Как провести пасхальный флешмоб
Умная толпа
Понятие «умной толпы» ввел в обиход в 2003 году американский социолог Говард Рейнольд. В одном из своих трудов он рассуждал об идее мобильной самоорганизации и описал реальный феномен: толпа, вооруженная средствами связи, обеспечивающими быстрое оповещение участников акции, способна к самоорганизации. Социолог не подозревал насколько быстро читающая публика подхватит его идею и воплотит в жизнь. В том же году первые флешмобы волной прокатились по Америке.
Обескуражить, вызвать недоумение и развеселить – главные цели флешмобов. Заранее продумав и обсудив сценарий в социальных группах, участники шокируют окружающих синхронностью, внезапностью и часто бессмысленностью своих действий. Большинство флешмобов – веселые акции молодежи.
Фанаты собрались на платформе, мимо которой проедет поезд с рок-звездой, и отчаянно машут платочками. Или из разных концов мебельного магазина люди вдруг стекаются к одному ковру и требуют продать именно его именно им.
Фото: izhlife.ru / Анастасия МалышеваСпонтанность происходящего – главный принцип флешмоба.
Окружающих должно окатить, как из душа, внезапным нарушением привычного порядка вещей.
Например, однажды японцы были шокированы поведением своих соотечественников в одном из аэропортов. Множество людей кудахтали с самым серьезным видом и разошлись, оставив после себя на мраморном полу по куриному яйцу.
Нет порядка — не жди успеха
На заре флешмоб-акций на специальных сайтах прописывались правила и условия участия. Излюбленными местами мобберов, как их еще называют, являются метро, вокзалы, аэропорты. С некоторых пор – торговые центры.
Строгое соблюдение регламента действий призвано обеспечить безопасность зрителей и участников и эффект от акции.
Вы стоите на длинном эскалаторе в метро и замечаете, что спускающиеся вниз люди держат в руках таблички. Слова этих табличек постепенно складываются для вас в предложение: Роб. Хочет. Дать вам. Пятерню. Это — Роб. Веселый молодой человек, над которым кто-то держит плакат со стрелкой, улыбается, протягивая поднятую для дружеского хлопка ладонь. Весело? Весело.
Как всякая идея, флешмобы развиваются во времени. Несмотря на девиз «вне политики и экономики», они трансформируются, наполняются идеологически, все еще сохраняют другой важный принцип – массовость участников и внешняя спонтанность.
У флешмобов есть сторонники и противники. Последние уверены, что флешмобы — занятие бессмысленное, оно взращивает в людях вседозволенность, привычку нарушать сложившийся порядок и устои, использоваться в корыстных целях и порождать массовые беспорядки.
Пасхальное яйцо
Среди флешмобов отдельным жанром стали арт-мобы. Это акции, которые имеют некоторую художественную ценность. Арт-моб помимо продуманного сценария, предполагает длительные репетиции. Многочисленность встреч и серьезная подготовка обеспечивает запоминающейся эффект. Но к участию приглашаются и непрофессионалы.
Таким арт-мобом на Пасху в 2015 году стал сбор юношей и девушек перед Храмом Христа Спасителя. Молодые люди выстроились в фигуру гигантского красного пасхального яйца с белой надписью «ХВ». По команде выпустили в небо разноцветные шары. Этот арт-моб приветственным словом открыл Патриарх.
Фото: mosmolod.ruАналогичный флешмоб состоялся в 2016 году в Саранске. Его масштаб был чуть скромнее, чем в Москве, но видео, снятое с жужжащих квадрокоптеров, также выложили в интернет.
Телефон в помощь
Самое главное — снять происходящее на всевозможные носители информации. Случайные прохожие непременно попытаются заснять необычное действо на телефоны и выложить на собственных страничках в Фейсбуке, Вконткате, Одноклассниках, Инстраграмме. Но среди участников арт-мобов (хотя это и противоречит первоначальным правилам) теперь обязательно есть несколько человек, которые участвуют в акции своими камерами. Через несколько дней после флешмоба смонтированное видео выкладывают в сеть с соответствующими хештегами.
Самым ярким и растиражированным православным флешмобом был арт-моб группы «Ихтис» на Рождество 2011 года, который прошел в торговом центре «Атриум». Посетители, мирно попивавшие кофе в главном вестибюле магазина с неплохой акустикой, с удовольствием подпевали песне «Добрый вечер тоби».
Весной того же 2011 года знаменитый ансамбль и им сочувствующие исполнили «Христос Анести», «Да воскреснет Бог» и еще несколько песен в Камергерском переулке. На улице, по знаку «маяка» (специального человека, который дает отмашку акции) один за другим «дворники», «случайные девочки в костюмах фей», «прохожие» начали петь. Улица посреди Москвы на несколько минут превратилась в ликующее пасхальное многоголосие. Солист группы «Ихтис» Адриан Гусейнов, по совместительству “человек с метлой”, закончив свою партию, влился в толпу и продолжил наводить чистоту в переулке.
Инструкция
Как провести флешмоб самому? Какие сложности могут возникнуть? Рассказывает фольклорист Константин Некрасов, представитель Дирекции образовательных программ Департамента культуры города Москвы — организатора Пасхального флешмоба МШИ.
