Каноны

1
От переводчика

“Каноны святых Апостолов” 2 — это древнецерковный литургико-ка­но­нический памятник, относящийся к 135–180 гг. и восходящий в своих отдельных частях к апостольским временам и к “Учению святых Апостолов” (“Didac»” ‘Дидахэ’). Его окончательная редакция приходится примерно на время около 300 г. По своей форме “Каноны святых Апостолов” представляют собой беседу Апостолов, собравшихся по повелению Господа, чтобы совместно установить единые нормы церковного устройства. В уста Апостолов здесь вложены поучения, каса­ющиеся христианской нравственности и церковной дисциплины. Произведение состоит из 30 глав и композиционно распадается на четыре части:

1. Вступление (глл. 1–3).
2. Основы христианской этики (глл. 4–14).
3. Нормы церковной организации и дисциплины, определяющие служения епископов, пресвитеров, чтецов, диаконов, вдов и лаиков (мирян) (глл. 15–28).
4. Заключение (глл. 29–30).

Вторая, этическая часть “Канонов святых Апостолов” либо непосредственно связана с “Дидахэ”, либо оба этих памятника восходят к единому прототипу. А третья, каноническая часть представляет собой оригинальное произведение, наводящее на некоторые размышления по поводу раннехристианского церковного устройства. Как в “Дидахэ”, так и в “Канонах святых Апостолов” запечатлена сущность церковного права и юридических норм, определяющих социальное бытие христианина I–II вв. по Р. Х.

Радуйтесь, о сыны и дочери, во имя Господа Иисуса Христа.

Иоанн, Матфей, Петр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей и Иуда, [брат] Иакова.

