К

Богослужения, совершаемые ежедневно в православных храмах, творятся по Минеям. Богослужебные Минеи создавались на протяжении веков, дополнялись, дорабатывались, редактировались. На своих страницах они содержат богослужебные тексты, посвященные библейским событиям, прежде всего Новозаветным. Церковь прославляет в гимнах святых мужей и жен, просиявших подвигами святости на протяжении тысячелетий. Богослужебные тексты содержат православное вероучение, учат благочестию. Кроме того, содержащиеся в Минеях тексты были написаны гимнографами в горении веры, причем некоторые из них были позднее канонизованы Православной Церковью и их памяти вошли в Месяцеслов; им также были составлены службы.

Богослужебные тексты наряду с житийными могут быть духовным чтением для благочестивого читателя. Как и жития, они могут явиться предметом научного изучения. Единственным обобщающим трудом по этой проблематике на сегодняшний день является труд Ф. Спасского “Русское литургическое творчество (По современным Минеям)” (Париж: YMCA-Press, 1951). Он написал свой труд, исследуя богослужебные Минеи синодального издания. Рецензент этой книги справедливо отметил: “Книга Ф. Спасского исследует очень интересную страницу русской истории литературы, которая в последние десятилетия едва ли попадала во внимание исследований”1.

Изданию данной книги предшествовал ряд публикаций автора, самая ранняя из которых посвящена вопросам вероучения, содержащимся в богослужебных Минеях2. Памятники гимнографии позволили автору выявить талант духовного писателя Древней Руси XVI века, мастера акростиха — игумена Маркелла Безбородого3. На основании изучения богослужебных текстов автор выявил особую страницу в истории православной гимнографии на Руси в XVI веке, связанную с Митрополитом Макарием (†1563; память 30 дек.)4. Акростихи и надписания служебных канонов были обобщены автором в другой статье5. Одну из поздних статей Ф. Спасский посвятил отдельной службе русскому святому XVI века — преподобному Феодосию Тотемскому6.

Труд Ф. Спасского ныне малодоступен для исследователей, к тому же теперь, после выхода месячных Миней издательства Московской Патриархии, он нуждается в продолжении. После выхода сентябрьской и октябрьской Миней архимандрит Иннокентий (†1994), приложивший много усилий по их изданию, писал, что Минеи “воплощают в жизнь замыслы многих поколений русских людей, стремившихся передать в той или иной форме рукописной традиции самобытное русское предание о своих святых, составляющих нетленную структуру Церкви”7. Ниже автор отметил: “Настоящее издание литургических памятников и источников агиографии Русской Церкви является важным научно-богословским вкладом в богословскую литературу Русской Православной Церкви”8. На Юбилейном Соборе в 1988 году митрополит Питирим отмечал: «В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси закончена работа над богослужебными Минеями. Проделан большой исследовательский труд, собран и обработан обширный литургический, исторический и агиографический материал, что позволило почившему митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Антонию назвать это издание “энциклопедией русской святости”»9.

Выпущенные Минеи максимально вобрали в себя богослужебные тексты, отразив ситуацию, изменившуюся по сравнению с Синодальным периодом. В те времена месячные Минеи не были ориентированы на такой охват богослужебных текстов, поскольку наряду с Синодальными Минеями существовал большой пласт служб, издававшихся в епархиях, в монастырях небольшими брошюрами. Изданные Патриархийные Минеи в максимальной степени включили в себя такие издания, а также по возможности службы, сохранившиеся в рукописной традиции.

Годовой круг книг открывает Сентябрьская Минея, выпущенная в 1978 году. Перед каноном службы преподобному Макарию Каневскому чудотворцу (†1678; память 7 сент.) имеется надписание, указывающее акростих канона10: Макария молитвами помилуй нас, Спасе11. В создании акростиха участвуют все буквы тропарей канона, то есть и богородичнов, частично седальна, а также кондака и икоса. В 8-й песни третий тропарь нарушает акростих, так как он начинается не с “А”, а с буквы “Н”. Богородичен восьмой песни не участвует в акростихе, а девятая песнь дает последнее слово акростиха Спасе.

В службе преподобному Никандру Псковскому (†1582; память 24 сент.) указывается Канон святому Никандру, его же краестрочие: Ника/ндр/е пр/епо/доб/не, р/аду/йся12. Богородичны в создании акростиха не участвуют, причем в первой песни канона, в отличие от последующих, не три, а четыре тропаря.

Перед каноном службы преподобному Галактиону Вологодскому (†1611; память 24 сент.) указан акростих: Новая новому гимнодия изрядно преподобному Галактиону. Первая песнь дает следующий текст Нов..я13. Третья песнь — нов..м. Последнюю букву “у” может дать или богородичен седальна, или первый тропарь четвертой песни. Остатки акростиха далее заметны в конце канона, в восьмой, девятой песнях: … ла…о[н]у. Можно сделать некоторые выводы. Акростих, согласно надписанию, состоит из 48 букв. Число тропарей в каноне значительно меньше. Судя по всему, удалены тропари перед богородичнами; последние участвуют в образовании акростиха.

Впрочем, при отсутствии надписания акростиха перед каноном службы акростих в службе может быть. Например, в службе святителю Иоасафу Белгородскому (†1754; память 4 сент.) на память обретения его мощей в 1911 году первые буквы тропарей канона без богородичнов дают следующее обращение к святому: Иоасафе святителю молися о Царе и людех14. Так гимнограф почтил ныне канонизованного царя-страстотерпца Николая II.

