Не вполне удачным образом на начало весны, которое, как известно, есть время авитаминоза и нервных срывов, пришлось два праздника, статус которых вызывает из года в год все более унылые и ожесточенные словопрения. Да, речь идет о 23 февраля и 8 марта. Ригористы ожесточенно доказывают, что праздновать нЕчего и нельзя, что эти дни возникли в результате козней чека и мировой закулисы. При этом градус раздражения вплотную приближается к ожесточенному унынию чеховской Каштанки, о которой автор заметил, что если бы она была человеком, то подумала бы: «Нет, дальше так жить нельзя, надобно застрелиться».
Но поскольку большинство негодующих — люди благочестивые и твердо знают, что самоубиваться грешно, они раздражаются до такой степени, что поневоле кажется, что вместо этого — перестреляют всех, кто робко что-то в эти дни дарит. Как правило, робость затем снимается алкоголем, которым все по национальной традиции и утешаются.
То есть народ, от имени и во имя которого ведутся все эти дискуссии, данные праздники себе усвоил и прекрасно обходится без идеологического руководства. И чем дальше, тем чище обрисовывается доминанта: 23 феврала — День мужчин, 8 марта — День женщин. И, наверное, на этом следует успокоиться.
Я, конечно, понимаю, что человечество нам не указ, но хочу робко напомнить, что такие праздники, как День отца, День матери (и даже бабушки), День детей в мире празднуют — проявлением внимания и хорошим настроением.
Когда-то была идея вытеснить из календаря само воспоминание о христианстве; для этого к каждому воскресенью подбирался промышленный праздник: железнодорожников, работников коммунального хозяйства и т. д. Это давало возможность писать приказы и инструкции, а также проводить собрания и сочинять отчеты; в основном этим и ограничивались. Ну, еще выпивали в рабочем коллективе.
Вот этот компонент у нас процвел, причем никакого такого особого счастья в нашу жизнь он не привносит. А если все-таки сосредоточиться на том, что есть День женщин и День мужчин, и отмечать их именно в этом качестве? Это какой же слоновьей порцией благочестия нужно обладать, чтобы отрицать наличие таковых! А поскольку мужчины и женщины по большей части в любом доме отыщутся, то отпадает необходимость искать их в других местах. Да, на работе можно ограничиться теплыми поздравлениями и скромными подарочками, а вот дома — праздник! Только без культмассовых заморочек по модели «сегодня папа готовит и убирается», потому что это неискренне, это показуха, и многократно осмеяна уже вовсе не смешная ситуация, когда бедной празднующей женщине приходится работать, как целое МЧС, ликвидируя последствия неумелого мужского хозяйничанья.
…А вот если в семье развиты навыки совместной домашней работы — совсем другое дело.
Стоп. Тут я чувствую отсутствие поддержки. Звучит хор недовольных. Мужское крыло: Это какая такая совместная работа?! Где мой борщ? Где ее послушание? Да и вообще чего мне с ней торчать? И из сколь угодно высоких обоснований предательски просачивается Высоцкий: «Тут за день так накувыркаешься, придешь домой — там ты сидишь». И даже вопрос «Должен ли муж помогать жене?» ставится в богословской плоскости (к счастью, вменяемыми людьми, отвечающими положительно). Женское крыло: Это чтоб он лишний раз на мою голову сваливался? Тут только и отдохнешь душой, когда его не видишь!..
Вот у нас все разделяются на таких и не таких, на этих и этаких… Очень соблазнительное занятие. В узком, специальном смысле слова соблазнительное. И результаты уже сказываются: все чаще и чаще слышатся жалобы на то, что какие-то мы ожесточенные, недоверчивые, хмурые. Это разделение утверждается и в семьях. В том числе, к сожалению. и в православных.
Так вот, для того чтобы ликвидировать разброд и шатание в деле празднования 23 февраля и 8 марта и не бредить про загадочные казусы военной истории и про пурим, а жить, как люди живут, нужно, чтобы для мужчин желание праздновать День женщин было осмысленным, искренним, теплым. И ровно то же самой относительно празднования женщинами Дня мужчин. Короче: чтобы во все остальные дни между теми и этими были отношения дружбы и любви.
В свое время отец Глеб Каледа писал: «Семья — школа любви». А владыка Антоний на вопрос о том, какой должна быть православная семья, отвечал: «счастливой». Что ж ныне?
