1. Два пира
Евангелие рассказывает о двух пирах. Один из них, описанный в притче, устраивает царь полный доброжелательства и милости. Однако, когда пир был готов, званные на пир не пришли. Они предпочли заняться кто куплей, кто своими хозяйственными делами, иные же, схватив посланных царем, оскорбили и даже убили некоторых из них. Разгневанный царь, строго наказав виновных, послал снова своих слуг пригласить всех, кого встретят. Собралось на пир множество гостей. Когда царь пришел, он увидел одного из гостей одетого не в праздничную одежду. Царь спросил, почему он пришел не в подобающем виде. Но тот ничего не ответил, высказав тем презрение к царю и нежелание участвовать в торжестве, за что был извержен вон. Так, хотя было много званных на пир, но оказалось мало избранных, потому что одни отказались придти, а другие оказались недостойными.
Другой пир, на этот раз не приточный, а действительный, устроил беззаконный царь Ирод. От этого пира никто не отказывался. Напротив, все званные пришли в праздничной одежде и насладились вдоволь. Пир проходил в пьянстве, разгуле, и закончился величайшим преступлением — убийством Иоанна Крестителя.
Эти два пира, описанные в Евангелии, представляют собой образы двух порядков в жизни и двух родов наслаждения. Первый — образ духовного пира и духовной радости. Его устраивает Господь. Этот пир — жизнь в Церкви Христовой. Все приглашаются на этот пир — к участию в богослужениях, особенно к Божественной Литургии и причащению Тела и Крови Христовых, к деланию добра, к собранному духовному образу жизни. Но многие из нас отказываются участвовать в этом пире тем, что пропускают церковные службы, вместо добра делают зло, житейские заботы предпочитают общению с Богом. Если мы вносим чуждое, греховное настроение в свою жизнь, то мы облекаемся в небрачную одежду. Каждый раз, когда человек плотское и греховное предпочитает духовному и божественному, он отказывается от духовного пира.
На иродский пир мы тоже приглашаемся — и многократно в день. Беда наша в том, что мы часто даже не замечаем, что нас влечет греховное желание, потому что грех обычно подкрадывается незаметно. Так сам Ирод поначалу даже с удовольствием слушал Иоанна Крестителя. Вероятно, он сознавал греховность своего желания, но не боролся с ним и, наконец, дошел до греха убийства величайшего праведника. Мы идем каждый на скверный пир Ирода каждый раз, когда соглашаемся на зло, когда избираем плотские и греховные наслаждения, когда бываем немилосердными или невнимательными к своей душе.
Начав с малого, потом бывает трудно остановиться. Если во время не опомниться и не взять себя в руки, можно дойти до величайших грехов и преступлений, за которыми последуют вечные мучения.
Как тогда, так и теперь к каждому из нас Иоанн Креститель взывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» Покайтесь, дабы наслаждаться в светлых и вечных обителях пира Агнца, закланного за грехи всего мира, а не разделить с дьяволом его пира мучений в тартаре и тьме кромешной. Аминь.
2. Благоразумный разбойник
Иисуса Христа распяли, как мы знаем из Евангелия, посреди двух разбойников. Один из них поносил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас.» Другой же разбойник стал унимать своего товарища: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.» И, обратясь к Иисусу, сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое!» На это он услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:39-43).
Так повествует Евангелие о глубоко назидательном и умилительном событии: о помиловании Христом разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте.
Чем заслужил разбойник такую милость и притом так быстро? Ведь все ветхозаветные праведники, включая св. Иоанна Предтечу, находились еще в аду. Туда же собирался спуститься и Сам Господь, правда не для того, чтобы там страдать, а чтобы вывести оттуда узников. Господь еще никому не обещал Царство Небесное. Апостолам обещал лишь, что Он возьмет их в Свои обители, когда приготовит им место там.
Итак, за что именно перед разбойником так быстро открываются двери рая? Вникнем в состояние души разбойника и в окружающую его обстановку.
Разбойник всю свою жизнь провел в различных преступлениях. Но, видно, в глубине его души еще осталась искра добра, и когда он увидел страждущего Христа — ни в чем неповинного Праведника, молящегося за Своих врагов, — в нем пробудилась совесть. Разбойник мог вспомнить пророческие слова Исаии: «Не было в Нем ни вида, ни величия. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни … Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами его мы исцелились» (Исаия 53:2-3). Так или иначе, глядя на Христа, разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и собой. Христос — величайший Праведник, прощающий Своих мучителей и молящийся за них Своему Небесному Отцу, а сам разбойник — грабитель и убийца.
