Какую цель поставить перед собой на Великий пост?
В посте православного человека много искушений. Одно из них — опасность превратить пост во внешнюю форму, исполнить которую ему уже стало возможно.
Некоторые так и говорят: «Батюшка, как легко пост прошёл!» Я стараюсь не поддерживать людей в этом странном настроении, потому что легко прошедший пост может свидетельствовать не столько о благодатности, сколько о том, что человек в этом посте не преуспел.
Во время поста человек должен испытать определённую трудность. Конечно, напряжение душевных и телесных сил есть не результат, но некое усилие, которое может дать результат, а может его и не дать.
В чём бывают здесь искушения? Когда человек «научился» поститься, то есть, принял определённые правила — не все, конечно, но уже достаточно твёрдо выполняет их от поста в пост, — нередко возникает ситуация, которую люди обозначают словами: «Вот пост прошёл, а я чувствую, что ничего не изменилось».
И действительно, так оно и есть. Человек, который за прошедший пост не приложил к себе усилие, не исправился хоть в малейшем своём недостатке, потратил время зря.
И молитвенные поклоны, чтение и внимание к себе, даже сама исповедь, которую человек старается исполнять со всей тщательностью, может стать для него привычным, обыкновенным и, в конце концов, формальным исполнением правил. Даже причастие может стать неким действием, которое человек добросовестно исполняет время от времени для того, чтобы считаться православным христианином.
Не берусь сказать, сколько людей рассуждают подобным образом, но такая опасность реальна для каждого. Дело в том, что человеку свойственно привыкать — и к хорошему, и к плохому.
И вот чтобы эта привычка не превращалась в формальное вычитывание молитвенного правила, формальное стояние на литургии, формальное покаяние и, тем более, формальное причастие, человек должен очень внимательно смотреть на то, что он делает, о чём думает и что говорит.
В чём заключается эта внимательность? Человек должен посмотреть на себя как бы со стороны.
Первый этап — рассматривание того, что уже сделано — неделю назад, три дня назад, позавчера. Всё это — непростое дело, которое, тем не менее, православный человек должен время от времени исполнять.
И это — не простое записывание грехов на бумажку, которую ты потом приносишь к аналою, а рассмотрение того, как ты идёшь от исповеди к исповеди, по ступенькам поднимаясь вверх. Ищешь в себе не просто факты греха, но ищешь в себе решимость и возможность бороться с грехом, ищешь у Бога помощи, чтобы исправиться.
Дело в том, что сама эта борьба, по нашему православному пониманию, не самодостаточна, это — не тот факт, который помогает исправляться. Бороться обязательно надо — надо видеть в себе недостатки, их исповедовать, искать пути выхода из этой ситуации. И в то же время — полагаться на волю и помощь Божию, просить у Бога помощи и поддержки в борьбе с грехом, который оскорбляет не только нас.
Грехи, которые совершаются христианами, не есть только их личный недостаток! Грех, совершаемый христианами, есть оскорбление Духа Святаго, который живёт в каждом из нас, во всей Церкви.
Конечно, человек, много лет проживший церковной жизнью, уже не совершает тяжких грехов — или, по крайней мере, ему так кажется. Ведь тяжкие грехи видим мы сами, о них могут даже не знать наши близкие. И вот самое главное — это видение собственной мерзости пред Богом, тех оскорблений, которые мы наносим Святому Духу, хотящему жить в нас.
Здесь не нужно бояться употребить усилие, увидеть и открыто исповедовать в себе этот грех, просить помощи и совета у священника, которому Вы доверяете. Это главное в посте. Всё остальное становится служебным средством помощи.
Здесь и чтение духовной литературы. Достижения Святых Отцов открывают нам дороги, по которым нам ещё предстоит пройти. С другой стороны, в житиях святых мы видим и глубокие падения отдельных людей, страшные греховные состояния, учимся не осуждать других людей, видим, насколько Господь, собственно, к нам милостив: наше покаяние приемлет и наши грехи прощает. Это состояние, когда человек, восстав от греховной жизни, ищет духовного возрождения, и такой человек реально движется вперёд.
И здесь очень важен тот заряд, который человек имеет в себе, только входя в пост. Человек начинает поститься, посещает церковь, и ему передаётся покаянное настроение первой недели Великого поста с ее Великим каноном. Это — естественное настроение первой недели Великого поста.
Кто-то не бывает на этом богослужении — по семейной или рабочей занятости, другим каким-то обстоятельствам не может посещать церковь. Но опытному человеку обязательно заранее перед постом установить для себя его цель.
Формулировка кажется странной, но дело в том, что цель поста для каждого — своя. Конечно, для нас всех цель — соединиться с Богом, приблизиться к Нему, немножко пострадать за Него, угодить Ему, порадоваться встрече Святой Пасхи. Но цель дополнительная у каждого человека должна быть своя.
Каждый знает свои недостатки, свои ужасы и мерзость душевного состояния, которую порой видит только он один. И попытаться это увидеть и поправить человек может только сам. Захотеть стать лучше человек может только сам — всё остальное ему поможет сделать Бог.
Подготовила Дарья Менделеева