Как нас разделить?
Как вести себя православному, если в храм зашел «иноверный монофизит»? Об этом – новый рассказ Марии Сараджишвили.

(Из цикла «Записки Вахо Антивируса»)

Был сегодня на службе. Смотрю, подошел парень к подсвечнику, поставил свечку и перекрестился слева направо. Тут же к нему подошли бдительные наши стихаросани – молодые ребята в стихарях, демонстративно затушили его свечку и, взяв под белы рученьки, вывели из церкви с соответствующим напутствием.

– Иди к своим монофизитам, а сюда не лезь! Здесь только православные. Понял?!

Парень не стал скандалить, повернулся и пошел себе со двора.

Мне стало дурно в прямом смысле, будто выперли меня. Моментально в голове всплыла старая семейная история. Пожалуй, ее стоит здесь рассказать.

Мой грузинский дед, в честь кого меня назвали, Вахтанг, был женат первым браком на моей бабке Этери. Мой отец был их единственным сыном. Потом что-то у них там разладилось, и дед мой развелся и женился на Асмик Хачатурян.

Перед самой войной у них родилась Джуля, которую я привык называть тетей, хотя она мне никто. Дед ушел на фронт. Асмик чем-то серьезно заболела и дед написал Этери письмо, умоляя взять Асмик с грудным ребенком к себе и так переживать тяжелые времена, пока он не вернется.

Понятия не имею уж как быстро они пришли к консенсусу, но знаю точно: обе жены жили вместе, одним колхозом, довольно долго. Дед высылал свой офицерский паек и посылки при случае, которые велел делить поровну между всеми. Причем жили они очень дружно, хотя в глубине души у одной была обида, а у другой – большое смущение. Асмик всячески хотела, чтоб у ее дочки был старший брат – надежда и опора в случае чего.

Жизнь подтвердила ее мудрость. Мой дед погиб в самом конце войны. Что-то предчувствуя, он написал обеим женам письма, заклиная держаться вместе и беречь детей. Вскоре пришла похоронка.

После войны все льготы получила Асмик, как законная супруга, но она продолжала делить дедову пенсию, как раньше, на моего отца и ее дочь. Из принципа. О вере никто из них не говорил. К чему объяснять,что это было другое время. Но у обоих было чувство такта.

Все это промелькнуло вспышкой у меня в голове, и я бросился за тем парнем. Нагнал его уже за углом.

– Не обижайся на них. Не все православные такие, – начал я, не зная, как более толково выразить то, что меня мучило.

Парень сразу въехал в то, что я имел в виду.

– Да ладно, – успокоил он меня, – сегодня праздник, а до своей церкви мне надо на другой конец города ехать. Вот я и завернул к вам. Я ведь к Нему пришел, а не к ним. В Кувуклии рядом стоим, и ничего, мир не переворачивается. Они думают, что у них в раю место забито, только потому, что крестятся справа налево. Пусть тешатся. А с любовью у людей напряженка. Ну-ну.

Тут он достал мобильник, глянул на часы.

– Мне бежать надо, а то хозяин психовать будет. Все, пока.

И он, ускорив шаг, побежал дальше.

Фото с сайта orthphoto.net

Фото с сайта orthphoto.net

Кем он был, этот парень? Раз хозяина помянул, значит, либо маляр, либо сапожник. Я напряг память. Сегодня 6 января – братья армяне отмечают Рождество и Крещение вместе. Что ж, парень, как мог, вспомнил.

***

Примечание:

Армяне – не монофизиты. Видео об этом: 1, 2, 3


Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.