Взирая на Висящего на кресте, разбойник словно в зеркале увидел, как он глубоко нравственно пал. В этот момент все лучшее, что было похоронено в глубине его огрубевшей души, внезапно пробудилось и стало искать выхода. Разбойник стал сознавать, что эта трагическая развязка стала итогом его собственных беззаконий. Злобное настроение против исполнителей казни сменилось в нем чувством глубокого покаяния. Вместо того чтобы обвинять других, как делал это его товарищ по грабежам и несчастью, он почувствовал самого себя повинным суду Божию. Отвратительной и ужасной представилась ему его прежняя беспутная жизнь. Вся его душа стала рваться от прежней грязи ввысь к свету, ко Христу. Внешне ничего не изменилось. В глазах палачей он продолжал быть злодеем, но в глубине души он стал преображаться в ученика Христова.
Разбойник не мог не слышать о великом Учителе и Чудотворце из Назарета. Происходившее в Иудее и Галилее было предметом многих разговоров в народе. Но прежде это не привлекало его внимания. Теперь же, оказавшись вместе со Христом в одинаковом положении, он увидел Его нравственное величие.
Кротость, всепрощение и молитва Христа за распинателей поразили разбойника. Не поколебаться в Своем учении о всепрощении и переносить всю низость людской злобы от тех, которым творил благодеяния, мог лишь Тот, Кто Сам был источником Любви. Но больше всего потрясло разбойника обращение Христа к Богу, как к Своему Отцу. В таких обстоятельствах и с такой силой духа мог обращаться к Богу-Отцу только Тот, Кто истинно сознавал себя Сыном Божиим.
В душе разбойника стала зарождаться вера в Христа как в обещанного пророками Спасителя. Толпа не узнала Его, не поняла и отвергла, поэтому теперь Сын Божий возвращается в тот Мир, из которого пришел. Да, Он не может быть никем другим, как только обещанным Мессией. А если так, то Он властен прощать людям их согрешения! У разбойника зародилась надежда, что он может быть помилован на предстоящем суде Божием. Ведь если Иисус простил Своих распинателей, то не отвергнет Он и того, кто разделил с Ним Его горькие страдания.
Правда, обращение к Иисусу со словами участия и покаяния будет встречено глумлением собравшейся тут толпы. Признать Его Сыном Божиим — значит навлечь на себя еще больший гнев иудейских старейшин. Но что значит их гнев? Ведь они не смогут причинить ему мучений больших тех, которые он уже терпит. Да и что могут значить гнев властей или насмешки толпы для того, кто вскоре должен предстать пред Небесным судьей. Пусть хулящие Христа поносят и его. Этим они соединят его участь с участью Сына Божия!
И вот, вразрез всему, что происходило вокруг, благоразумный разбойник стал увещевать своего товарища, висевшего по левую сторону от Христа, а затем обратился к Христу с мольбой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» То была мольба полная покаяния и веры. В этот момент родился истинный ученик Спасителя.
Прежние ученики поколебались в своей вере в Иисуса, потому что они ожидали в Нем земного Царя и хотели разделить с Ним Его земную славу. Но унижения и распятие Христа поколебали их веру, и они покинули Его. Даже возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн, хотя и пребыл верным Иисусу и последовал за Ним до Голгофы, но он еще не всецело уверовал в Божественность Учителя. Лишь после Воскресения Христова, войдя в пустой гроб и увидев пелены и головной плат, которым при погребении было обвито Его Тело, апостол Иоанн «увидел и уверовал.»
В эти страшные минуты на Голгофе один лишь благоразумный разбойник понял, что Царство униженного и преданного на позорную смерть Иисуса «не от этого мира.» Но именно этого Царства и начал желать разбойник: затворялись за ним врата земной жизни, открывалась вечность. Счеты с земной жизнью у него были покончены, и он начал готовиться к жизни вечной. Теперь у порога вечности постыли для него обманчивые блага мира сего. Он осознал, что подлинное величие заключается в величии духа, и в праведном Иисусе он узрел Небесного Царя. Не счастья или славы он стал просить у Него, а лишь помилования.
Вера разбойника, родившаяся из преклонения перед нравственным величием Христа, оказалась даже крепче веры Апостолов. Он открыто перед ненавистниками Христа исповедовал Его Господом. Этим он стал первым исповедником веры и даже мучеником за Христа. Действительно, если он не побоялся признать своим Господом Того, Кого все отвергли и над Которым сосредоточилась вся ненависть начальников и толпы, он, несомненно, не устрашился бы и пострадать за Него. Такое глубокое покаяние разбойника родило в нем смирение, что в свою очередь послужило прочным основанием веры.
Господь обещал: «Всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я перед Отцом Моим Небесным» (Матф. 10:32). Разбойник исповедал Христа тогда, когда никто не осмелился сделать это. Он первый познал Царство Христово, посему и первым входит в него. Он первый уверовал в «Иисуса Христа и притом распятого» (1 Кор. 2:2), первый проповедал Христа распятого, Который для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор. 1:23-4). Посему он первый и испытывает на себе милость и силу Божию.