I. По повелению Господа нашего Иисуса Христа Спасителя собрались мы, как Он прежде этого приказал нам: “Вы должны распределить епархии по жребию, подсчитать количество мест, [определить] достоинства епископов, места пресвитеров, прислуживание диаконов, рассудительность чтецов, беспорочность вдовиц и все, что было бы необходимо для основания Церкви, чтобы эти лица, зная небесный прообраз, убереглись от всякого уклонения, и зная, что им предстоит дать отчет в Великий День Суда о том, что они, услышав, не соблюли”. И Он приказал, чтобы мы распространили эти слова по всей вселенной.
II. Поэтому мы рассудили, вспомнив эти слова, для напоминания братству и наставления каждого заповедать вам [все] так, как Господь открыл [нам] по воле Божией через Духа Святого.
III. Иоанн сказал:
— Мужи братия! Зная, что мы дадим отчет о порученном нам, да не допустим лицеприятия друг к другу, но если кто думает противоречить полезному, то да встретит он отпор.
Все решили, что первым должен говорить Иоанн.
IV. 1. Иоанн сказал:
— Есть два пути: один — [путь] жизни, другой — [путь] смерти, и велико различие между двумя путями. 2. Путь жизни таков. Во-первых, возлюби Бога, создавшего тебя, всем сердцем твоим и прославь Искупившего тебя от смерти. Это первая заповедь. 3. Во-вторых, возлюби ближнего твоегокак самого себя. Это вторая заповедь. На этих [двух] заповедях держится весь Закон и Пророки.
V. Матфей сказал:
— Всего того, чего не желаешь, чтобы случилось с тобою, не делай другому. Брат Петр, открой же учение этих слов!
VI. 1. Петр сказал:
— Не убивай, не прелюбодействуй, не развратничай, не растлевай детей, не кради, не занимайся волшебством и чародейством, не умерщвляй [в зародыше] чада погублением и не убивай уже родившегося, не желай ничего, принадлежащего ближнему твоему, 2. не клянись, не лжесвидетельствуй, не сквернословь, не помни зла, не будь двойственен ни в мысли, ни в слове, ибо двуязычие есть сеть смерти. Слово твое да не будет пустым или лживым. 3. Не будь корыстолюбивым, алчным, лицемерным, злонравным и надменным; не злоумышляй против ближ­него твоего. 4. Не питай ненависти ни к какому человеку, но одних обличай, других милуй, за третьих молись, а четвертых возлюби более души своей.
VII. Андрей сказал:
— Чадо мое, избегай всего дурного и всего ему подобного. Не будь гневлив, потому что гнев приводит к убийству. Ведь гнев — это мужской демон. Не будь ревнив, склонен к спорам и яростен, ибо от этого происходят убийства.
VIII. 1. Апостол Филипп сказал:
— Чадо мое, не будь похотлив, потому что похоть приводит к блуду и влечет к себе людей. Ведь похоть — это женский демон, и эти [демоны] губят принимающих их: один — с помощью гнева, другой — с помощью услаждения. 2. Путем же для злого духа является грех души. И когда он имеет узкий вход в человека, то расширяет его, толкает эту душу ко всякому пороку и не позволяет, чтобы человек увидел и разглядел истину. 3. Да будет гнев ваш умеренным, и вы обуздывайте и сдерживайте его в узких пределах, чтобы он не подвиг вас на дурное дело. 4. Ибо гнев и нездоровое наслаждение, долгое время пребывая [в человеке], по мере усиления становятся демонами, и когда человек потворствует им, они возрастают в его душе, становятся больше, толкают его на беззакония, насмехаются над ним и наслаждаются погибелью этого человека.
IX. Симон сказал:
— Чадо, не будь сквернословом и человеком с нескромным взглядом, ибо от этого происходят прелюбодеяния.
X. Иаков сказал:
— Чадо мое, не будь птицегадателем, ибо это ведет к идолослужению. Не произноси заговоров, не вычисляй по [звездам], не очищай [через огонь], не желай ни видеть, ни слышать этого. Ибо от этого происходят идолослужения.
XI. 1. Нафанаил сказал:
— Чадо, не будь лжецом, ибо ложь ведет к воровству. Не будь сребролюбив и тщеславен, ибо от всего этого происходит воровство. 2. Чадо, не ропщи, поскольку ропот ведет к богохульству. Не будь строптив и зломыслен, ибо от всего этого происходят богохульства. 3. Будь же кроток, ибо кроткие наследуют Царство Небесное. 4. Будь долготерпелив, милостив, твори мир, будь чист сердцем от всякого зла, незлобив, спокоен, добр. Храни слова, которые ты услышал, и трепещи перед ними. 5. Не превозносись, не предавай души своей [общению] с гордыми, но общайся с праведными и смиренными. 6. Случающиеся же у тебя трудности принимай как благо, зная, что без Бога ничего не происходит.
XII. 1. Фома сказал:
