Не привести детей к отторжению поста
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве:
Это непростой вопрос – как совместить свой отпуск с ритмом церковного календаря. Конечно, Господь любой шаг, любое самоограничение из послушания матери-Церкви зачтет, примет во внимание и ниспошлет свои благодатные дары, которые, возможно, человек примет и осознает не сразу.
В любом случае, это самоограничение – осознанное решение взрослого человека. Другое дело – ребенок, которому очень трудно что-то объяснить, когда он на отдыхе, когда только-только закончились уроки в школе и наступили долгожданные каникулы. Одно дело, если он находится, например, в православном лагере. Там, конечно, проще, там – церковная дисциплина. Но и там многие священники благословляют мальчишек и девчонок вкушать молочную пищу: детям нужно накапливать силы после напряженного учебного года.
Если дети отдыхают в санатории, в отеле, где много всего вкусного, нужно искать разумный компромисс, не запрещая все подряд, в чем-то ребеночка ограничивая. Пусть он, например, лишнюю конфету не съест.
А если ребенок, который растет, который набегается, накупается за день на отдыхе и будет все время слышать: «Это не ешь, того не ешь», у него может возникнуть реакция отторжения к этим запретам и к самому посту.
Здесь легко впасть в крайности. Лучше взять большую часть на себя и внутренне решить: «Ладно, ребенок, ешь вкусный бутерброд, а я за тебя лишний поклон положу». Пусть ребенок будет бодрым, веселым, получает радость от жизни. Не нужно загонять его в угол строгими запретами, чтобы когда он вырастет, он не сказал: «Спасибо, родители, я уже напостился на всю оставшуюся жизнь вперед, теперь пущусь во все тяжкие». Упустить человека гораздо страшнее, чем если он ребенком съест котлетку в пост.
Так что нужно попытаться найти здравую середину. Лето есть лето, отдых есть отдых, путешествие есть путешествие.
Всем известно, что пост для тех, кто находится в дороге, ослабляется. Пользуясь этим, можно смысл поста свести к нулю и это будет не совсем правильно: это расхолаживает и потом труднее будет вернуться к напряженной церковной жизни.
Важнее, чем строго ограничивать себя в пище, поставить перед собой духовные задачи. Например, неукоснительно исполнять молитвенное правило. Может быть, его стоит увеличить именно потому, что ты не в состоянии по всей строгости следовать всем ограничениям в пище.
Цель любого духовного усилия – движение к Богу. Не можешь по всей строгости соблюдать пост? Умножь свои духовные усилия, но только чтобы это не было халтурой.
Ограничение в пище в пост тем и хорошо, что это усилие нам легко контролировать. А старательность в молитве, например, самому в себе контролировать гораздо труднее. И вот здесь нужно быть к себе по-настоящему строгим, чтобы твой пост оказался постом. Любое усилие должно быть регулярным. Не так, что вот сегодня прочитал молитвенное правило полностью и решил, что отчитался на весь пост. Самое главное – постоянство.
Но проблема, как и Петров пост провести, и летом отдохнуть – есть, и она разрешается непросто. Сербский Патриарх Павел, который был мудрейшим человеком, который жил по-настоящему духовной жизнью, считал, что на Всеправославный Собор нужно вынести вопрос о сокращении Петровского поста. Исторически он возник сравнительно поздно, и со временем его продолжительность увеличивалась. Патриарх Павел предлагал вернуться к тому, каким этот пост был в самом начале. А для монашествующих и живущих в монастырях – оставить современную практику.
И если продолжительность поста будет неделя, эту неделю в любом отпуске можно вполне достаточно строго попоститься. А если отправляешься в монастырь, то постись здесь по всей строгости.
Мне кажется, это было бы интересным решением. Нужно дождаться решения авторитетного Всеправославного Собора.
Не пускать на самотек
Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:
Петров пост очень мягкий: мирянам можно есть рыбу кроме среды и пятницу. Это, конечно, не совсем по уставу, но большинство придерживаются такой практики. Думаю, это максимально упрощает задачу.
Так что для тех, кто находится в таких условиях, что может все-таки выбирать пищу, я советую постараться, насколько возможно, все-таки соблюдать пост. Если это не создаст ни себе и никому другому вокруг проблем. А если это окажется невозможным – восполнить какой-то духовной работой. Больше читать и молиться.
Для тех, кто находится на таком отдыхе, где уже предлагается определенная пища, надо есть, что дают.
Но пост, как известно – не только ограничения в пище. Так что если человек не может соблюдать эти ограничения, можно, повторю, компенсировать – чтением молитв, Евангелия, святоотеческой литературы.
Мне кажется, что это вопрос во многом индивидуальный и его хорошо бы обсуждать с духовником. Я вот, например, предлагаю в таких случаях читать в день по лишней главе Евангелия. Или по одной кафизме. Чтобы дать конкретный совет, я должен знать того, кому советую.
Есть люди, которые так устроены, что они где угодно будут соблюдать пост, потому что просто не могут иначе. Им в пост кусок в горло не полезет, если этот кусок скоромный.
А есть люди, которые не могут находиться где-то на отдыхе и все время думать, что вот это можно, а вот это нельзя. Это просто отравит им весь отдых. Посоветовать же им не ездить на отдых во время поста я тоже не могу. Не все от нас зависит. В том числе и график отпусков, и путевки в санаторий и многое другое.
