21 декабря 2012 года в стеклянном зале РИА «Новости» прошел круглый стол «Теологическое образование в универсуме современной России». В рамках круглого стола состоялся показ документального фильма «Университет».
В рамках круглого стола состоялся показ документального фильма «Университет».
Ведущий круглого стола священник Георгий Ореханов, проректор Свято-Тихоновского университета, представил членов президиума круглого стола: протоиерея Владимира Воробьева, ректора Свято-Тихоновского университета, Марию Морозову, генерального директора благотворительного фонда «Ладога», Александра Архангельского, профессора ГУ «Высшая школа экономики», телеведущего, руководителя проекта создания фильма «Университет» и сценариста фильма Ксению Лученко.
Показ фильма предварил руководитель проекта Александр Архангельский: «Как можно преодолеть трагедию разъединения светского и духовного образования, которое провел еще император Петр I и которое сыграло свою роль в разрушительных событиях два века спустя? Хотелось бы посмотреть, как не по указу сверху, но по доброй воле в наши дни были предприняты усилия по возвращению нас к этому утерянному единству». Документальный фильм «Университет», снятый в год 20-летия Свято-Тихоновского университета (ПСТГУ), описывает предысторию и историю создания этого вуза.
Первые попытки сделать богословское образование доступным для мирян были предприняты до революции: этот вопрос поднимался и на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 197-1918 года, который проходил в Московском Епархиальном доме, ныне главном здании ПСТГУ. Несмотря на страшные гонения на Церковь, в советские годы духовная преемственность сохранилась в том числе потому, что дореволюционные традиции передали будущим создателям Свято-Тихоновского университета вернувшиеся после Великой Отечественной войны русские эмигранты, среди которых особо выделялся выдающийся и бесстрашный проповедник советского времени протоиерей Всеволод Шпиллер. Отец Всеволод не дожил до падения атеистической власти, но сумел подготовить своих учеников к массовому приходу молодежи в Церковь.
Университет начинал свое существование с открытых лекций богословских курсов в кинотеатрах, но, по мнению создателей фильма, в этом было преимущество ПСТГУ: в то время как в тяжелых условиях 90-х годов все университеты «выкарабкивались из советской образовательной системы», Свято-Тихоновский университет, начав с нуля, легко вошел в мировое образовательное пространство, получил признание со стороны зарубежных вузов. Образовательный подход ПСТГУ невозможно представить без воспитания: по мнению выпускников университета, в их становлении сыграла роль преемственность, передача опыта, который они получили от своих преподавателей, а это куда лучше и эффективнее, чем простое освоение фактов через книги и лекции. За 20 лет Свято-Тихоновский вырос в вуз, «устремленный в будущее, …где соединилось восточное и западное, православные традиции и академическое образование».
После демонстрации фильма Александр Архангельский рассказал, почему он решил взяться за его создание:
«Общество атомизируется. Очень просто говорить для своих, а вот найти информацию, язык, чтобы донести идеи до людей, которым эти идеи совсем не очевидны, – куда более сложная задача, которая меня действительно заинтересовала».
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев высказал свое мнение о месте теологического образования в России: «Богословие дает возможность вернуть нашему народу способность правильно мыслить не только о предметах технических, но и о самой жизни. Советская власть кроваво отучила наш народ от мысли, что вера необходима для жизни, но при этом ее руководители прилагали все усилия для того, чтобы народ верил в ее идеологию. Сейчас никто об этом не говорит, повсюду молчание, а за ним хотя и не озвучивается, но подразумевается, что для жизни важны только деньги… Теология – это не клерикализация нашего общества, государства или университетов, но это возвращение к нормальной жизни, к нашей культуре, к общеевропейской культуре, общеевропейской гуманитарной науке, которая целиком основана на христианстве».
Сценарист фильма Ксения Лученко рассказала о своем повышенном интересе к работе над документальным фильмом непривычной для себя тематики. «С одной стороны, я просто люблю заниматься историческими исследованиями, мне были интересны беседы с епископом Смоленским Пантелеимоном, с отцом Владимиром, с другой стороны, я хотела посмотреть на современных студентов. Я увидела, что там хорошие современные ребята, и, если разница между православными и неправославными студентами еще десять лет назад бросалась в глаза, то теперь православные студенты куда больше готовы к вызовам современного общества, в том числе потому, что их образование не уступает государственным стандартам».
