Корреспондент Правмира беседует с председателем комитета по каноническому региональному планированию Епископской Ассамблеи архиепископом Николаем (Кондреа).
Архиепископ Румынской Архиепископии в Америке Николай (Кондреа)
председатель комитета по региональному каноническому планированию Ассамблеи канонических православных епископов в Северной и Центральной Америке.
Сорок шесть православных епископов разных юрисдикций управляют в США каждый своей православной паствой. Кафедры большинства иерархов находятся на среднем западе и северо-востоке США. Некоторые американские города являются кафедральными для епископов разных юрисдикций. Трое имеют кафедры в Сан-Франциско, Детройте и Питтсбурге, а в Большом Нью-Йорке и Чикаго паствой управляют по 8 архиереев.
Для православного россиянина такое положение дел покажется более чем удивительным. Но не для жителя Америки, где две с половиной тысячи приходов 15-ти православных юрисдикций составляют русские и украинцы, белорусы и сербы, болгары и карпатороссы, румыны и поляки, грузины и армяне, американцы, ливанцы, сирийцы, албанцы… . Согласно последней переписи населения (2010 г.) около 800 тысяч человек называют себя православными. Половина их состоит в Греческой Архиепископии.
Эти сотни тысяч — всего… 0,64 процента населения страны. И хотя православных здесь относят к представителям так называемых маргинальных групп, имена американских «маргиналов» известны сегодня не только в православном мире: святители Тихон, Патриарх Всероссийский и Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, преподобные Герман Аляскинский и Рафаил Бруклинский, священномученик Александр Хотовицкий, строитель Свято-Николаевского Патриаршего собора в Нью-Йорке… Это только прославленные святые, несшие свой апостолький труд на североамериканском континенте.
Православными были или являются кандидат в президенты США от Демократической партии на выборах 1988 года Майкл Дукакис, бывший директор ЦРУ Джордж Тенет, бывший губернатор Иллинойса Род Благоевич, пресс-секретарь президента Билла Клинтона Джордж Стефанопулос.
Многие годы процессом взаимодействия и координации действий православных в США занималась Постоянная конференция канонических православных епископов Америки (SCOBA), взамен которой, в соответствии с решением конференции в Шамбези в июне 2009 года, была создана Ассамблея Канонических православных епископов Северной и Центральной Америки.
Председатель Комитета по региональному каноническому планированию Ассамблеи архиепископ Румынской Архиепископии в США Николай (Кондреа) считает, что «такая ситуация, когда в одном городе кафедры имеют сразу несколько православных архиереев, не является канонической. И добавляет, что потому наши Матери Церкви и обратились через своих предстоятелей к Епископской Ассамблее, а затем и через делегатов совещания в Шамбези в июне 2009 года с предложением проработать вопрос по организации всех православных верующих в США на канонической основе. Этот план предполагает организацию православных приходов в США по географическому принципу с соблюдением правила «одного епископа в одном городе».
Создание единой Православной Церкви в США является одним из основных вопросов возглавляемого нашим собеседником комитета.
— Ваше Высокопреосвященство! Какова цель создания единой Православной Церкви в США? Или единственная причина — это лишь наличие нескольких епископов в одном городе?
— Между православными в США единство существует как в богословских, так и литургических вопросах, и потому уже сейчас следует избегать говорить о том, что мы не являемся единой Церковью. Другое дело, что нам не хватает административного единства для ведения более конструктивного диалога с органами власти страны пребывания, которая для большинства наших прихожан является родной, а при необходимости и воздействия на принятие тех или иных законов и подзаконных актов, если это противоречит учению нашей Церкви.
Думать над тем, как лучше устроить церковно-административное единство православных в США, должны не только члены нашего комитета, но и все епископы, священники и миряне в Америке. Нужно чаще вместе служить, встречаться и обсуждать общие проблемы, вместе выступать за наши традиционные православные ценности и отстаивать их в современном мире. Такое узнавание друг друга, постоянное движение навстречу друг другу приведет к тому, что и административно мы будем действовать как единая Православная Церковь в США.
— Какими принципами, по Вашему мнению, необходимо руководствоваться при создании административного единства Церкви?
— Прежде всего, мы должны следовать принципам православной экклезиологии, уважать местные традиции и культурные особенности всех православных в Америке. Прежде чем говорить о географической организации православных в США, моделях административного устройства и, тем более, о назначении или перемещении епископов, нужно присмотреться и понять, как организовано административное устройство православных в других странах. А уже проанализировав разные модели церковного устройства, взять наиболее подходящее за образцы административного устройства единой Православной Церкви в США.
