Как не надо ездить в паломничество
В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.

Прим. ред., — Паломничество — это путешествие к святым местам. Паломничество в православном христианстве часто называют «православным туризмом», что не совсем верно, потому что паломничество не очень похоже на туристический поход. Паломники отправляются в путь ради молитвы, общения с Богом и возможности увидеть православные святыни. К такому путешествию надо духовно подготовиться. Часто паломники преодолевают трудности, держат пост, специально берут определенные обеты. Многие едут в паломничество, чтобы потрудиться в монастыре или ради миссионерской деятельности, по пути рассказывая о Христе. Паломничество — древняя традиция. При многих храмах и монастырях существуют специальные паломнические службы. Уже сформировались паломнические традиции, а первые паломничества совершались в апостольские времена.

Кошмар обыкновенный

Из личного. 2003 год. Десятилетие гибели иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. Вся Москва снимается с места и едет в Оптину Пустынь. Пришлого народу в монастыре столько, что некоторые ставят палатки прямо на площади перед воротами.

Решение ехать принимается спонтанно, когда в руки попадает листок с расписанием поездок паломнической службы с благообразным названием. Звонок:

– Да, конечно, места есть.

И мы едем.

По-хорошему, насторожиться надо было сразу, как только выяснилось, что автобус отходит из центра Москвы в 22:00 в субботу. Тем более, что возможность уехать на все выходные была.

Теоретически такое время отправления побывать на вечерне позволяло. Практически – мы как раз добирались через весь город к месту посадки. Чтобы потом…ехать обратно.

Третьего кольца тогда не существовало, и водителю ничего не оставалось, как выбираться из города по радиусам. Что он и делал примерно до часу ночи. Так коммерческий расчёт собрать путешественников из всех районов помноженный на вечерний «час пик» стоил нам трёх-четырёх лишних часов дороги.

Пять утра. Автобус, наконец, подруливает к монастырю. По словам экскурсовода, до начала ранней литургии остаётся час. Кто-то пытается подремать в кресле. Самые бывалые вспоминают, что погружаться в источники после причастия обычно не благословляется.

Услышав вопрос: «Где тут источник?» – сопровождающая девочка откровенно пугается. На этом маршруте она впервые, какой-то информацией о храмах и расписании служб её снабдили, но за всем остальным приставать к ней просто бесполезно.

Группа самых проснувшихся шеренгой выходит из автобуса и растягивается по дороге, ведущей прочь от ворот. Очертания монастыря медленно тают в густом предутреннем тумане. По счастью, в этот ранний час навстречу попадается кто-то из местных и, откровенно обалдев от вида процессии из двадцати пяти человек, протопавших к тому времени добрых полпути до Козельска, задаёт вопрос: «А вы куда,…люди добрые?»…

Паломничество. Та самая дорога

Та самая дорога

Потом мы бесконечно стоим в очередях – сначала на исповедь. (Вообще-то утренняя исповедь в монастыре рассчитана на тех, кто идёт на позднюю литургию, но на неё мы не успеем – уйдёт автобус. По счастью, очередь нас пропускает).

Потом – во время самой литургии – за свечами, записками и просфорами. Если бы сопровождающая и знала о существовании лавки в подклети Казанского собора, в пять утра нам это едва ли помогло бы.

Ближе к полудню, галопом осмотрев Оптину и, кажется, Скит, группа совершенно обессиленных и голодных людей (о том, что в монастыре кормить нас не будут и еду надо брать с собой, предупреждали) отбывает в Шамордино…

Паломничество. Шамордино. Госпожин луг

Шамордино. Госпожин луг

Православное паломничество и православный туризм

В последние годы всё чаще говорится о существовании двух близких, но всё же различных явлений – православном паломничестве и православном (или «православно ориентированном») туризме.

С точки зрения специалистов, обслуживанием второго занимается персонал, подготовленный по специальности «гостиничный бизнес». То есть, изучаются все обычные дисциплины – маркетинг, менеджмент, основы pr. Просто деятельность потом получается «тематической».

Читайте также — История Соловецкой обители

Для пользователя же главное отличие – в другом. Паломничество – это подвиг, где главная цель – посетить службы и святыни. Вопрос о том, где вы будете есть/спать, и насколько вам будет интересно, в поездке с такой целью решается во вторую очередь. (Помню, как в той же Оптиной группы паломников ночевали на ковриках прямо на солее Введенского храма).

Православный туризм, помимо некоторой доли комфорта, предполагает привычную познавательно-ознакомительную программу. То есть, «посмотрите направо, посмотрите налево», хоть и с особой тематикой.