Второй канон в службе преподобной Евфросинии Суздальской (†1250; память 25 сент.) имеет пространное надписание: Творение Григория смиреннаго, емуже краегранесие сице: Радуйся, преподобная главо, инокиням удобрение15. Таким образом, надписание канона содержит имя гимнографа, инока Спасо-Евфимь­ева монастыря XVI века16, а также указывает акростих канона. Однако акростих в каноне не читается. Таким же образом обстоит дело и с надписанием перед каноном службы Мирожской иконе Богоматери (память 24 сент.)17 и службы преподобному Савватию Соловецкому (†1435; память 27 сент.)18. Такие так называемые псевдонадписания распространены в литургической письменности прежде всего в переводных службах, так как при переводе акростих утрачивался и указание о нем сохранялось только в надписании. Поэтому иногда русские службы имеют надписания перед каноном, но указываемого в нем акростиха не содержат.

Особым образом выдержаны все тропари канона в службе святому страстотерпцу, благоверному князю Игорю Черниговскому, во иноцех Георгию (†1147; память 19 сент.). Тропари писаны по подобию ирмосов. Первая песнь имеет ирмос Воду прошед… Все последующие затем тропари первой песни имеют следующие начала: Воду нечестия…, Водою крещения…, В воде…, Воду слез19. Таким же образом обстоит дело и с остальными песньми данного канона.

Многообразие форм гимнографического творчества встречается и в следующей, октябрьской Минее, однако наше внимание будет сосредоточено преимущественно на акростихах. Перед каноном в службе святителю Иоанну Суздальскому (†1373; память 15 окт.) указано краегранесие: Тя, богомудраго святителя, молебно пою20. Канон во второй службе мученику Уару (†307; память 19 окт.) без богородичнов дает акростих Умоли, Уаре, за внешния наша роды21. Акростих службы на перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского (1238; память 19 окт.) дают тропари и богородичны — Радуйся Иоанне, светильниче пресветлый22. Интересно надписание перед каноном в службе праведному Иакову Боровичскому (†1540; память 23 окт.): …краегранесие по алфавиту до девятой песни: Совершен же списавшего именем23. Богородичен 8-й песни начинается со слова Щедраго…, то есть алфавитный акростих заканчивается этой буквой. В каноне на месте, где должна быть буква “К”, тропарь начинается со слова Ныне… Имеются еще некоторые утраты акростиха. Начальные буквы тропарей 9-й песни дают следующее: Ивнв, то есть это или Иван (без богородична), или же Иванов.

В службе святой праведной Тавифе (†I в.; память 25 окт.) указанный перед каноном акростих более русифицирован; в тропарях и богородичнах он читается так: Памяти и возстанию твоему, Тавифо, поем вси24. Тропари 7–8-й песней канона без богородичнов в службе преподобному Иову Почаевскому дают практически исправный алфавит25. В девятой песни акростих не читается. Чрезвычайно интересен акростих в службе чудотворной иконе Озерянской (память 30 окт.). Перед каноном читаем: Его же краегранесие:Блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал26 (Лк 11:27).

Перед каноном в службе блаженному Симону Юрьевецкому (†1584; память 4 нояб.) указано краестрочие: Блаженному четверицу десятиц гимнов приношаю27. Вместе с троичными и богородичными последующий канон действительно состоит из сорока тропарей, первые буквы которых и дают данное чтение. По алфавитному принципу построен акростих канона службы обретения мощей (1625 г.) преподобного Адриана Пошехонского28. Восьмая песнь заканчивается тропарем на букву “щ”, а тропари девятой песни не дают окончания акростиха. Вместе с богородичными в каноне святителю Иннокентию Иркутскому (†1731; память 26 нояб.), составленном в XIX веке, читается акростих: Иннокентий, молитвенник о душах наших29.

Составитель канона болгарскому святому преподобному Феодосию Тырновскому (†XIV в.; память 27 нояб.) активно использовал семантику имен, в связи с чем редакторы-составители Минеи в скобках вставили в надписание акростиха перед каноном перевод: Богоданному [Феодосию] воспевает Девий [Парфе­ний] похвалу30. Очевидно, в первом тропаре шестой песни следует убрать предлог “к” и тогда акростих будет безупречным. Служ­бы данного автора-гимнографа, нашего современника, встречаются и в последующих Минеях. Иерарх Болгарской Церкви, епископ Парфений Левкийский (†1982) “составил также службы святому равноапостольному Николаю Японскому (София, 1972), преподобному Герману Аляскинскому (София, 1982), преподобному Симеону Новому Богослову (София, 1972)”. В его некрологе, опубликованном в “Журнале Московской Патриархии”, отмечалось: “Службы, отредактированные и составленные Владыкой Парфением, включаются в издаваемые Московской Патриархией полный круг богослужебных Миней”31.

Акростих службы святого царя и мученика Уроша (†1371; память 2 дек.) сообщает имя гимнографа службы, но текст в тропарях отличается от надписания: “Паисей недосто…н… пою те, бл..жене Урошу32. Богородичны канона гимнографом не использованы, а набранное курсивом читается в светильне и хвалитных стихирах. Данный акростих должен читаться так: Паисеи недостоини пою те бла[же]не Уршу. Служба была составлена Сербским Патриархом Паисием в 1642 году33.

Акростих в службе преподобному Герману Аляскинскому (†1837; память 13 дек.), составленной болгарским иерархом-гимнографом, читается так: Германа, России и Америки похвалу, пою П[арфений]34. Сложно-комбинированный акростих содержится в службе Новгородскому святителю Феоктисту (†1310; память 23 дек.). Первые буквы тропарей 1–6-й песней образуют начало акростиха, первые слова следующих двух песен продолжают акростих, а девятая песнь дает имя автора-гимнографа: [1 песнь:]Бла[3 песнь:]год[4 песнь:]арн[5 песнь:]ое п[6 песнь:]ени… [7 песнь:] С молитвою прилежною Феоктисту [8 песнь:] святителю приношу Многогрешный [9 песнь:] Бори(с)35.