Бывает, что человек, окунувшись в заслуженную праздность на отпуске, забрасывает все, перестает даже делать то, что можно бы делать: читать, например, молитвенное правило. Но так, пустив все на самотек, можно многое потерять в себе. Наоборот, во время отпуска (даже не важно, в пост он пришелся или нет) важно не потакать своей лености и выполнять то, что положили себе за правило.
Не сбиться с режима
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников российских на Полигоне в Бутово (Москва):
Петровский пост не такой строгий, как Великий или Успенский посты, и в определенные дни даже монастырским уставом разрешается вкушение рыбы. Но, вместе с тем, Петровский пост всегда был достаточно сложен для исполнения. Потому что в не такие уж и давние времена на Петров пост приходилась тяжелая работа – косьба. Это сейчас мы можем есть разные овощи, привезенные из южных стран. Раньше свежих овощей в это время не было. Даже грибов, которыми можно украсить стол Успенского поста.
Сейчас сложность в том, что у многих на время этого поста выпадают дни отпуска.
Есть правило Устава о том, что люди, находящиеся в дороге, могут ослабить себе пост. Ссылаясь на это можно, наверное, сделать послабление. Но нужно помнить, что пост есть пост, и без самоограничений нельзя. Ограничения могут быть разными в каждой ситуации.
Если кто-то, например, едет в деревню и хочет напоить своих детей настоящим молоком, что в другое время о сделать проблематично, то, наверное, здесь нужно поступать разумно.
Этот Петров пост начался с памяти новомучеников, в частности, в первый день поста, в понедельник, совершается память священномученика Михаила Маркова. Новомученники всегда к посту относились внимательно.
Меня удивило и потрясло, что священноисповедник Афанасий (Сахаров), который более 30 лет провел в тюрьмах и лагерях, за все эти годы только три раза нарушил устав о постной пище. Очень сильный пример всем нам, что даже в такой ситуации это возможно.
А дальше каждый решает, как быть в меру своего духовного роста.
Да, лето – время отпусков. И если человек приехал куда-то – в санаторий, на курорт и ему там дают только определенную пищу – ну что делать, пусть ест ее. Если есть возможность выбрать – пусть выберет что-то попроще. Думаю, в большинстве случаев такая возможность есть.
Понятно, что приехав на отдых, особенно с детьми, мы посещаем какие-то развлекательные мероприятия: дельфинарии, аквапарки и т.д.
Но это не значит, что мы должны предаваться развлечениям, несовместимым со званием христианина. Это недопустимо не только во время поста.
Неправильно, когда выпадая из ритма будничной жизни в отпуске, мы выпадаем и из ритма церковной жизни. В любых условиях ритм нашей жизни должен быть христианским. Уезжая куда-то, мы отдыхаем от наших повседневных трудов, но никак не от того, что мы являемся христианами.
Мы не должны сбиваться с этого, соблюдая, в том числе и молитвенный режим.
Мы всегда должны оставаться христианами. Если у нас воскресный день, и мы не имеем возможности, находясь на отдыхе, посетить храм, то все-таки мы должны вспомнить, какой сегодня день и как-то особо помолиться, прочитать воскресное Евангелие, пропеть воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» и т.д.
Вспомнить о близких
Протоиерей Александр Балыбердин, благочинный церквей г. Кирова:
Если мы правильно понимаем смысл поста, то тогда мы понимаем и всевозможные пищевые, бытовые ограничения. Смысл поста в самом его слове – мы стоим на посту. Какой же пост мы держим? Мы, христиане, живем в присутствии Христа. Смысл нашей веры именно в этом, жить в Его присутствии. Для святых это становиться жизнью во Христе. Как апостол Павел говорит: «И уже не я живу, но живет во мне Христос (Галатам 2:20). Мы, конечно, этого о себе сказать не можем. Мы только учимся жить в Его присутствии.
Поэтому самая главная задача поста – быть в эти дни особенно бдительными к себе, чтобы ничто не разлучало нас со Христом. Чтобы мы были с ним и во дни отдыха, и летом в том числе.
Если кто-то отправляется в дни Петрова поста, допустим, в санаторий, в поездку, то, понятно, это предполагает изменение бытовых условий. Если мы дома раньше сами готовили, то теперь полагаемся на ту кухню, которую предлагают в том же санатории или на те продукты, которые можем купить по дороге. И понятно, никто за это нас не осудит. Тем более, если мы едем в санаторий специально поправлять здоровье, и врач нам настоятельно рекомендует скоромную пищу, что ж, нужно отнестись к ней как к лекарству.
Самое главное все-таки, чтобы тот образ жизни, который мы ведем летом, во время отдыха, не отдалял нас от Христа. А удаляет нас от Него не колбаса, а прежде всего – грех. Наше раздражение, недобрые мысли, гнев…
Если наша поездка предполагает какую-то развлекательную программу, то просто не стоит участвовать в тех мероприятиях, которые смущают нас. Например, что помешает нам встать и уйти, если мы слышим какие-то шутки, которые связаны с нелюбовью к вере, к ближнему?
Всегда, а особенно в дни поста надо помнить слова апостола Иоанна о том, что всякий «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20)
Так что используем это время летнего отдыха, чтобы показать ближним, как мы их любим. Ведь обычно тем, кто рядом (жена/муж, дети, родители) мы недодаем внимания, сил, времени в течение всего года.