Ни мышонок, ни лягушка…

Отдельная проблема заключается в том, что поле, на котором работают большинство современных паломнических служб, находится как раз посередине между указанными явлениями.

С одной стороны, предлагаемые ими поездки заявлены как «паломнические», а потому большинство участников настроены на две вещи: 1) доехать до места; 2) за максимально небольшие деньги. Особенно возмущаться уровнем комфорта и качеством обслуживания в такой компании как-то «не комильфо». С другой, отпустить группу на неделю в какое-нибудь Дальнее Зарубежье совсем без удобств и документов тоже нереально.

В итоге термины вроде «договор обслуживания», «трансфер», «бронь отеля» и подобные начинают мелькать на горизонте лишь при дальних, тем более, зарубежных путешествиях. В случае же недалёких внутренних поездок сплошь и рядом бывает так, что никаких вообще бумаг с путешественником не подписывают, предлагая «передать деньги прямо экскурсоводу в автобусе».

Между тем, надо понимать, что «паломническая служба» – это такая же туристическая компания. И работает она с туристами-паломниками, с одной стороны, и с персоналом – водители, сопровождающие групп – с другой.

В худшем случае, даже если количество групп на маршруте ограничено, а их расписание определено на полгода вперёд, персонал этот может оказаться разово-наёмным.

Читайте также — Святая гора Афон

Кроме того, нередко, паломническая служба (туристическая компания) выступает в роли посредника между заказчиками услуг (паломниками) и многочисленными продавцами их на местах – перевозчиками, отелями, экскурсоводами или же бабушкой из частного сектора в окрестностях Дивеево, которая сдаёт угол на ночь.

Так что вполне возможен вариант дважды поехать по одному маршруту с одной и той же службой – и получить при этом совершенно разный набор информации, услуг и впечатлений.

И вообще, если вас довезли до места, но почти ничего не рассказали, неправильно сориентировали и не слишком удачно поселили, будьте готовы к возражению «а мы брались вас только доставить».

И, правда, договора на руках у вас нет, а во всех рекламных проспектах из услуг, предоставляемых собственно агентством, прописан обычно лишь «комфортабельный автобус».

Паломничество

Что делать?

  • Перво-наперво, определитесь с целями. Начинать искать поездку, вбивая в поисковик слово «паломничество», можно, если вы действительно готовы на подвиг. То есть, ваша цель – посетить святыни и ночь, проведённая на солее храма или двухэтажных нарах гостиницы для трудников, вас не смутит.
  • В любом случае, об условиях проезда-проживания-размещения надо спрашивать заранее. Истерики людей, которые, как им казалось, покупали просто «дешёвую экскурсию», при заселении в монастырскую гостиницу видеть тоже приходилось.
  • Практика показала, что лучшие поездки в монастыри организуются от их подворий. Да, в этом случае вы тоже не получите на руки никаких бумаг, потому что формально группа будет добровольной, а стоимость поездки считаться пожертвованием. Зато люди, которые вас повезут, – это не персонал, разово набранный на одну поездку. Вероятнее всего, они много лет работают при храме именно на этом одном маршруте (а не на сорока разных). Более того, сами не раз бывали в монастыре как паломники и поэтому в курсе не только расписания служб, но расскажут всё о местных святынях, расположении свечных и иконных лавок и даже подскажут время, когда в них меньше всего народу. Кроме того, подворские группы, чаще других селят в монастырских гостиницах и кормят в трапезных.
  • Совершенно идеальный вариант паломничества – группа прихожан, которая отправляется в поездку вместе со священником. Конечно, такое мероприятие может оказаться не самым дешёвым, не регулярным и довольно хлопотным в устройстве. Но все неудобства компенсируются ситуацией, когда путешествие устраивается со своими, для своих и именно туда, куда хочется. Вообще вариант, когда паломников сопровождает священник (ныне практикуемый для зарубежных поездок и некоторыми паломническими службами) имеет массу преимуществ. На месте группу «с батюшкой» могут без очереди пропустить к святыне. Да и молебен или литию можно отслужить, не дожидаясь заявленного в монастырском расписании.
  • Вообще к расписанию на месте нужно прислушиваться внимательнее всего. Ещё удобнее – поискать в автобусе попутчиков, которые едут на место не в первый раз. Разумеется, ходить от двух дней до двух недель за своей группой строем вы не обязаны. Чёткое понимание того, где и когда что служится и когда отходит автобус, обеспечит вам оптимальную долю свободы.

И удачного паломничества.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.