Генеральный директор благотворительного фонда «Ладога» Мария Морозова рассказала, почему фонд решил поддержать создание фильма: «Будучи одним из основных центров богословского образования в России, Свято-Тихоновский университет всегда остается очень открытым окружающему миру. Среди основных направлений деятельности нашего фонда – поддержка образования и науки и поддержка культурных инициатив. В случае сотрудничества со Свято-Тихоновским университетом мы развиваем оба эти направления, потому что богословие не только является наукой, но и лежит в основе нашей национальной культуры».
Далее слово было предоставлено одному из героев документального фильма, Александру Журавскому, директору Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, одному из первых выпускников университета. «В годы, когда я поступал в университет, тогда еще институт, о нем за пределами Москвы можно было найти совсем немного информации в научных и публицистических изданиях, и я ориентировался при принятии решения о поступлении на своеобразную устную молву, которая по сетевому принципу передавалась по всей стране, и эти полученные устные сведения меня не обманули. В те годы обучение сильно отличалось, студенты старших курсов сами нередко обучали младших товарищей богословским предметам, но постепенно институт стал университетом, получил международное признание. И вот теперь поиск наших культурных корней может опираться на мощную научную богословскую традицию, которая была в дореволюционных духовных академиях и теперь возрождается в наши дни».
После запланированных выступлений последовали вопросы от журналистов светских и церковных СМИ.
Так, один из журналистов выразил сомнение, не отделялась ли Церковь в лице Поместного Собора 1917-1918 года сама от реальной жизни народа, который переживал революционные события. На это отец Владимир ответил, что Поместный Собор занимался проблемами народа и был единственным всенародным представительским органом в те годы, когда власть незаконным путем захватили большевики, уже проигравшие выборы в Учредительное собрание .
Может ли один вуз добиться изменений, необходимых для всей страны? Александр Архангельский ответил, что не может, но есть вещи, которые нужно делать, не считаясь с окружающими обстоятельствами, иначе не будет прорыва. Деятельность ПСТГУ уже не бесполезна потому, что дает пример всей системе российского образования. Священник Георгий Ореханов добавил, что обсуждение целого ряда проблем невозможно без участия богословов, потому что на целый ряд вопросов нашей жизни могут профессионально ответить только богословы. Для Европы это очевидно, и богословов приглашают к обсуждению проблем общественной жизни, для России это все еще по-прежнему в новинку.
Прозвучал вопрос, когда станет возможным, чтобы выпускник-теолог повсеместно преподавал ОРКСЭ в школах. В ответ отец Владимир описал печальное финансовое положение кафедр теологии, которые, хотя и действуют в государственных вузах, вынуждены из-за отсутствия финансирования жить на коммерческой основе, поэтому они очень маленькие и в нынешнем своем состоянии не способны обеспечить всю страну преподавателями. Декан педагогического факультета ПСТГУ Склярова Татьяна добавила, что сейчас преподаватели ОРКСЭ готовятся по следующей схеме: в Москву съезжаются тьюторы на 72-часовые курсы, из которых по 2 часа выделяется на изучение православия, ислама, буддизма, иудаизма и светской этики, а остальные 62 часа – методологические рекомендации. Эти тьюторы возвращаются в регионы и по той же схеме обучают будущих педагогов. Таким образом, до прихода квалифицированных преподавателей ОРКСЭ в школы в нынешней ситуации еще очень далеко.
Также отец Владимир ответил на вполне ожидаемый вопрос об эффективности образования в ПСТГУ и привел в пример самый маленький факультет вуза — факультет церковного пения, где из 176 человек выпускников 94% процента работают по специальности – регентами и певчими, при этом в их семьях более 270 детей, что немаловажно для демографической ситуации современной России. В то же время ПСТГУ был в этом году внесен Министерством Образования в скандальный список «неэффективных» вузов наряду с РГГУ, МАРХИ и многими другими. В ПСТГУ ведутся научные исследования, преподаватели с научными степенями, издаются научные журналы и монографии, выпускники успешно трудоустраиваются, так что же не устроило чиновников? Оказывается, это бедность вуза, то, что он не входит в число бюджетных государственных вузов и при этом не является коммерческой машиной по выжиманию денег из своих студентов, но дает молодым людям учиться бесплатно, опираясь лишь на пожертвования благотворителей.
После того как все вопросы были исчерпаны, слово взял один из гостей круглого стола, полковник медицинской службы, который рассказал о практическом применении теологии при работе с военнослужащими, в частности с ветеранами, прошедшими горячие точки – Афганистан и Чечню.
Подготовил Станислав Колотвин
Фотографии Андрея Серебрича