…Вспоминается горький анекдот позднесоветской поры: Хорошая советская семья — это мама и дочка, а отличная советская семья — мама, дочка и бабушка. С тех пор эти мамы стали бабушками, дочки — мамами, а проблема неполной семьи либо просто сохранилась, либо переросла в вещь привычную, но от этого не менее странную: иногда кажется, что девушка вышла замуж … за свою маму. У них устанавливаются особо доверительные отношения и они вместе решают вопросы тактики и стратегии в борьбе с мужем.
Так вот, позволю себе с опорой на более чем пожилой возраст и более чем солидный стаж семейной жизни произвести кое-какие обобщения.
Сказано, что кого Бог сочетал, того человек да не разлучает. И это касается и опытных подружек-советчиц, и мамочек, на совести которых и разводы, и аборты, и «просто» охлаждения между супругами, когда брак превращается в тягостное параллельное существование. Пресловутые коллизии с тещами проистекают из того, что муж именно что хочет сохранить семью. А для этого нужно тещу слегка подвинуть. А она не двигается. А жена, мыслящая в терминах конфронтации, видит грозящее ослабление своих боевых позиций…
Девицы! На самом деле выйти замуж — плевое дело! Вот вырастить семью и себя в семье — это задача. И без всяческой военно-политической терминологии.
Дальше будет страшное.
К сожалению, нередко батюшки берут на себя руководство женщиной через голову мужа. Почему — здесь обсуждать не место и не время, но в устах конфронтирующей женщины фраза «А меня батюшка благословил/не благословил» превращается в дубину, под ударами которой в пыль разлетается семья. Правда, далеко не всегда амазонка в пылу битвы доносит до супруга точные слова батюшки и их подлинные, а не придуманный смысл. Хочется сказать, что слова «кого Бог сочетал, того человек да не разлучает» сюда тоже относятся. Бог сочетал мужчину и женщину в таинстве браковенчания, которое проводил священник в силу дарованной ему в таинстве рукоположения благодати. Вмешиваться в жизнь супругов можно только с целью помочь им возрастать в любви.
То есть опять-таки, православные жены! Вы вышли замуж за своего мужа — и ни за кого другого. Пардон, конечно, но духовника можно поменять. Церковь дозволяет. А вот мужа — не стоит. Церковный развод — это выдумка, нету такого, это уже разведясь, можно получить в канцелярии справку. А дальше — вопрос совести…
Особая просьба — не миссионерствовать в доме. И это лучше не обсуждать, но в большинстве случаев кончается это плохо.
Наконец, православные супруги! Гармонии в семье легче достигнуть, если у вас один духовник. И если для вас паломничество — продуманное, прочувствованное событие совместной духовной жизни, а не православный турпоход порознь и два раза в месяц.
Что же касается мужчин… Очень вас прошу, будьте мужчинами. Не ставьте жене всякое лыко в строку — будьте сильными и не мелочными, предоставьте мелкие склоки теткам, которые вам кажутся достаточно противными. В некоторых языках (например, в литовском) существуют варианты темпа речи: мужчины говорят медленнее женщин. И знаете? — это очень приятно на слух. Пресловутые подарки могут быть и мелкими, но врученными с любовью, с добрыми глазами и словами. Право же, один цветок эстетичнее, чем веник за пять тысяч, и лучше запомнится.
И пусть руки ваши будут сильными, добрыми и надежными. И пусть «она» знает, что может на вас положиться.
Вот — маленький секрет. В прошлом говорилось: «Она родила своему мужу трех сыновей и дочь». Понимаете, в чем тут нюанс? МУЖУ. Что бы там ни думали женщины о своей самостоятельности и о благах цивилизации, создавшей памперсы и устройства для подогрева бутылочек, — а ограничитель работает совершенно бессознательно. Мужья, пожалуйста, будьте добрыми — такими, чтобы любимые видели в вас отцов.
И если мужчины и женщины будут делать шаги навстречу друг другу, они и станут по милости Божией настоящими мужчинами и настоящими женщинами и будут праздновать без задних мыслей и без зазрения совести.
А все-таки как насчет любви? Есть, есть христианские семьи, которые стараются с полным пониманием сути супружества взращивать свою любовь. Я даже знаю тех, кому это удается.
И даже знаю, как их узнавать. Нет, они не строят друг другу глазки, не вздыхают и не восклицают, не обнимаются прилюдно, короче- никак не походят на персонажей плохого кино. Но вот когда такие супруги идут рядом, все уже видно: какая-то внутренняя соотнесенность, скоординированность — и даже не в движениях, а внутренняя. Это очень красиво, очень значительно и очень похоже на старинный торжественный танец.
А это у них не на праздник. Это у них каждый день. Представляете, как им легко праздновать?
Вот и всем нам того же!