Во вторник 4 февраля в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы, в рамках проходящей выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет», прошла презентация картины Карла Лемоха «За чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г.»
Великий князь Сергей Александрович (1857-1905) был пятым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. На портрете Лемоха он изображен читающим в своем кабинете в усадьбе Ильинское под Москвой, которую предпочитал шумному Санкт-Петербургу.
Открывая презентацию, директор Государственного Исторического музея Алексей Левыкин заметил, что встреча посвящена человеку, «который вложил очень много сил, своих знаний и умений для того, чтобы Исторический музей существовал».
Говоря о том, что сегодня общество многое пересматривает, отказывается от различных идеологем, касающихся многих исторических персон, Алексей Левыкин отметил:
— Если говорить о князе Сергее Александровиче, то достаточно сказать одно – при нем и при его участии были созданы две организации, два музея, которые вообще олицетворяют культурный облик Москвы – Государственный исторический музей и знаменитый Пушкинский музей.
— Мы говорим, действительно, об очень интересном человеке, сложном человеке. И чем сложнее личность, тем она интереснее для нас, — добавил глава ГИМа.
В заключение своего выступления Алексей Левыкин поблагодарил Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», который и передал музею презентуемый портрет великого князя.
В свою очередь, глава Общества Анна Громова рассказала, что картина работы Лемоха была приобретена на торгах аукционного дома-кабинета благодаря помощи фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».
— Для нас эта картина особенно важна потому, что наш Фонд начал свою деятельность с возрождения приходской жизни в селе Ильинское-Усово. Это усадьба императора Александра II и императрицы Марии Александровны, которую унаследовал после смерти матери великий князь Сергей Александрович, — сказала она.
Рассказывая о самой картине, Анна Громова заметила:
— Неудивительно, что Карл Лемох запечатлел великого князя в минуты чтения, потому что увлечение литературой было одной из важнейших составляющих его жизни. И как все прочее, свое увлечение книгами великий князь Сергей распространял в рамках своей просветительской деятельности.
Напомнив, что великий князь создал в Историческом музее Большой зал для исторических чтений, глава Фонда сказала:
— Вообще великий князь Сергей Александрович считал, что изучение отечественной истории – это залог нашего прогресса, залог нашего движения вперед. Поэтому среди книг, читаемых в Ильинском, особе значение придавалось историческим книгам и журналам.
Анна Громова также сообщила, что сейчас запущена трехлетняя программа по исследованию деятельности великого князя в бытность его на посту московского генерал-губернатора.
— Благодаря ему … совершенно на новую ступень поднялось московское коммунальное хозяйство, усовершенствовалась система водоснабжения, появились новые мосты, по Москве пошли трамваи, было подведено освящение улиц и сделано многое-многое другое, — заключила глава Елисаветинско-Сергиевского общества.
Зам. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов заметил, что данная выставка «делает очень многое для того чтобы москвичи и гости столицы узнали не очень понятную, не очень известную нам страницу истории города».
— Именно поэтому Правительство Москвы оказывает, и будет оказывать помощь обществу в его деятельности, направленной на раскрытие истории Москвы и городского управления, которым много лет занимался великий князь Сергей Александрович, — добавил представитель столичных властей.
Автор и куратор выставки «Романовы. Портрет Династии» Евгений Лукьянов, назвав картину Карла Лемоха «жемчужиной» экспозиции, отметил, что сам автор портрета «больше известный как художник-передвижник», был также «прекрасным царским и великокняжеским портретистом».
Куратор экспозиции заметил, что портрет великого князя Сергея Александровича – «одна из редких работ Лемоха, сохранившаяся именно в таком стиле».
— Вообще всегда явление неизвестного ранее живописного портрета кого-либо из Романовых – большое событие в искусстве, — заключил Евгений Лукьянов.
Приглашенный в качестве гостя выставки, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Русская Православная Церковь Зарубежом) отметил, что собранные воедино в портретах и фотографиях «все члены царской династии, начиная от Петра I до Николая II» вызывают «трепет».
— Я чувствую, что у нас (посредством данной выставки – ред.) появилась возможность понять собственное предание – русское, российское. Думаю, что это необходимо, — сказал владыка Михаил.
Подробнее о личности великого князя Сергея Александровича рассказал автор книги «Царственный витязь и подвижник земли русской», доктор филологических наук, профессор Государственной Академии славянской культуры Владимир Мельник.
— Сергей Александрович с детства хорошо знал мировую литературу, читал на английском Шекспира, на немецком читал Гейне, Гете. Специально учил итальянский язык, чтобы читать в оригинале Данте, которым он восхищался. Но, конечно, прежде всего, он знал русскую литературу, — отметил Владимир Мельник.
По его словам, по-сути, великий князь приобщил к русской литературе свою супругу Елизавету Феодоровну, немку по происхождению и будущую святую мученицу.
— В Ильинском Сергей Александрович проживал вместе с великой княгиней Елизаветой Феодоровной и как бы руководил ее чтением, потому, что она только входила в великую русскую культуру. Он сам выбирал для нее книги, очень много читал вслух, потому что чтец он был отменный, — отметил эксперт.
В заключение Владимир Мельник подчеркнул, что «самой главной книгой, которую читал Сергей Александрович, было Евангелие».
Работа выставки «Романовы. Портрет династии. Царский и великокняжеский портрет» продлится в выставочном комплексе Государственного Исторического музея Москвы до 10 февраля.