Почти безупречно выдержан алфавитный акростих в январской службе Митрополиту Филиппу (†1569; память 9 янв.)36. Во втором из трех канонов службы святителю Савве Сербскому (†1235; память 14 янв.) читается акростих: Саву похвалити разума Боже мо… даруй ми37. В службе святителю Максиму Новому (†1516; память 18 янв.) акростих Восхвалим святителя, хоругву Церкве сохранился с незначительными погрешностями38. В службе знаменитому последнему Патриарху средневековой Бол­гарии, святителю Евфимию Тырновскому († после 1393; память 20 янв.), акростих Сеющии слезами радостию пожнут. Девий39 (Пс 125:5).

Под 20 января в Минее содержится канон преподобному Евфимию Архангелогородскму (XVI в.; память 20 янв.). Все тропари канона с богородичнами дают почти полный азбучный акростих, 9-я песнь дает роспись автора Иоан. Открытие мощей святого было в 1643 году. Канон ему, как сообщается в прилагаемой агиографической справке, был написан в XIX веке40.

Хотя в надписании перед каноном службы святителю Новгородскому Моисею (†1362; память 25 янв.) акростих не указан, однако канон содержит довольно хорошо выдержанный с незначительными изменениями алфавитный акростих41. В 1796 году было открытие мощей преподобного Феодосия Тотемского (†1568; память 28 янв.). Второй канон святому имеет надписание: Ин канон, в немже о чудесех преподобного42, а также содержит азбучный акростих с небольшими искажениями.

Служба святителю Николаю Японскому (†1912; память 3 февр.) предваряется указанием общего акростиха: Христу, Свету и Истине, послужив, Японию просветив, явился равен Апостолом, Николае43. Его образуют все составные части всей службы: стихиры, седальны, канон и светилен. Во второй службе акростих указан традиционно перед каноном: Японие, спасайся Православием. Парфений44. В агиографической справке в конце этих двух служб имеется указание о гимнографах: “Первая служба святителю Николаю составлена митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (†5 сентября 1978); вторая — епископом Левкийским Парфением (София, 1972)”45.

Канону Елецкой иконе Богоматери (память 6 февр.) предшествует указание о краегранесии: Радуйся, Благодатная: Господь с Тобою (Лк 1:28). Аминь46.

В службе благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила (†1138; память 11 февр.) читаем перед вторым каноном: И аще волиши повелителя уведети, в началех тропарей канона сего47. Начинать чтение акростиха следует со второго тропаря первой песни второго канона: В лета/ царя/ славнаго/ Бо­риса/ всея России/ по благословению/ епископа/ Геннадия/ Пско­ва/ рукою/ многоразсудное/ буяго/ умом/ в человецех/ в скор­­­бех/ песнословивша/. Так заканчивается акростих на предпоследнем тропаре седьмой песни канона. Последующие начальные слова тропарей до конца канона — это гривну, горняго, рачение, тобою. Они могут дать имя автора — Григор[ий]. Интересна такая особенность службы: во всех богородичных тропарях канона постоянно прославляется архангел Гавриил. Очевидно, автор таким образом прославил небесного покровителя святого князя.

Перед каноном мученику Георгию Софийскому (†1515; память 11 февр.) указан акростих Священник плетет тебе похвалу, Георгие48. Служба святому “была издана в 1855 году в г. Самоков. В 1955 г. епископ Левкийский Парфений отредактировал службу и издал ее в Софии вместе с житием святого”49. В службе святому Симеону Сербскому (†1200; память 13 февр.) акростихи не указаны, но в первом из двух канонов акростих имеется. Первые буквы тропарей и богородичнов дают следующее чтение: Фео­д/осие/ недо/стои/ни по/ю те о/че Си/меоне50. Служба была написана иноком Хилендарского монастыря Феодосием и встречается в изданиях XVI века51.

Канон службы Патриарху Ермогену (†1612; память 17 февр.), столпу Православия на Руси в Смутное время начала XVII века, написан на 8 тропарей, благодаря этому он содержит пространный акростих: Вонми, земле, гласу святителя Ермогена: святая и Богом любимая Русь не погибнет52. В календарно близкой службе Державной иконе Богоматери (память 2 марта) почти без искажений сохранился акростих Спаси, Богородице, православную землю и сохрани люди Твоя53.

Младший сын благоверного князя Александра Невского, преподобный Даниил (†1303; память 4 марта), основатель древ­нейшего монастыря в Москве, почтен несколькими службами. “Ина” служба князю Даниилу есть творение духовного писателя конца XVII–XVIII века иеромонаха Кариона (Исто­мина)54. Она содержит следы акростиха. Первая песнь может быть прочитана следующим образом: [К]арион. Третья песнь читается, очевидно, [н]ищии. Четвертая песнь — монах. Тропари 5–8-й песней начинаются на то же слово, что и ирмос. Тропари 9-й песни дают чтение иереи. В целом акростих может быть прочитан так: Карион нищий иерей. Данная служба была написана “в 1711 году по просьбе игумена Макария Даниловского монастыря”55.

В службе преподобного Феоктиста (XIV в.; память 12 марта), бывшего Драгутина короля Сербского, имеется акростих, о котором говорится в надписании: Канон, егоже краегранесие: Преподобнаго пою Феоктиста. В богородичнах же и в седальне: прота Мирко56.

В службе святителю Новгородскому Серапиону (†1516; память 16 марта) имеется азбучный акростих. Он заканчивается буквой “щ” богородична 8-й песни. Тропари 9-й песни канона с богородичном, возможно, дают авторскую подпись — рфли57. В агиографической справке об авторе говорится: “Текст службы святителю Серапиону был составлен иноком Трифилием, о котором упоминается в одном из списков его Жития”58. В службе преподобному Макарию Калязинскому (†1483; память 17 марта) акростих не читается, но в 9-й песни первого канона есть авторская подпись: начальные буквы тропарей дают имя Роман59.