Почему флешмоб?
Это современная форма. Одно дело — концерт, на который дети по заданию идут выступать. Другое — флешмоб, необычная и новая форма, которая дает им дополнительную мотивацию.
Флешмоб – короткая мысль, которую можно быстро, четко и ясно выразить. В современном окружающем нас мире информация передаётся и воспринимается очень быстро, поэтому она должна быть понятной и яркой.
Флешмоб для детей – вспышка чего-то увлекательного и модного, возможность лаконично и красиво донести свои идеи городу и миру. Дети находятся в предвкушении внезапности и того обескураживающего эффекта, который они произведут на окружающих.
Фото: Ефим ЭрихманКак это было
Около ста детей и студентов, да и просто прохожих завели большой хоровод.
В финале выстроились в рисунок Древа – символа мироздания в представлениях наших предков. Корни – прошлое поколение, ствол – мы, ветки и листья – потомки. Мировое древо изображалось в орнаментах на одежде людей, на бытовых предметах и в хороводах.
В таких хороводах могло участвовать множество людей. На большом пространстве заводили не один, а несколько. В деревне Лопотни, где я был в экспедиции, находилось около 800 дворов, и хороводы, по рассказам местных жителей, насчитывали много сотен человек.
Фото: Ефим ЭрихманТанки водила не только молодежь, но и замужние и женатые люди. Старики участвовали по возможности, если физическое состояние позволяло. Считалось, что энергия участников скапливается и оказывает благотворное влияние. Бабушки нам рассказывали, что больных старались ставить в конец хоровода – он был выходом энергии. Говорят, что даже выздоравливали. Хоровод символизировал жизненный путь. Если ты вставал в него, значит включался в общее дело, принимал определённый жизненный путь, по которому должен пройти, как по хороводу.
Где проводить и откуда лучше наблюдать
Идея сочетать современные ритмы города и народные пасхальные (волочебные) песни у нас появилась давно и зрела долго. Мы решили, что делать это нужно в торговом центре. Зрителей там гораздо больше, чем, скажем, в переулке. На улице в праздники много других активностей, которые перетягивают на себя внимание. Да и звук разлетается, слова непонятны. Торговый центр – это сосредоточение большого числа людей, что обеспечивает привлечение внимания к чему-то одному, в нашем случае к детям, которые водят огромный хоровод.
Торговый центр – огромное пространство со вторым светом и большой площадкой. За происходящим можно наблюдать с балконов. Курский танок – красивый, живой, двигающийся рисунок, который можно наблюдать с любой точки. Но снимать на видео, конечно, лучше сверху.
Фото: Ефим ЭрихманКак готовиться
Наш флешмоб — спонтанная и не вполне запланированная акция. Дети и студенты не всегда могут приехать на репетиции, поэтому руководителей фольклорных ансамблей, которых мы пригласили, просто предупредили, что мы заведем танок. Идея флешмоба не в том, чтобы отрепетировать, а в том, чтобы на месте создать совместное действо, атмосферную реальность. И спонтанно раствориться.
Обсуждать ли планы с руководством торговых центров
Конечно. Мы провели множество совещаний с руководством «Авиапарка». Без решения администрации ничего нельзя сделать. На детей должно работать множество служб: усилена охрана, привлечена полиция, обеспечена медицинская помощь. Музыку в торговом центре должны отключить вовремя, сотрудники магазинов должны понимать, что сейчас будет что-то происходить, и не пугаться. Внезапным все является только для посетителей торгового центра. Для остальных – это подготовленное мероприятие, пусть и продолжительностью в 5-10 минут.
Фото: Ефим Эрихман
Как публика реагирует на флешмобы
Пару лет назад, на святки, я участвовал в арт-мобе с ансамблем «Ромода» в другом торговом центре. Публика реагировала круто. Все снимали, кто-то включался в нашу кадриль и песни.
Такие флешмобы привлекают внимание к традиционной культуре нефольклорной аудитории, то есть людей далеких от народной культуры. Можно сколько угодно между собой собираться и петь песни, но если не пополнять сообщество, не включать новых людей, то грош цена нашим усилиям. Традиционная культура действительно в этом случае становится мертвым искусством.
Фото: Ефим ЭрихманПочему флешмоб на Пасху
Я человек верующий, пою на клиросе и вижу, что число людей в храмах растет. Но немало и тех, кто от церкви далек, хотя понимает, что как-то причастен к русской культуре, неотъемлемой частью которой является православие. Задумываясь, что на Пасху нужно куда-то выйти, такие люди пойдут не в храм, а на улицу, в парк, но скорее – в торговый центр, где мы можем показать, что есть такой праздник – Пасха, что его можно вместе весело отпраздновать.
Фото: Ефим ЭрихманМожно ли выносить пасхальную радость в торговый центр
Мы не поем тропарь, не христосуемся, а исполняем как бы «светские» песни. Сейчас они называются народными, а раньше их пели все и вне храма и без особого повода. Кто-то приходит на флешмоб, чтобы прославить Воскресение Христа, а кто-то – чтобы порадоваться всем вместе в общем хороводе.
Нам важно создать для детей среду, в которой они учатся самостоятельно взаимодействовать посредством традиционной культуры. Наверное, это главная цель нашего общего действа.