Классик западной литературы Р.Киплинг в свое время утверждал: «Образование — важнейшее из всех земных благ, но только тогда, когда оно высочайшего качества. Иначе оно абсолютно бесполезно».
К сожалению, в наше время слово «образование» утратило свое первоначальное значение. В секулярной педагогике «образованием» называют «…объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик…», хотя Законодательство Украины и определяет цель современного общего среднего образования несколько шире. Вместе с тем уже само слово «образование», если в него вслушаться, наполнено богословским значением: оно близко к понятию «образ».
Образ Божий был дан человеку Творцом, но не сохранил свою первозданность и красоту вследствие грехопадения. Человеку, я уверена, для обновления в себе образа Божьего необходимо. Во-первых, познание того, как и чем побеждается грех, во-вторых, собственные усилия на этом пути и, разумеется, Божья помощь. Только при объединении Божественной и человеческой воли, энергии (синергии) возможно истинное образование человека как приведение его в соответствие с образом Господа.
Автор «Основ православной педагогики» протоиерей Богдан Огульчанский характеризует образование в высшем – духовном – значении как постепенное и целостное вызревание личности до соответствия ее Богосозданному образу через деятельное познание Первообраза — Господа нашего Иисуса Христа. Это является также главной целью православной педагогики, которая основывается на святоотеческом учении о человеке как о существе, созданном по образу и подобию Божиему.
Несмотря на то, что целью светской педагогики является подготовка к земной жизни, а церковной — к жизни вечной и земной, их формы и методы во многом подобны
К тому же Святая Православная Церковь среди всех ценных наработок педагогики за время ее внецерковного существования выделяет такие важные как любовь к Отечеству, к родителям, к народу, уважение к человеку труда, ответственность, трудолюбие и т.д. Другое дело, что характер отношений в педагогическом процессе совсем иной.
Православные педагоги считают сердцевиной — доброе воспитание, так как доброе воспитание имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Эту истину хорошо разумел еще древний мудрец Плутарх и в своей книге о воспитании высказал ее следующими словами: «Ничего нет выше доброго воспитания детей; оно должно быть началом, срединою и концом всех …забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное Божественное благо».
К тому же слово «педагог» в переводе с греческого обозначает «детоводитель». В Древней Греции так называли рабов, которые сопровождали детей богатых граждан по дороге к учителю. Этимология этого слова имеет глубокое символическое значение:
Православные педагоги и должны быть такими «детоводителями» для современных учеников на их пути к истинному Учителю – Христу
Наверное, это уже несомненно,что в наше сложное и противоречивое время участниками педагогического процесса, во всей его полноте, должны стать семья, Церковь и школа, и их действия обязаны быть согласованными и скоординированными.
Согласно этой модели целостного педагогического процесса,
основным заданием современного образования является подача образа, который просветляет разум, вдохновляет сердце и волю.
Каким же должно быть педагогическое общение, чтобы оно стало Даром Божиим и способствовало становлению Богоподобной личности ребенка? Еще во II веке великий учитель Церкви Климент Александрийский в своем сочинении «Педагог» так сформулиривал цель педагогической деятельности: «Область Педагога — практика, а не теория; не обучение, а нравственное улучшение — вот Его цель». Это кажется бесспорным для настоящего педагога, тем болем, православного, ибо только в живом учебно- педагогическом процессе педагогика может стать действенной силой, необходимой ребенку.
Вообще, педагогический труд — это особый вид высококвалифицированной мыслительной и практической деятельности, имеющей творческий неповторимый характер. И в условиях изменения целей и задач современного светского образования его конечным результатом является уже не «человек образованный», а «человек культурный», который соединяет в своем сознании разные культуры, который ориентирован на другого человека и склонен к диалогу с ним.
Разговор о диалоге в учебно-воспитательном процессе ведется уже давно и разными людьми
Одни (М.Бубер) видят в нем уникальный способ межличностного общения, другие (В. Библер) — психологический метод организации гуманистического образования и общества — диалог культур, третьи, чувствуя в диалоге духовную глубину, связывают с ним внутреннее развитие личности (митрополит Иоанн (Зизиулас)).
На сегодняшний день существует много педагогических практик, которые продемонстрировали реальную силу диалога. И среди них особняком — «Лето Господне», московская воспитательная индивидуально ориентированная программа со-бытия с ребенком. Цель программы — православное воспитание детей, активизация их творческих личностных начал, развитие диалоговой способности их сознания.