Служба святителю Иннокентию Московскому (†1879; память 31 марта) имеет акростих От Господа стопы человеку исправляются60 (Пс 36:23). Службу составил тогдашний епископ Омский и Тюменский Максим61. “Ина” служба святителю Ипатию Гангрскому (†326; память 31 марта) имеет надписание Творение иеромонаха Кариона Истомина. Тропари канона дают следующий акростих: Бога Царя пети, Чудоподателя, несе Ареон62. В службе святому младенцу Гавриилу Белостокскому (†1690; память 20 апр.) гимнограф просит: Младенца молитвами спаси мя63. Данный акростих дают начальные буквы тропарей канона без богородичнов.

В службе святому Крестителю Болгарской земли (†907; память 2 мая) акростих читается так: Царство оставив, Борис Царство получи64. Акростих первого канона в службе чудотворному образу Богоматери Свенской-Печерской (память 3 мая) читается как обращение к Пречистой Деве: Спаси, Пречистая убогаго монаха Антония65.

Майские памяти прославляют нескольких учеников преподобного Сергия Радонежского. Акростих в службе преподобного Михея Радонежского (†1385; память 6 мая) читается: Преподобному Михею пою хвалу от сердца66. Другому ученику преподобного Сергия, преподобному Симону Радонежскому (XIV в.; память 10 мая) акростих предполагает имя автора-гимнографа: Ангелу своему песни хваления приношу67. В агиографической справке отмечено: “Служба преподобному Симону Радонежскому составлена архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном”68, ныне митрополитом. Современник смуты XVII века преподобный Дионисий Радонежский (†1633; память 12 мая) в службе также почтен акростихом Мольбу ти приношу, Дионисие преподобне69.

В молебном каноне святым равноапостольным Кириллу и Мефодию читается буквенный акростих: Кюрила Философа и блажена Методия пою70. В службе преподобного Макария Овручского (†1678; память 13 мая) первый канон имеет акростих Макария угодника память честную пою71.

Служба святому благоверному царевичу Димитрию (†1591; память 15 мая) содержит два канона. Акростих отмечен надписанием только во втором, однако, он имеется и в первом: Мученика Дмитрия славу [п]оем72. Второй канон имеет надписание сицево: Хвалю славу царевича Димитрия. Прочая же, кроме сего, да разумеются73. Указанный акростих заканчивается последним тропарем 8 песни канона, а богородичен 8-й песни и вся 9-я песнь читается так: итавас. Если прочесть это слово в обратном порядке, то получится имя Саватий74. Его можно отождествить со справщиком Московского печатного двора первой половины XVII века. В некоторых своих произведениях он называется чернецом Савватием75. “Савватия-поэта отличала многогранность творческих интересов: он успешно работал в жанрах традиционной гимнографии, обращался и к полемической прозе <…> Однако эти стороны его творчества практически не изучены”76.

Надписание перед каноном в службе мученику Николаю Болгарскому (†1555; память 17 мая) указывает краегранесие: Новаго мученика победу воспеваю, Слове. А в богородичных слозех: Андреова77. В службе мученику Парфению (†250; память 19 мая) перед каноном указан акростих: Парфению пречудному венец нашей любви78. Последний тропарь канона, богородичен, очевидно, при подготовке к печати был отредактирован и стал Яже Херувимы79, чем нарушил правильность акростиха. Служба была составлена митрополитом Никодимом, ныне Харьковским.

В службе великомученику Иоанну Новому (†1340; память 2 июня) перед каноном указан акростих: Новому мученику нову приношу хвалу80, который сохранился с дефектами.

Служба на Перенесение мощей (память 3 июня) царевича Димитрия из Углича в Москву опять возвращает нас к труженику московского печатного двора. Перед каноном имеется надписание: Канон, глас 1. Егоже краегранесие со альфы поряду. Прочая же имеяй измарагд, да разумеет81. Алфавитный акростих сохранился с незначительными изъянами. Последняя буква, то есть “я” — это последний тропарь 8-й песни перед богородичном. Начиная с богородична и далее до конца канона читается: итавас. Таким образом, это второе творение старца Савватия.

В каноне Югской иконе Богоматери (память 3 июня) имеются признаки акростиха. Тропари с богородичнами дают следующее: О Благодатная то… благодати. Далее, возможно, криптограмма: Мпрепспр82.

Второй канон службы преподобному Паисию Угличскому (†1504; память 6 июня) имеет, очевидно, подпись автора-гимногафа: 9-я песнь дает чтение Ром[а]н83. Канон на обретение мощей благоверных князей Василия и Константина Ярославских имеет почти без изменений сохранившийся алфавитный акростих84. В богородичне 8-й песни канона заканчивается буквой “щ”. 9-я песнь дает следующее сочетание букв Пркп, что может быть прочитано как Прокоп или же Прокопий85.

Перед каноном службы Собору Сибирских святых, составленной в наше время, читаем: краегранесие: Собор Сибирских святых любовию благочестно восхваляем86. В восьмой песни канона читаются пять тропарей, в отличие от других, и поэтому в последнем слове акростиха отсутствует первая буква. “Служба собору Сибирских святых составлена Преосвященным епископом Максимом на основании ранее изданных служб и житий Сибирских святых”87.

В службе на перенесение мощей преподобной Анны Кашинской (†1338; память 12 июня) акростих не указан, но он имеется: Достойно похвалити великую княгиню А[нну]88. А на обретение ее мощей акростих алфавитный (память 21 июля)89.

В сербской службе герою и мученику Косовской битвы князю Лазарю (†1389; память 15 июня) указан акростих Лазаря похвалити, Боже мой, разум даруй ми90. Традиционно указываемые акростихи перед канонами восточным святым не читаются, так как при переводе они утратились. Исключение представляет акростих, указанный перед каноном преподобному Паисию Великому (V в.; память 19 июня) краегранесие без богородичнов: Пою подвиги Паисия Великого91.