— Чадо, того, кто проповедует тебе Слово Божие, становится для тебя виновником [вечной] жизни и дал тебе во Господе печать, возлюби как зеницу ока своего, поминай его днем и ночью и почитай его, как Господа. Ибо где возвещается господство, там присутствует Господь. 2. Ежедневно взыскуй общения с ним и с остальными святыми, чтобы упокоиться тебе в словах их. Ибо тот, кто прилепляется ко святым, [сам] освятится. 3. Почитай его столько, сколько сможешь трудом своим и делами рук своих. Ибо если Господь чрез него удостоил тебя дара духовной пищи, пития и вечной жизни, то насколько же более должен ты приносить [ему] тленную и временную пищу. Ибо [сказано]: трудящийся достоин награды за труды свои (Лк 10:7), и еще: не заграждай рта волу, когда он молотит (Втор 25:4), а также: кто, насадив виноград, не ест плодов его? (1 Кор 9:7).
XIII. 1. Кифа сказал:
— Не производи разделений, но примиряй враждующих, суди по справедливости, не взирай на лица, когда обличаешь кого-либо в согрешении, ведь пред Господом ни богатство не имеет никакой силы, ни положение [в обществе] ничего не добавляет, ни красота не приносит пользы, но пред Ним все равны. 2. Во время молитвы не сомневайся, сбудется [она] или нет. 3. Не будь протягивающим руку, чтобы брать, но не будь и убирающим, когда необходимо дать. Если будешь иметь [что] от [трудов] рук своих, то отдай во искупление грехов твоих. Давай не колеблясь и, давая, не ропщи. Ибо ты знаешь, Кто есть добрый Воздаятель награды. 4. Не отвращайся от нуждающегося, но имей все общее с братом твоим и [ничего] не называй своим. Ибо если вы общники в бессмертном, то тем более в бренном!
XIV. 1. Варфоломей сказал:
— Мы просим вас, братья, пока еще есть время, даже если вы не имеете около себя тех, для кого вы трудитесь, не ослабляйте ни в чем [своих усилий], если будет такая возможность. 2. Ибо близок День Господень, когда все погибнет вместе с лукавым, ведь придет Господь, и [наступит] воздаяние Его. 3. Будьте сами себе законодателями, советниками добрыми, наставленными [Самим] Богом. Сохрани то, что принял, ничего не прибавляя и не убавляя.
XV. Петр сказал:
— Братья, всему, что касается остальных наставлений, вас научат Писания, а мы да установим все так, как нам было поручено.
Все сказали:
— Путь говорит Петр.
XVI. 1. Петр сказал:
— Если будет недостаток в мужах, и где-либо не наберется достаточного числа (не менее двенадцати мужей) тех, кто может выбирать епископа, то пусть напишут к ближайшим Церквам, уже устроенным, чтобы оттуда пришли три избранных мужа для испытания достойного, пользуется ли он доброй славой среди язычников, безупречен ли, нищелюбив ли, целомудрен ли, не пьяница ли, не блудник ли, не корыстолюбив ли, не злоречив ли, не лицеприятен ли и тому подобное. 2. Хорошо, если он не женат, если же нет, то [он должен быть] одной жены [муж], образованный, умеющий толковать Писания. Если же он будет неграмотным, то пусть будет кротким, преисполнится любовью ко всем и, не будучи ни в чем обличенным, пусть будет епископом [избранным] от большинства.
XVII. 1. Иоанн сказал:
— Новопоставленный епископ, зная усердие и любовь к Богу своих приближенных, пусть поставит двух пресвитеров, которых он сочтет достойными.
2. Все возразили, что не двух, а трех. Ибо [в Откровении сказано о] 24-х пресвитерах, 12-ти по правую сторону, 12-ти по левую сторону [трона] (Откр 4:4,10; 5:8).
XVIII. 1. Иоанн сказал:
— Хорошо, что вы напомнили, братья. Ведь те, кто по правую сторону, приняв от архангелов чаши, приносят [их] Владыке, а те, кто по левую сторону, внимают множеству ангелов. 2. Итак, необходимо, чтобы пресвитеры уже прожили в миру [до­­ста­точное] время, некоторым образом удерживались от схождения с женщинами, были щедрыми к братству, не взирали на лица людей, были сотаинниками и соратниками епископа, вместе с ним собирали народ, усердно служили пастырю.
3. Те пресвитеры, которые по правую сторону, пусть заботятся о [служении] жертвеннику вместо епископов, чтобы те уважали их и сами были бы у них в уважении при любой необходимости 3. А пресвитеры, которые по левую сторону, пусть заботятся о верующем народе, чтобы он сохранял спокойствие, и не было [в нем] никакого смятения, но, в первую очередь, чтобы он научался всякой покорности. 4. Если же какой-либо вразумляемый ответит дерзко, то пусть те, кто [служит] жертвеннику, собравшись, по справедливому решению осудят его на то, чего он достоин, чтобы и прочие страх имели и никогда не брали пример с одного, [чтобы этот грех] еще более не распространился, как гангрена, и все не стали бы [его] пленниками.
XIX. Иаков сказал:
— Чтец пусть будет поставлен в первую очередь испытанный, не болтливый, не пьяница, не насмешник, благообразный, послушный, благоразумный, приходящий первым на собрания Господни, покорный, имеющий способность излагать, осознающий, что он занимает место Евангелистов. Ибо наполняющий слух того, кто не разумеет [грамоты], будет считаться записанным у Бога.