Однако правды ради следует вспомнить еще и опыт советской школы: в далеких 80-х годах особую популярность приобрела педагогика сотрудничества. При всем разнообразии методических стилей учителей- новаторов, будь то использование «опорных сигналов» Шаталова или анализ литературного произведения с позиции художественной детали, как у Ильина, — самым важным для них было выстраивание диалога на уроке. В этом случае урок, его польза и ценность становятся результатом сотворчества педагога и учащихся.
«Спасибо вам, дети, за то, что вы мне сегодня помогли»
Так заканчивает урок для шестилетних воспитанников Ш. Амоношвили.
Диалог становится не только и не столько полемикой, дискуссией, в ходе которой поддаются сомнению, переоценке разные элементы социального опыта. Он (диалог) рождает множество ракурсов, на перекрестке которых появляется доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласованность, дополнительное понимание, выход за рамки познанного.
И современная методология – это богатая сокровищница традиционных и нетрадиционных методов и приемов, направленных на совместную творческую деятельность учителя и ученика,на сотрудничество, на совместный поиск истины.
В этой связи следует вспомнить исследовательские труды таких современных ученых, как Шевченко, Халфина, Фасоля. Но все же при их безусловной пользе и инновационности в вопросах педагогического сотрудничества, к сожалению, следует отметить, что главный акцент в этих педагогических системах не только на духовной самореализации, но и на достаточно автономном самоутверждении, саморазвитии, самопознании человека. Его (ученика, ребенка) не воспринимают как такового, который имеет тесную связь с Высшим Началом.
А чтобы общение стало как Дар Божий, как условие и способ духовного развития личности,в первую очередь, ребенку нужно, чтобы произошла душевная и сердечная встреча педагога с учениками. Как утверждает бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Л.В.Сурова, духовный диалог между людьми, в частности, между педагогом и воспитанниками, в начале своем должен быть центробежным по своим энергетическим токам. «Работать Господеви» — это не стремиться к душевному и физическому комфорту, не носиться с собой как с писаной торбой, а уходить от себя, не говорить о себе, а забывать себя — для дела, для труда, для любви, для вслушивания в жизнь».
Именно «забывая о себе», люди вдруг начинают реально ощущать незримые духовные связи с окружающим миром
И через творческую деятельность (с детьми на уроке, во время воспитательного часа, спортивных соревнований, художественного процесса и др.) высвобождают свои высшие духовные силы из психологического «плена». «Эта духовная готовность людей быть возделанными и дает возможность Духу Божию «оплодотворить» свое новое духовное поле, стать центром тяготения новой соборной общности. Так из духовного диалога возникает живое духовно-педагогическое пространство».
А дальше, на новых этапах духовного диалога, это живое духовно-педагогическое пространство приводит в активное движение весь творческий, Богом данный самобытный потенциал человека. При этом индивидуальность каждого участника диалога не угнетается, а, наоборот, расцветает, совершенствуется — в эти часы и воспитатель, и воспитанники живут высшим, неожиданно начинают приобретать какую-то глубинную духовную интуицию, устремляясь к своему настоящему Прообразу.
«Благословен Грядый во имя Господне!». Таким образом, происходит православное воспитание ребенка, активизация его творческого личностного роста, его благоговейного диалога с жизнью. И главный метод современного христианского воспитания — это, пожалуй, метод вдохновения.
Ребенка нужно постоянно вдохновлять на жизнь, на любовь, на терпение, на труд, на принятие Царствия Божьего. Ребенка нужно немедленно поднять с одра «расслабленного возбуждения», к которому он прикован современной массовой культурой, а точнее, ее отсутствием.
Православному педагогу во время общения с детьми важно непрерывно творчески дополнять картину их повседневной жизни, которая раскрывается перед ними дома, в школе, в социуме. Но не не путем увеличения объема информации, а посредством собирания воедино всех знаний и умений ребят, их личного жизненного опыта, помноженного на верно очерченные педагогом ориентиры настоящего, прошлого и будущего в свете христианского Откровения.
Воспитанникам нужно без устали прививать настоящий высокохудожественный вкус, воспитывать искренние чувства и стойкий иммунитет к пошлому и низменному
Также учить драматическим переживаниям, во время которых неизбежна борьба добра со злом. Отличным инструментарием в этой архиважной работе должны стать уроки литературы, изобразительного искусства, художественной культуры, христианской этики, эстетики, литературные гостиные и т.д.