Надписание перед вторым каноном в службе преподобному Варлааму Пинежскому (†1462; память 19 июня) указывает краегранесие от начала седмыя песни до конца девятыя песни у красных слов, кроме богородичнов92. Попытки выявить в 7–9-й песнях канона червленыя словеса дали следующие результаты: Творцу всех Богу… от священноначальника Великия Церкве… от грешнаго твоего раба93.

Под 20 июня в Минеи помещена служба святителю Гурию Казанскому (†1563; память 5 дек.) “Творение святаго Димитрия митрополита Ростовскаго”94. Перед каноном читаем: “Первый канон зри в службе на день преставления святителя, 5 декабря. Ин канон святителя, глас 3”95. Этот второй канон имеет акростих: Благословением Лаврентиа митрополита96. В агиографической справке, приложенной к службе, читаем: “20 июня 1630 года, по благословению митрополита Матфея, мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в казанский кафедральный Благовещенский собор. В честь этого события было установлено ежегодное празднование”97. О преемнике Казанского митрополита Матфея (1615–1646), который, как явствует из акростиха, благословил написание службы, у П. Строева читаем следующее: “Лаврентий 26 июля 1657 перев. из Твери; †11 нояб. 1672”98. Казанский митрополит Лаврентий оставил след в русской гимнографии. Он “является автором канона и стихир святому Герману, архиепископу Казанскому. Филарет Гумилевский ошибочно утверждал, что Лаврентий был автором и Жития Германа, в действительности составленного по поручению Лаврентия Иоанном, иноком Свияжского Успенского монастыря. Лаврентию также принадлежит канон на перенесение мощей святителя Гурия Казанского. Гимнографические произведения Лаврентия остаются неизданными”99. Однако, вопреки мнению В. К. Зиборова, думается, автором канона целесообразнее считать свияжского инока Иоанна100.

Первый канон Тихвинской иконе Богоматери (память 26 июня) имеет надписание, где указан акростих. Однако в тропарях он сохранился искаженно: О Благодатная, Т(ы) облагодати ми преп спр101. В надписании же к канону он указан так: О Благодатная, Ты облагодати ми препроста слова песнь.

В каноне службы на перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырнова в Рыльский монастырь (1469; память 1 июля) безупречно сохранился указанный в надписании акростих: Похвалу ти, отче Иоанне, плету, Димитрий102. Автором данного канона является Димитрий Кантакузен103.

В службе святителю Филиппу, Митрополиту Московскому, на перенесение его святых мощей в царствующий град Москву в 1652 году канон имеет азбучный акростих104. В службе его ученикам, преподобным Иоанну и Лонгину Яренгским (†1561; память 3 июля) два канона. Первый содержит обычный азбучный акростих105. Во втором каноне акростих сложен вспять словесно по азбуце106. Такой прием характерен для творчества гимнографа XVI века игумена Маркелла Безбородого.

Служба святителю Рязанскому Василию (†1295; память 3 июля) имеет акростих, указанный в надписании: Память Василия, святителя Рязани, хвалю107. Интересно надписание ко второму канону в службе преподобному Никодиму Кожеезерскому (†1640; память 3 июля): Никодима блаженнаго в песнех пою. Творение Макария, митрополита Гревенскаго. Однако до конца акростих не выдержан, девятая песнь дает подпись автора: Мака108.

Особенный характер имеет надписание канона в службе благоверному князю Андрею Боголюбскому (†1174; память 4 июля): …вместо краегранесия стихословное перворечие109. Начальные слова тропарей первого канона дают следующее чтение: “Славнейшаго Богоспасаемаго града Владимира святыя соборныя апостольския великия церкви перваго иерея светом тезоименитаго тщанием написася сие все святому благоверному великому князю Андрею Боголюбовскому славному чудотворцу Владимирскому трудолюбием многогрешнаго Иоанна Владимира жителя нища”110. Таким образом, служба святому, имя которого стоит у истоков Владимирской Руси, была составлена во Владимире его жителем — “многогрешным, нищим” Иоанном по благословению “первого иерея”, очевидно, протопопа Успенского собора Фотия (? “свету тезоименитому”).

С дефектами сохранился алфавитный акростих в каноне службы преподобному Прокопиию Устьянскому (XVII в.; память 8 июля). Заканчивается он буквой “щ” на богородичне 8-й песни, а далее следует, очевидно, подпись Ивн111.

В службе чудотворной иконе “Троеручица” из Хилендарского монастыря указано: краегранесие: Под Твою милость прибегаем, Богородице. Творение протоиерея Мирка112. В основу акростиха взято начало песнопения.

Перед каноном в службе преподобному Леониду Устьнедумскому (†1654; память 17 июля) читается краегранесие сицево: Угоднику Твоему, Господи, пою хвалу сию113.

В службе иконе “Умиление”, или “Радость всех радостей”, соединяемой со службой преподобному Серафиму Саровскому (†1833; память 19 июля) сохранились остатки акростиха. Первая и третья песни дают чтение: Умилению, а в конце — пение114. В службе чудотворной иконе Почаевской (память 23 июля) указано: краегранесие: Богородице Почаевская, спаси и сохрани православную Русь115.

Славяноболгарские просветители Мефодий и Кирилл, Климент и Наум, Савва, Горазд и Ангеларий (память 27 июля) почтены в службе акростихом Седмочисленники, Григорий, воспою116.

Во второй службе святому Василию (†1557; память 2 авг.) Московскому, Христа ради юродивому перед каноном указан акростих: Христа ради юродиваго хвалю. В богородичнах же: Богородица117. В службе преподобному Феодору, князю Острожскому (XV; память 11 августа) канон имеет акростих: Феодору Острожскому молюся118. Канон святителю Тихону Задонскому (†1783; память 13 авг.) имеет акростих: Славлю святителя и чудотворца Тихона119. Азбучный акростих имеется в службе праведному Максиму (†1433; память 13 авг.), Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу. В надписании отмечено, что краегранесие по алфавиту до 9-я песни120. Но на 7-й песни акростих прерывается, затем продолжается в тропарях 8-й песни и заканчивается буквой “щ”. Девятая песнь дает подпись Ивн.