XX. 1. Матфей сказал:
— Пусть будут поставлены диаконы. [Ибо] написано: [Уста-ми] трех [свидетелей] подтверждается всякое слово Господне (ср. Втор 19:15; Мф 18:16). 2. Они должны быть испытаны во всяком служении, засвидетельствованы всем верующим народом, должны иметь одну жену, воспитывать детей, быть целомудренными, кроткими, тихими, не ропщущими, не двуязычными, не гневливыми (ибо гнев губит мужа рассудительного), быть нелицеприятными к ближнему, не притеснять бедного, не быть пристрастными к вину, быть скоропоспешными [к исполнению обязанностей], 3. быть добрыми поощрителями [добрых] дел, совершаемых втайне, понуждать тех из братьев, кто может, протянуть руку [помощи], и самим быть щедрыми, общительными, пользоваться всяким почетом, уважением и страхом у верующего народа, усердно заниматься теми, кто поступает бесчинно, одних наставляя, других увещевая, третьим запрещая, четвертых же, которые пренебрегают [увещеваниями], совершенно удалять, зная, что прекословящие, пренебрегающие и злоречивые воспротивились Христу.
XXI. 1. Кифа сказал:
— Пусть будут поставлены три вдовицы. Две [должны] пребывать в молитве о всех, кто находится в искушении, и для откровения о том, в чем будет нужда. 2. Одна же, прислуживая тем, кто искушается в болезнях, должна быть доброй служительницей, трезвой, возвещающей пресвитерам то, что надлежит, не корыстолюбивой, не пристрастной к вину, чтобы она могла быть трезвой для ночных служб, и есликакая-либо [вдовица] захочет сделать иное доброе дело. Ибо это доброе сокровище Господне.
XXII. 1. Андрей сказал:
— Диаконы [должны быть] делателями добрых дел, готовыми день и ночь ходить повсюду, не презирать бедного и [быть] нелицеприятными к богатым, чтить притесняемого и не обделять [его средствами] из сбора подаяний, 2. понуждать тех, кто может, давать средства на добрые дела, имея пред собою слова Учителя нашего: Вы видели Меня алчущего и не накормили Меня (ср. Мф 25:37,42). Ибо добросовестно и безупречно послужившие приготовляют себе пастырское место.
XXIII. 1. Филипп сказал:
— Лаик пусть повинуется предписаниям, относящимся к лаикам, подчиняясь служащим жертвеннику. 2. Каждый пусть на своем месте угождает Богу, не враждуя друг с другом из-за установленного, в каком звании каждый призван Богом. 3. Один пусть не вторгается на поприще другого, ибо и ангелы не делают ничего помимо приказанного им.
XXIV. Андрей сказал:
— Благопотребно, братья, установить служения для жен.
XXV. Петр сказал:
— Мы зашли вперед в своих наставлениях. [Теперь] же подробно изложим то, что относится к приношению Тела и Крови.
XXVI. 1. Иоанн сказал:
— Братья, вы забыли, что Учитель, когда попросил хлеб и чашу и благословил их, говоря: Сие есть Тело Мое и Кровь Моя (см. Мф 26:26,28), не позволил женщинам быть вместе с нами.
2. Марфа сказала:
— [Это] из-за Марии, потому что Он увидел, как она улыбнулась.
Мария сказала:
— Я вовсе не засмеялась. Ведь Он ранее говорил нам, когда поучал, что немощное спасется благодаря сильному (ср. 1 Тим 2:15).
XXVII. Кифа сказал:
— Но вспомните о некоторых [женах], что [Он повелел] женам молиться не стоя, но сидя на земле.
XXVIII. Иаков сказал:
— Итак, какое иное мы можем определить служение для жен, если не усердно помогать нуждающимся?
XXIX. Филипп сказал:
— Это, братья, о пособии [нуждающимся]. Делающий [доб­рое] дело уготовляет себе доброе сокровище. Ибо тот, кто собирает себе богатство в Царстве [Небесном], будет считаться работником, написанным у Бога.
XXX. Петр сказал:
— Это [мы повелели вам], братья, не как имеющие над кем-либо власть по принуждению, но [как] имеющие повеление от Господа. Мы просим вас соблюдать заповеди, ничего не убавляя и не прибавляя во Имя Господа нашего, Которому слава во веки. Аминь.

Примечания

  1. Die allgemeine Kirchenordnung: Fruhchristliche Liturgien und Kirchliche Uberlieferung: Teil I. Die allgemeine Kirchenordnung des zweiten Jahrhunderts / Hrsg. von Th. Schermann. Padeborn, 1914.
  2. Другие названия этого памятника — “Апостольское церковное установление” (Apostolishe Kirchenordnung, Apostolic Church Order), “Церковные каноны Апостолов” и “Церковные установления Апостолов” (Constitution eccl № siastique des Aptres).
    Перевод, предисловие, примечания. А. Р. Фокин, 1998
  3. В сирийской и египетской версиях: “…пусть заботятся о служащих жертвеннику, чтобы они уважали тех, кто достоин уважения, и порицали тех, кто достоин порицания”.
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.