— Насколько я принимаю, административно единая Американская Церковь должна быть признана автокефальной, не так ли?
— Я считаю, что это должно быть нашей конечной целью. Было бы пустой тратой времени и сил думать об ином окончательном решении американской ситуации.
— На сегодняшний день уже представлены различные мнения и даже модели единой Православной Церкви в США. Какие из них кажутся Вам наиболее функциональными и более близки Вашему пониманию вопроса?
— Думаю, что сейчас еще слишком рано говорить о воплощении какой-либо из предложенных моделей. На мой взгляд, говоря о Православной Церкви в США, мы должны иметь ввиду создание единой Церкви, состоящей из нескольких митрополий (церковных провинций), в состав каждой из которых входило бы несколько епархий во главе с правящим архиереем. Все епископы будут входить в Священный Синод Поместной Православной Церкви в США. В компетенции Священного Синода будет право осуществлять надзор за организацией и деятельностью всех православных в стране.
— Будут ли учитываться интересы определенных этнических групп населения, таких, например, как новые иммигранты, которые не только своими разговорными и богослужебными языками, но и, если можно так сказать, ощущением своего места и миссии в США не вписываются в общую картину Православия в США?
— В каждой епархии определенно должно быть создано специальное подразделение, можно назвать его викариатство, по окормлению приходов с глубокой этнической привязанностью и для решения их проблем. В конце прошлого года среди разных юрисдикций был проведен опрос, который выявил в православной Америке очень большое количество и разнообразие этнических общин. На мой взгляд, это будет одной из самых сложных задач при планировании географии епархий.
— Каким будет первый шаг к объединенной Церкви в США? Будет ли это в основном документальная работа или сочетание ее с совместной практической деятельностью приходов, монастырей, молодежных и образовательных организаций разных юрисдикций?
— На последнем заседании Комитета по региональному планированию, состоявшемся в Чикаго, мы созданы три подкомитета, которые будут работать по уточнению конкретных вопросов. Один подкомитет, во главе с митрополитом всея Америки и Канады Ионой (ПЦА), будет работать в направлении определения основного видения и принципов канонической реорганизации. Для этого членам комитета предстоит изучить особенности исторического развития различных юрисдикций, на основе чего и определить те шаги к более тесному сотрудничеству, которые можно предпринять уже сейчас и составить план переходных мероприятий на долгосрочную перспективу реорганизации. Все рабочие материалы будут представлены на рассмотрение и обсуждение членам комитета и Епископской Ассамблеи.
Второй подкомитет, при сотрудничестве с другими комитетами Ассамблеи, рассматривает существующую каноническую и литургическую практику в православном мире в США.
Для понимания того, как созданы и действуют различные церковные и управленческие структуры существующих в США юрисдикций, создании третий подкомитет. Задача его членов — разработать наиболее приемлемую для всех юрисдикций общую терминологию во избежание неправильного толкования в ходе обсуждения представляемых документов и для подготовки плана создания единой Православной Церкви в США.
— Владыка, могли бы Вы привести примеры сотрудничества между юрисдикциями в настоящее время?
— Хорошей практикой в США стало проведение православными священнослужителями и верующие разных юрисдикций совместного богослужения в первое воскресенье Великого поста — Неделю Торжества Православия; существуют совместные проекты по работе с молодежью, многие православные приходы используют единые программы для занятий в воскресных школах.
Уже на протяжение многих лет общие мероприятия проводятся под эгидой различных организаций, которые работают с благословения иерархов Ассамблеи Православных канонических Епископов. Международное Православной Благотворительное Общество, Православный Миссионерский Центр, Православная Комиссия по образованию, Православное христианское братство для военнослужащих, Комитет скаутского движения, Братство Православных христиан Северной Америки. Все эти общие труды – шаги на пути к единой Православной Церкви в Америке.
— Понимаю, что нельзя сейчас с уверенностью называть сроки… И все же, как много времени, на Ваш взглдяд, займет создание единой Церкви в США?
— Не хочу называть времена и сроки, это не так и важно. Важно определить, каким будет следующий практический шаг и какими будут промежуточные цели по направлению к цели конечной. Мы должны реально смотреть на то, какую пользу Православию в целом может принести этот проект, а не загадывать вперед. Знаю только, что эта работа потребует от епископов, духовенства и мирян много труда и желания работать.
6 апреля состоится очередное заседание комитета по региональному каноническому планированию Епископской Ассамблеи — на этот раз в режиме телеконференции.
Татьяна Весёлкина
Нью-Йорк