Очень пространно надписание перед каноном в службе “ради Новгородския иконы Софии, Премудрости Божии”: краегранесие по алфавиту, даже до осмыя песни, и обносит в себе 18 букв, по три буквы в песни. Осмая и девятая творца имязнаменуют, апо четвертому стиху в коейждо песни, успенскаго втораго канона с прилогом, равенства ради стихотворнаго метра121. Акростих 8-й и 9-й песней дает имя Симеон122.

В службе преподобному Иоанну Рыльскому тропари канона дают акростих Дивен Бог во святых Своих: Бог Израилев123 (Пс 67:36). Весьма интересен акростих-подпись в службе преподобному Иову Почаевскому: Протоиерей Андмеи Хоинацки124. Данный акростих свидетельствует о принадлежности службы духовному писателю протоиерею Андрею Хойнацкому, историку Православия в западных епархиях125.

По мере завершения издания годового круга Богослужебных Миней накапливался богослужебный материал, который ранее остался не включенным в месячные Минеи. Поэтому стали высказываться мысли об издании Дополнительной Минеи. Отмечая, что в июльскую Минею помещен тропарь “в честь перенесения Великорецкой иконы святителя Николая из Вятки в Москву”, было сказано, что данная “служба будет помещена в новой Дополнительной Минее”126. В другом месте эта мысль была высказана еще пространнее: “Многолетняя работа над юбилейным изданием и поиски новых служб святым определили необходимость издания новой Минеи Дополнительной, так как тексты служб или отдельные их части обнаруживались иногда после выхода в свет очередной месячной Минеи <…> На необходимость издания новой Минеи, Дополнительной, указывает и канонизация некоторых русских святых, над текстами служб которым в настоящее время работает Богослужебная комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви”127. Но, к сожалению, это благое намерение остается неосуществленным.

Следует отметить, что, начиная с выпуска Ноябрьской Минеи, в Журнале Московской Патриархии в отделе “Библиогра­фия” стали помещаться статьи о вышедших из печати Минеях. В подавляющем большинстве они были написаны тогдашним сотрудником Издательского отдела А. Самойловым. Первоначально подобные статьи были очень скупы по своему содержанию, но постепенно они становятся все более содержательными. В них стали приводиться сведения об авторах-гимнографах, или же о том, откуда поступила та или иная служба128.

Приведенный материал рассматривает лишь очень узкий аспект большой проблемы и показывает сохраняющиеся в богослужебных текстах акростихи. Акростихи по своему содержанию носят информативный характер, имеют молитвенное обращение к святому; встречается акростихи на тексты Священного Писания и песнопений. Немало акростихов содержат сербские и болгарские службы. Акростихи сообщают имя гимнографа, прославляют святого. В связи с этим встает вопрос о необходимости создания справочника о русских писателях-гимнографах129.

Между тем, вопрос об изучении Богослужебных Миней теперь уже не может быть ограничен только Патриархийными Минеями. Со времени их выхода источниковедческая база расширилась, поскольку они были взяты в конце XX века за основу при издании новых Миней Международным Православно-просветительским центром при Московской Патриархии. В них вошли некоторые новые службы святым, канонизованным в наши дни. Например, в Декабрьскую Минею включена служба святителю Макарию Московскому130. Выходят службы новоканонизованным святым и отдельными изданиями. Обращение к рукописным материалам при изучении древних служб, о чем в свое время говорил Д. Чижевский в рецензии на труд Ф. Спасского, только обогатит гимнографическое исследование.

Список сокращений

БТ

Богословские труды.

ЖМП

Журнал Московской Патриархии.

ТОДРЛ

Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом).

ЧОЛДП

Чтения в Обществе любителей духовного просвещения.

1Cizevskyj D. Rezension: Spasskij F. Russkoe liturgiceskoe tvorcestvo (Po sovremennym minejam).Paris, 1951. 318S. // Zeitschrift fur slavische Philologie. Heidel­berg, 1955. Bd. 23. S. 210. Далее рецензент отмечает некоторые недостатки труда Ф. Спасского, не учитывавшего данных филологической науки и т. д.

2Спасский Ф. Г. Священное предание в богослужебных книгах // Православная мысль. Труды православного богословского института в Париже. Париж, 1942. Вып. 4. С. 132–154.

3Он же. Поэт XVI века, игумен хутынский Маркелл Безбородой // Православная мысль. Париж, 1948. Вып. 6. С. 155–169.

4Он же. Русское литургическое творчество Макариевского периода // Православная мысль. Париж, 1951. Вып. 8. С. 128–136.

5Он же. Акростихи и надписания канонов русских Миней // Православная мысль. Париж, 1949. Вып. 7. С. 126–150.

6Он же. Служба преподобному Феодосию Тотемскому и ее автор // Православная мысль. Париж, 1971. Вып. 14. С. 84–94.

7Игумен Иннокентий (Просвирнин). К юбилею Русской Церкви // ЖМП. 1980. № 9. С. 80. Последняя мысль автора, несомненно, восходит к опубликованному ранее труду священника Сергия Мансурова (см. Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви // БТ. Сб. 6. М., 1971. С. 92–100).

8Игумен Иннокентий (Просвирнин). К юбилею Русской Церкви. С. 80.

9Тысячелетие Крещения Руси. Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра, 6–9 июня 1988 года. Материалы. М., 1990. С. 328.

10В одном Азбуковнике читаем: “Древние гречестии канонотворцы, хотяще составити канон, преже написоваху малу строку, якоже сию: Радости приятелнице, Тебе подобает радоватися единой. А нарицаху строку сицевую краегранесием” (цит. по: Протопопов В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М., 1989. С. 15).