На мой взгляд, учителя-филолога, именно на уроках литературы у детей развивается не только способность видеть жизненные проблемы и противоречия, думать, анализировать особенности характера того или иного литературного персонажа, фантазировать, образно мыслить, развивать творческие способности, но и главное — происходит воспитание высоких нравственных ценностей и поэтических чувств, ибо поэзия для человечества — это уроки настоящей красоты и свободы. Марина Цветаева не уставала провозглашать: «Поэзия — первое небо!». Осваивая на уроках литературы духовно-педагогическое пространство, мы взбираемся вместе с детьми на это первое небо.
В своей многолетней педагогической практике я неоднократно обращалась к наследию В.А.Сухомлинского, который учил, что особенностью творчества вдумчивого педагога есть то, что «объект его труда – ребенок — постоянно меняется, всегда новый, не тот, что вчера». В реалиях современности это особо нужно учитывать.
Молодое поколение нашей страны, да и всего, наверное, постсоветского пространства, формировалось не просто в новых экономических и политических условиях — у него вообще было новое детство. На протяжении многих лет, особенно в последние годы уходящего тысячелетия, дети постоянно видели нарастающую страсть наживы, культивируемую как добродетель, призывы к откровенному блуду, которые лились и льются с экранов телевизоров и печатных изданий, жестокость, вранье, агрессию. Весь этот негатив не только сохраняется в юных умах и сердцах — он активно влияет на сам процесс видения мира и его восприятия на уровне чувств и эмоций.
Какая же школа нужна нашему времени и нашему ребенку?
Какая педагогика в состоянии одолеть недоверие, падение нравов, агрессию или апатичность юного поколения? Только православная — педагогика Благовестия, такая, которая есть Словом Правды — о мире, жизни, человеке и Боге. Такая, которая не учит, а участвует, не поучает, не назидает, но открывает, последовательно провозглашает Евангельскую Истину: «Не бойся, малое стадо, Отец благоволил дать вам Царство!» И душа ребенка обязательно откликнется на эту благую весть — она просто узнает себя в ней и воскреснет для чистой радости, вдохновенного творчества, высокого искусства и созидательного труда.
Педагог-богослов Сурова пишет: «Педагогика Благовестия — это Откровение о Новом человеке. Человеке-личности, который больше мира, потому что имеет в себе духа. Силой этого духа человек и способен преображать жизнь… Цель педагогики Благовестия — духовная жизнь ребенка. Не новый нравственный кодекс, не некая духовная норма, которой надо следовать, но жизнь с памятью о Боге».
Поэтому в основе каждого урока или внеклассного мероприятия должен быть положен принцип личностно уважительного подхода
И еще смиренномудрия, позитивной взаимосвязи школьника и педагога, благочестивого окрашивания педагогического события, во время которого должна обязательно состояться встреча Педагога и Ученика. В идеале эта встреча — естественное слияние двух природ в одну духовную общность, взаимное духовное и эмоциональное обогащение, такое «таинственное общение душ», которое существенно изменит как ученика, так и самого педагога.
Я считаю, это непременно произойдет, если, в первую очередь, в душе педагога будет жить любовь. Как известно, среди всех человеческих достоинств апостол Павел самой большой считал любовь. Наверное, потому что там, где любовь, нет зла, раздражительности, равнодушия, высокомерия. Потому что любовь все превращает во благо, все обновляет и возрождает. Потому что — и это главное! — Сам Господь нам заповедовал любовь. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13, 34).
И еще. В учебных заведениях много хороших, верующих, в том числе, педагогов, которые однако строят свои взаимоотношения с учениками способами светской педагогики. Им не хватает знаний, определенных личностных качеств, поэтому они не уверены в себе. Это проблема, но не преграда на пути к новой педагогике. Самое, пожалуй, главное — видеть в каждом ребенке Божье создание и относиться к нему, как к чаду Божьему, как бы он ни был испорчен греховными пристрастиями. И, конечно же, нужно учиться — и с катехизисом познакомиться, и со Священным Писанием, и основы православной педагогики с православной антропологией очень не мешало бы усвоить.
Тогда непременно состоится Встреча, во время которой родится доброжелательное и бережное отношение друг к другу, сложится атмосфера психологического и душевного комфорта, когда страх ошибиться отступает, а включаются все благочестивые силы души: разумная, наблюдательная и творческая.
Благая весть – это не только весть о Воскресении Христовом, это реальное воскресение наших душ — воскресение к жизни, к подвигу, к жертве. Аминь.
Ирина Захарова