мере, проявление характерной для современного мира тенденции.
Последние годы в Европе продаются сотни католических и протестантских храмов и монастырей. Храмы становятся общежитиями, ресторанами, клубами и дискотеками. Ходить в церкви стало некому, т.к. количество верующих за последние десятилетия в Европе стремительно сокращается. Буквально на днях во французском городе Вьерзон из-за финансовых затруднений выставлена на продажу церковь Сент-Элуа. Построенная в рабочем квартале в 1955 г., сейчас церковь находится в центре жилого района, заселенного в основном турками и марокканцами. И католическая епархия города решила продать одну из шести принадлежащих ей католических церквей марокканской общине.
Это уже не первый случай превращения церкви в мечеть. Во Франции, которая некогда считалась «старшей дочерью» Римско-католической церкви, за последние 30 лет из-за отсутствия верующих закрылся каждый второй приход. В этой стране, где самая большая в Европе мусульманская община – 5 млн. человек, строится 150 новых мечетей. Рядом, в бельгийском Антверпене, мечетей уже 35. Мусульмане составляют более 6% населения Европы, и подобная практика становится повсеместной.
Газета «Neue Luzerner Zeitung» описывает случаи в Германии, когда, например, церковь св. Креста в Вуппертале была переоборудована в квартиры для одиноких людей, воспитывающих детей. Церковь Фриденскирхе в Мёнхенгладбахе используется под социальное жилье, церковь св. Мартина в Билефельде превратилась в бистро. Сдача святого места в аренду приносит около 40 тыс. евро в месяц.
В Нидерландах множеству церквей угрожает снос из-за отсутствия средств на их содержание. Ввиду сокращения числа верующих церкви испытывают все больше затруднений в обслуживании зданий, а маленьким общинам это вообще не по силам. В стране, заметим, 19 тысяч церквей, и каждый год их становится меньше на тысячу.
Голландия, страна с веками христианских традиций, кажется, уже давно перестала быть христианской. Впрочем, не одна только Голландия — в Европе много мест, где кризис веры выглядит как предвестник куда более глубокого кризиса.
И дехристианизацию переживает сегодня не только Голландия. По данным социологических опросов, больше всего неверующих в Швеции и Норвегии. В этих странах всего 11% жителей посещают церкви. Католическая церковь в Англии за последние 10 лет потеряла полмиллиона прихожан. В Ирландии посещаемость богослужений с 1992-го года снизилась на треть. В Шотландии вообще творится непонятно что. По данным последней переписи населения, 10 тысяч шотландцев назвали себя жрицами и ведьмами и отказались от церкви. В Германии 29% детей в возрасте до 13 лет уверены, что Рождество — это день рождения Санта Клауса. И совсем катастрофическое положение в Чехии. Число прихожан всего за 10 лет упало почти в 2 раза (с 41 до 27%) — вот где идет широкая распродажа приходов! На сайте только католической епархии г. Пльзень были размещены объявления о продаже более 50 храмов. Самый дорогой из выставленных «лотов» — монастырь с участком земли в две с половиной тысячи гектаров — стоил всего 120 тыс. долларов.
Секуляризация затрагивает и другие континенты. Так, в канадской провинции Квебеке проблемы с сохранением имущества имеют почти все конфессии, но это особенно актуально для католической церкви, главной исторической общины. Здесь церкви продаются тоже из-за отсутствия денег. Например, половина приходов Монреаля нуждаются в финансовой помощи. Из-за недостатка средств здесь в течение последних лет были проданы около 20 зданий. Если в 1960 г. практикующие католики составляли 80% населения провинции, то сегодня эта цифра сократилась всего до нескольких процентов (по некоторым данным, до 5%).
Слава Богу, до такого положения дел мы не дожили. И вряд ли доживем. В Москве, например, реализуется «Программа-200», которой предусмотрено создание двух сотен новых храмов.
– Это будут небольшие храмы – на 200, 300 и 500 человек, которые появятся там, где церквей не было, как правило, ранее никогда, – сообщил журналистам куратор «Программы-200», председатель финансово-хозяйственного управлении епископ Подольский Тихон на одной из пресс-конференций.
Строительство, кстати, ведется исключительно на пожертвования. В целом, как рассказали участники пресс-конференции, стоимость храма, рассчитанного на 300 человек, вместе со всем циклом геологических, проектировочных, строительных работ и коммуникациями, составит около 220 млн. рублей, а на 500 человек – 250–270 млн. рублей. Епископ Тихон пояснил, что «есть участки, где сбор средств происходит «всем миром», методом народной стройки: люди по собственной инициативе отдают по возможности свои скромные средства, но эти пожертвования, безусловно, играют для нас всех огромную роль».
Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда отметил, что в случае с «Программой-200» «мы говорим о стратегически важной составляющей нашей жизни». Рассказывая о ходе общественного обсуждения этого проекта, он отметил:
–Его результаты показывают, что многие люди сегодня понимают беспрецедентное значение этого начинания Русской Церкви в соработничестве с городскими властями. 200 храмов в Москве – это то, что останется в истории.
Коснулся этой программы иПатриарх Московский и всея Руси Кирилл в эфире телепрограммы «Слово пастыря» 20 октября. Он рассказал, что противники активного участия Церкви в жизни общества, используют насколько аргументов, например, говорят, что на богослужениях присутствуют государственные деятели, архиереи на местах имеют добрые отношения с губернаторами и в Церковь стали приходить люди, занимающие высокое положение. «Разве это свидетельствует о сращивании? Может быть, это свидетельствует о том, что народ наш становится православным? Не сращивание, а успех миссии! Этот успех еще далек от того, каким бы мы хотели его видеть. Еще очень многое нужно сделать. Еще остается большой процент людей полувоцерковленных или только начинающих воцерковляться. Поэтому и наносится удар по программе «200 храмов», вообще по программе строительства храмов, по открытию новых епархий — потому что все это стимулирует развитие церковной жизни», — подчеркнул Святейший Патриарх.
В контексте сказанного как-то трудно, да и вряд ли уже возможно, скандал вокруг продажи домового храма Александра Невского воспринять как конфликт «двух хозяйствующих объектов».
Когда товаром становятся храмы, церкви, монастыри — это показатель разложения общества, его духовной деградации.
Этот конфликт — глумление над Православной Церковью. И пусть правовыми аспектами проблемы занимаются юристы. А мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему и в нашей стране появились торговцы храмами? О. Владимир ответил так:
— Потому, что их Бог – это деньги.
Валерий Панов