Полное раскаяние в своих преступлениях, глубокое смирение, твердая вера в распятого Господа и исповедание Его тогда, когда весь мир отверг Его, — вот из чего сплетен венец, венчавший главу бывшего разбойника, вот из чего сковался ключ, отверзший ему двери рая!
Многие из нас, произвольно греша, надеются на предсмертное покаяние и спасение по примеру благоразумного разбойника. Но способны ли мы на его подвиг? Окажемся ли мы способными тогда мгновенно нравственно переродиться и духовно возвыситься подобно «спутнику Христову, мал глас испустившему и великую веру обретшему?» Не восхитит ли нас внезапная смерть, оставив нас обманутыми в надежде на покаяние перед смертью? (Св. Кирилл Александрийский, слово «О Страшном суде»)
«Господь помиловал разбойника в последний час, чтобы никто не отчаивался. Поэтому не отлагай, грешник, свое покаяние, чтобы грехи не перешли с тобой в другую жизнь и не отяготили бы тебя сверхмерной тягостью,» — призывает всех блаженый Августин.
Благоразумие раскаявшегося разбойника да будет нам примером решительного покаяния. Позаботимся о своем полном внутреннем исправлении, предавая себя всецело воле Божией и прося у Христа милости и благодати. «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя.»
3. Покаяния отверзи мне двери
Отверзаются двери покаяния, наступает Великий Пост. Ежегодно повторяется он, и каждый раз он принесет нам великую пользу, когда мы должным образом проводим его. Великий пост есть подготовка к будущей жизни, а ближайшим образом — подготовка к Светлому Воскресению.
Как в высоком здании устраивается лестница, чтобы по ступеням легко можно было подняться на высоту здания, так и различные дни в году являются ступенями для нашего духовного подъема. К таковым особенно относятся дни Великого поста и Святой Пасхи. Великим постом мы очищаемся от греховной скверны, а в Святую Пасху ощущаем блаженство грядущего Царства Христова.
Когда человек поднимается на высокую гору, он старается освободиться от лишней тяжести. Чем меньше человек нагружен, тем легче ему подниматься и тем выше он сможет подняться.
Подобным образом чтобы духовно возвыситься, нужно прежде всего освободиться от греховной тяжести. Эта тяжесть снимается покаянием при непременном условии, что мы изгоним из себя всякую вражду и простим каждому, кого мы считаем виноватым перед нами. Так очищенные и прощенные Богом мы встречаем Светлое Христово Воскресение.
Какой же драгоценный дар Божий получаем мы тогда и что является завершением нашего постного подвига? О том говорит нам уже первое песнопение, начинающее ежедневное пение стихир поста: » И подается нам в снедь Агнец Божий, по священной и светоносной ночи воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства.»
Приобщение Тела и Крови воскресшего Христа в жизнь вечную — вот что является целью святой Четыредесятницы. Хорошо приобщиться на Пасху тем, кто исповедался и причастился во время Великого поста. Однако перед самой Пасхой трудно хорошо исповедаться, ибо священники заняты службами Страстной недели. Поэтому нужно заранее поисповедоваться и причаститься. Всякое причащение Христовых Тайн есть соединение с Самим Христом и для нас спасительно. Почему же такое значение придается причащению в ночь Святой Пасхи, к чему мы все призываемся? Потому что тогда особенно дается нам ощутить Царство Христово. Мы тогда особенно озаряемся Вечным Светом и укрепляемся для духовного восхождения.
Этот свет — незаменимый дар Христов, несравнимое благо! Пусть никто не лишает себя сей радости, и вместо причащения в Пасхальную ночь не торопится вкусить мясные и прочие снеди. Приобщение в Пасхальную ночь Святых Тайн особенно подготовляет нас к трапезе в вечном Царствии Божием.
4. Тайна Святой Троицы
проповедь архиепископа Иоанна в Духов День
Ветхозаветное Священное Писание, подчеркивая единство Божьего существа, лишь неясно и в прикровенной форме раскрывает Троичность Лиц в Нем. Так, книга Бытия, повествуя о сотворении человека, пишет: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию,» давая понять, что Бог — не одно Лицо, хотя и не уточняет, Кто эти Собеседники и сколько их. Такая же форма множественного числа употреблена и в повествовании о смешении языков при построении вавилонской башни, когда Господь сказал: «Сойдем, и смешаем языки их.» Несколько далее в книге Бытия мы находим более определенное указание на Троичность в Боге, когда Господь явился праведному Аврааму в образе трех Странников. Авраам обращается к Богу в единственном числе, хотя видит перед собою Трех.