11Минея Сентябрь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1978. С. 204. Надписание перед каноном имеет важное значение. Оно может содержать указание об акростихе, о гласе канона, устав славословия канона. Предваряющее место надписания перед каноном роднит его с надписаниями перед псалмами (см. о них: Святитель Григорий Нисский. О надписании псалмов. М., 1998; Архимандрит Феогност. Некоторые замечания о надписаниях псалмов // ЖМП. 1954. № 12. С. 56–62). Появление надписаний-стихов перед проложными житиями явилось причиной появления стишных Прологов на Руси.

12Минея Сентябрь. С. 592.

13Там же. С. 606.

14Там же. С. 108–114.

15Там же. С. 441.

16Григорий (XVI в.) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1: А–К. Л., 1988. С. 169.

17См.: Минея Сентябрь. С. 617.

18Там же. С. 693.

19Там же. С. 480.

20Минея Октябрь. М., 1980. С. 417.

21Там же. С. 477–484.

22Там же. С. 494.

23Там же. С. 588.

24Там же. С. 639–645.

25Там же. С. 768–774.

26Там же. С. 813.

27Минея Ноябрь. Ч. 1. М., 1980. С. 94.

28Минея Ноябрь. Ч. 2. М., 1981. С. 134–138. Аналогичным образом и в службе на день преставления преподобного Адриана Пошехонского (†1550; память 5 марта) до конца 8-й песни читается с некоторыми повреждениями азбучный акростих, заканчиваясь буквой “Щ” (Минея Март. Ч. 1. М., 1984. С. 155–158). Далее акростих не прочитывается.

29Минея Ноябрь. Ч. 2. С. 379.

30Там же. С. 466.

31Епископ Левкийский Парфений // ЖМП. 1983. № 1. С. 62.

32Минея Декабрь. Ч. 1. М., 1982. С. 56–62.

33О србльаку. Студиjе. Београд, 1970. С. 352.

34Минея Декабрь. Ч. 1. С. 475.

35Минея Декабрь. Ч. 2. М., 1982. С. 246–251.

36Минея Январь. Ч. 1. М., 1983. С. 328–334.

37Там же. С. 446–461. В службе матери первого предстоятеля Сербской Церкви, святителя Саввы, указан акростих: Матерь Анастасию любовию пою (Минея Июнь. Ч. 2. С. 208.), который содержат тропари канона без богородичнов.

38Минея Январь. Ч. 2. М., 1983. С. 96–101.

39Там же. С. 189.

40Там же. С. 202.

41Там же. С. 361–367.

42Там же. С. 456.

43Минея Февраль. М., 1981. С. 67.

44Там же. С. 83.

45Там же. С. 94.

46Там же. С. 211.

47Там же. С. 369.

48Там же. С. 388.

49Там же. С. 396. О службе мученику Георгию см. Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 406–557.

50Минея Февраль. С. 473–485.

51О србльаку. Студиjе. С. 278.

52Минея Февраль. С. 581.

53Минея Март. Ч. 1. М., 1984. С. 21.

54Там же. С. 103.

55Брайловский С. Карион Истомин, жизнь его и сочинения // ЧОЛДП. М., 1889. Апрель. С. 356.

56Минея Март. Ч. 1. С. 344. Аналогичным образом обстоит дело с акростихом в службе священномученика Иринея, епископа Сремского, Сербского (Минея Март. Ч. 2. М., 1984. С. 239). Об этой службе сказано: “Служба святому Иринею, изданная в Белграде в 1972 году (составлена протоиереем Мирко Р. Павловичем)” (Там же. С. 245). См. также службу преподобному Иоасафу Сербскому, Метеориту (Минея Апрель. Ч. 2. М., 1985. С. 103).

57Минея Март. Ч. 2. М., 1984. С. 29.

58Там же. С. 32. См. также: Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21. М., Л., 1965. С. 152. См. также: Русский феодальный архив XIV — первой трети XVI века. Ч. 4. М., 1988. С. 770.

59Минея Март. Ч. 2. С. 64.

60Там же. С. 330.

61Самойлов А. Минея-Март // ЖМП. 1985. № 10. С. 78.

62Минея Март. Ч. 2. С. 358–364.

63Минея Апрель. Ч. 2. М., 1985. С. 91.

64Минея Май. Ч. 1. М., 1987. С. 88.

65Там же. С. 119–126.

66Там же. С. 208.

67Там же. С. 397.

68Там же. С. 403.

69Минея Май. Ч. 2. М., 1987. С. 26–37. Возможно, о названном каноне говорится в исследовании, посвященном Троицкому настоятелю: «…по предложению наместника лавры Антония, митрополит Московский Филарет установил празднество в честь Дионисия в Гефсиманском скиту 5 мая; он приказал тогда “править молебен по канону, приложенному к житию его”» (Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архимандрит Троицкаго-Сергиева монастыря (ныне Лавры). Историческое исследование. Тверь, 1890. С. 410).

70Минея Май. Ч. 1. М., 1987. С.420–424.

71Минея Май. Ч. 2. С. 55.

72Там же. С. 126–136.

73Там же. С. 127.

74Там же. С. 135–137.

75Каган М. Д. Савватий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998. С. 324.

76Виршевая поэзия (Первая половина XVII века). М., 1989. С. 424. См. о нем также: Шептаев Л. С. Стихи справщика Савватия // ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М., Л., 1965. С. 5–28.

77Минея Май. Ч. 2. С. 185.

78Там же. С. 266.

79Минея Май. Ч. 2. С. 272.

80Минея Июнь. Ч. 1. М., 1986. С. 57.

81Там же. С. 77.

82Там же. С. 108–114.

83Там же. С. 202–203. Преподобный Паисий (в миру Павел) был племянником преподобного Макария Калязинского.

84Там же. С. 241–250. Следующий акростих в Минее, согласно надписанию перед каноном, содержится в службе преподобному Кириллу Белозерскому (Минея Июнь. Ч. 1. С. 274). Однако, как справедливо отметил еще Ф. Спасский, в каноне сохранилось только начало акростиха (Спасский Ф. Русское литургическое творчество… С. 117).