Зато в Новом Завете тайна Святой Троицы раскрывается со всей очевидностью — как в наставлениях Спасителя и Его апостолов, так и в Божественных явлениях, которых было три: при крещении и преображении Господа Иисуса Христа и во время сошествии Святого Духа на апостолов в виде огненных языков.
Во время крещения Господа на реке Иордан с неба раздался Божественный голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» Здесь Бог-Отец свидетельствует о Своем Сыне; воплотившийся Бог-Сын стоит в струях Иордана, смиренно склоняя Свою голову под руку Иоанна Крестителя, а Бог-Дух Святой в виде голубя спускается на Сына и подтверждает сказанное Отцом.
Во время преображения Господа Иисуса Христа на горе Фавор с неба раздались те же слова Бога-Отца, что и при Крещении, но с добавлением — «Того слушайте.» Опять здесь явление Троицы: Бог-Отец говорит, воплотившийся Сын Божий являет Свое преображенное человеческое естество, а Дух Святой сияет светом Божественной славы.
И, наконец, в третий раз, уже после Воскресения и Вознесения Господа, Бог являет себя в сошествии Святого Духа на апостолов . Здесь Бог-Дух Святой, от Отца исходящий, являет Себя в виде огненных языков, и этим исполняет обещанное Сыном. В этом чудесном событии Дух Святой обнаруживает Свою всемогущую и возрождающую силу, преображающую человека на его пути ко спасению. С этого времени Дух Святой в каждом христианине завершает дело спасения, начатое воплотившимся Сыном Божиим.
Так в новозаветное время троекратно совершилось откровение Отца, Сына и Духа Святого -Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной. Открыл Себя людям Тот, Кто еще в самом начале сказал: «сотворим по образу Нашему.» Таким образом, тайна творения мира связана с тайной Святой Троицы.
Бог создал мир Своим Словом: «Сказал и стало.» Замечательно, что святая Библия «Словом» называет Бога-Сына. Слово Божие — это не только нечто похожее на наше слово-звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В начале было Слово» и «Слово было Бог,» — мы читаем в Евангелии от Иоанна. Бог-Отец творит мир Своим Словом, т.е. через Сына. Бог-Сын, Слово Божие, творит мир с участием Духа Животворящего. Действительно, святая Библия говорит, что, когда Бог создавал наш вещественный мир, Дух Божий «носился над бездной» — еще не образовавшимся естеством.
Русское слово «носился» не передает полностью значение оригинального библейского выражения. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой парил над новосозданным миром, но и то, что Он оживотворял его, согревал его, как наседка, высиживающая цыпленка. Это обстоятельство внушает нам мысль, что Бог любит мир, который Он создал и который, через человека, Он призвал к участию в Своей божественной жизни и славе.
С грехопадением первозданного человека вещественный мир тоже потерпел повреждение и с тех пор разделяет с человеком его осуждение. Поэтому спасение человека будет одновременно и начало обновления мировых стихий.
Спасения человека начинается на Иордане — через покаяние и погружение в воду. «Днесь вод освящается естество,» — поет Церковь на праздник Крещения. Здесь весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается послужить обновлению человека. Освящается сначала вода, а не что-либо другое, так как, по объяснению апостола Петра, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3:5).
Во время Преображения прославляется Богочеловек. Его слава — не просто изменение внешнего образа, но подлинное прославление и преображение человеческого естества и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Своего Небесного Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, чтобы апостолы поняли, что им открыт путь к Царству Христову, где они будут сиять тем же светом божественной славы.
В сошествии Святого Духа на апостолов человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той божественной жизни и славы. Здесь преображается не только тело, но и дух человека, принимающего Духа Святого и желающего той новой жизни. Сойдя на апостолов, Дух Святой через них сошел на всех христиан, идущих путем спасения. Он сошел в образе огненных языков потому, что возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все греховное. Предсказано в Писании, что при Втором пришествии Спасителя наш вещественный мир сгорит и станет «новым небом и новой землей,» после того, как будет очищен огнем.
При сотворении первого мира сначала было образовано тело человека, а потом ему был дан богоподобный дух — «вдунул Бог дыхание жизни.» Так и в создании обновленного мира: прежде в Крещении освящается вода — вещественный мир; затем освящается человеческое естество — в Преображении; и наконец, совершается возрождение и преображение человеческого духа — в сошествии Святого Духа.
Каким способом мы можем почтить наших близких усопших?
Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники.
Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.
Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично.
Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.
Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии.
Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.
Другое, что приносит большую отраду душам усопших, — творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему — все равно, что сделать то ему самому.
Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней; однако сестры монастыря по небрежности исполняли то лишь девять дней.
Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и иерейские молитвы, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».
Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь.
Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.
Неделя 7-я по Пасхе, 1941 г. Шанхай