85Этот же канон см. и в службе на память убиения святых страстотерпцев… Василия [1249] и Константина [1257] Ярославских чудотворцев (память 3 июля) (Минея Июль. Ч. 1. М., 1988. С. 164–176).

86Минея Июнь. Ч. 1. С. 335.

87Игумен Димитрий, протоиерей Борис Пивоваров. Праздничные Богослужения в Тобольске и Тюмени // ЖМП. 1984. № 12. С. 26.

88Минея Июнь. Ч. 1. С. 439–445.

89Минея Июль. Ч. 2. М., 1988. С. 476–482. В 5-й песни алфавит сбивается, в конце 8-й песни алфавит обрывается на букве “щ”, а затем следует, очевидно, подпись — Ивн.

90Минея Июнь. Ч. 1. С. 615.

91Минея Июнь. Ч. 2. М., 1986. С. 104.

92Там же. С. 128.

93Там же. С. 134–136.

94Там же. С. 161.

95Там же. С. 173.

96Там же. С. 173–179.

97Там же. С. 181.

98Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стб. 287.

99Зиборов В. К. Лаврентий (ум. 11.XI.1672) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И–О. СПб., 1993. С. 213.

100См. о нем: Прохоров Г. М. Иоанн (1-я пол. XVII в.) // Там же. С. 59–60.

101Минея Июнь. Ч. 2. С. 352–362.

102Минея Июль. Ч. 1. М., 1988. С. 52–58.

103О србльаку. Студиjе. С. 357.

104Там же. С. 120–126.

105Там же. С. 184–194.

106Там же. С. 184.

107Там же. С. 145–151.

108Там же. С. 206–217. Н. Барсуков говорит, что он был и автором жития и приводит о нем следующие сведения: “Творение Макария митрополита Гревенскаго. Митрополит Макарий был заточен в Соловецкий монастырь в 1666 году, но за что неизвестно; в 1677 году он благословился в Москве у Патриарха ехать в свою землю и Патриарх пожаловал ему 10 рублей” (Барсуков Н. Источники Русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 397).

109Минея Июль. Ч. 1. С. 268.

110Там же. С. 268–278.

111Там же. С. 489–490.

112Минея Июль. Ч. 2. М., 1988. С. 55. Другая служба, связанная с Хилендарским монастырем, Собору преподобных отец обители Хилендарския также была написана тем же автором и имеет акростих: Ангелы народа сербскаго пою. В богородичнах же и в седальнах: прота Мирко (Там же. С. 123).

113Минея Июль. Ч. 2. С. 285.

114Там же. С. 322–327.

115Минея Июль. Ч. 3. М., 1988. С. 31.

116Там же. С. 218.

117Минея Август. Ч. 1. М., 1989. С. 91.

118Там же. С. 343.

119Там же. С. 393.

120Там же. С. 408.

121Минея Август. Ч. 2. М., 1989. С. 88–89.

122Там же. С. 94–95.

123Там же. С. 229–234.

124Минея Август. Ч. 3. М., 1989. С. 172–179.

125См., например, его труд: Протоиерей Андрей Хойнацкий. Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаев­ский в двух частях. Житомир, 1997. В данной части августовской Минеи имеется также акростих в службе на перенесение мощей Митрополита Петра (Минея Август. Ч. 2. С. 21–29), отмеченный еще ранее Ф. Спасским (Спасский Ф. Русское литургическое творчество. С. 124).

126Самойлов А. Минея-Июль… // ЖМП. 1989. № 4. С. 78.

127Он же. Минея-Август… // ЖМП. 1990. № 11. С. 80.

128Монах Андроник. Минея Ноябрь // ЖМП. 1981. № 6. С. 80; Самойлов А. Минея-Февраль // ЖМП. 1982. № 8. С. 80; Он же. Минея-Декабрь // ЖМП. 1983. № 12. С. 76; Он же. Минея-Январь // ЖМП. 1984. № 4. С. 77; Он же. Минея-Март // ЖМП. 1985. № 11. С. 78–79; Он же. Минея-Апрель // ЖМП. 1986. № 5. С. 78; Он же. Минея-Июнь // ЖМП. 1987. № 2. С. 79–80; Он же. Минея-Май // ЖМП. 1988. № 3. С. 79–80; Он же. Минея-Июль // ЖМП. 1989. № 4. С. 77–78; Он же. Минея-Август // ЖМП. 1990. № 10. С. 79–80.

129Архиепископу Филарету Черниговскому принадлежит аналогичный труд о византийских гимнографах (Архиепископ Филарет (Гумилевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902). Поэтому труд о русских песнопевцах стал бы продолжением его книги. Возможно, Преосвященный автор думал об этом, если судить по аналогии. Ему принадлежит труд “Историческое учение об Отцах Церкви” (М., 1996), где рассмотрен материал от мужей апостольских и до начала XIII века, причем, в конце книги появляются первые материалы о славянских и древнерусских писателях-богословах. Хронологическим продолжением этого труда является его “Обзор русской духовной литературы” (изд. 3. СПб., 1884), который не устарел до наших дней. Материал в нем представлен начиная от первых духовных писателей Древней Руси и до начала XIX века.

130Минея Декабрь. Ч. 2. М., 1999. С. 531–540. Эта же служба была помещена также и в репринтированных Сретенским монастырем Синодальных Минеях церковно-славянского шрифта в приложении (Миниа месяц Декемврий. Киев, 1893; репринт: М., 1997. С. 661–672). См. о ней: Архимандрит Макарий. О службе Митрополиту Московскому Макарию // Гимнология. Материалы Международной научной конференции “Памяти протоиерея Димитрия Разумовского” (К 130-летию Московской консерватории) 3–8 сентября 1996. Кн. 1. М., 2000. С. 40–49.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.