Все мы несём какой-либо крест. Поэтому Церковь и вспоминает о Кресте Господнем несколько раз в году. А мы помним о Нём каждый день – в своей личной жизни, личных страданиях и боли. Каждый день в наших сердцах происходит распятие – «распинается» наше «я». Мы болеем, страдаем, переживаем по поводу самых разных проблем: отсутствия денег, одиночества, возрастных изменений, обид, нападок, травли, издевательств… Каждый может добавить к этому списку ещё что-то своё. Да, у всех нас – свой крест. И потому мы поклоняемся Честному Кресту Господню каждый день своей жизни. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (тропарь, поющийся при поклонении Кресту – прим. перевод.)
Как-то, будучи студентом, я поехал в молодёжный лагерь. Там была очень красивая природа – горы, леса… И атмосфера была замечательная – мы много беседовали, проводили дискуссии, обсуждали разные темы. И однажды староста нашего отряда сказал нам: «Сегодня мы поговорим о значении креста и страданий в нашей жизни». Беседа должна была состояться вечером, а днём один из студентов получил травму во время игры в баскетбол, и двое его товарищей должны были отвезти его на машине в Арту, в больницу. Перед отъездом молодые люди попросили, чтобы мы дождались их: «Не начинайте беседы без нас, мы тоже хотим послушать про крест!»
Вечером мы подождали их какое-то время, но они всё не возвращались, и тогда мы начали. Беседа получилась замечательной. Когда же эти студенты вернулись, они спросили:
— Закончилась беседа?
— Уже да, вы успели только к самому концу.
— Как жаль! Мы так и не услышали о Кресте и его значении в нашей жизни…
А лектор, проводивший беседу, сказал им в ответ:
— Да, вы пропустили беседу, но не волнуйтесь. Эта тема – тема Креста Господня – постоянно повторяется в нашей жизни, снова и снова. Вам не нужно говорить о Нём со мной или другими проповедниками, богословами, лекторами. В этом нет никакой необходимости. Вы сами, дети мои, будете разбирать эту тему – каждый день, в этом году, в следующем, через два года… Всю жизнь. С каждым годом в ваших сердцах будет всё чётче проступать изображение Креста Господня. Вы всё глубже будете погружаться в этот опыт – опыт Креста, опыт страдания на Кресте, с помощью которого мы становимся соучастниками страданий Спасителя — Иисуса Христа. Эти спасительные страдания мы переживаем всю свою жизнь, и главное – не переставать благодарить за них.
У нас есть целая жизнь для того, чтобы понять одну простую истину: путь к радости лежит через страдания. Если ты не плакал – ты не можешь по-настоящему смеяться. Крест – это единственный путь ко спасению, без Креста невозможно Воскресение. Люди, которые плакали и страдали, умеют по-настоящему любить, и, хоть они и не хохочут во весь голос, их улыбка такая, какой улыбаются святые на иконах и фресках. Ведь святые не мрачны, не угрюмы. Многие из них улыбаются– но эта улыбка блаженна, она непохожа на улыбки с обложек глянца. Это улыбка человека, прошедшего огонь и воду, и которого Господь привёл к покою и счастью. Счастью, давшемуся потом и кровью (а многие святые по-настоящему проливали свою кровь), слезами и болью.
Блажен тот, кто несёт свой крест и таким образом каждый день празднует Воздвижение Креста Господня. Без ропота, без постоянных жалоб («Почему? За что?») – смиренно и с достоинством. Это значит, что человек идёт дорогой святых – дорогой, по которой шли миллионы людей, впоследствии достигшие рая. Другой дороги нет, есть только эта.
Однажды Казандзакис (греческий писатель – прим. перевод.), приехав на Афон, встретился с о. Макарием Спилеотисом. Писатель мечтал узнать о том, как можно спастись наиболее лёгким и быстрым способом, и спросил старца:
— Отче, есть ли какой-нибудь наиболее короткий путь ко спасению?
Подвижник ответил:
— Нет! Есть только один путь.
— И как же он называется?
— Путь на Голгофу.
Дорога в рай – это дорога на Голгофу, личную Голгофу каждого из нас. Но нужно помнить, что наша «голгофа» весьма мала по сравнению с той, куда поднялся Господь наш Иисус Христос. И твой, и мой крест невелики по сравнению с Его Крестом – даже если у нас рак или мы хороним собственных детей. Потому что всё это было, есть и будет. Помнишь ту женщину, которая похоронила обоих своих детей? Она осталась совсем одна. Разве это не крест? Или наоборот – когда у ребёнка умирает мать, разве это не крест? А когда родители разводятся, и ребёнок постоянно задаёт себе вопрос – «Почему?! Почему это случилось?», — который терзает его маленькую душу и остаётся без ответа… Это не крест? А сколько ещё крестов существует! Несданный экзамен, проблемы на работе… Или человек хочет создать семью, но происходит трагедия и его планы рушатся…
Нет, у меня нет цели расстроить вас, просто я говорю о нашей жизни как она есть, по ту сторону улыбок и благополучия. То, что скрывается за ежедневным «Как дела? – Хорошо, а у вас? – Хорошо, спасибо!». Каждый день мы старательно одеваемся, причёсываемся, прихорашиваемся перед зеркалом, выходим из дома. А окружающие говорят нам: «Не хмурься, улыбнись хоть немного! Не нужно показывать, что есть какие-то проблемы!»
Однако, если заглянуть каждому человеку в глаза, то за приветливой улыбкой, за искусственным внешним блеском мы увидим страдание. И другого пути нет. Это дорога, по которой шёл безвинный Господь. Дорога, которая не должна была быть Его дорогой, она Ему совершенно не подходила: одни преступники заплатили за то, чтобы распять других преступников. Но Господь – не преступник! Он никого не обидел, никого не ранил, не совершал никакого зла. Но Он прошёл через страдания, чтобы избавить нас от тех беззаконий, эгоизма, себялюбия и сладострастия, в которых мы живём здесь, на земле.
Единственный путь, который Бог, бесконечно любящий человека, избрал для его спасения – это крестный путь, путь через боль и муки. Он уподобился нам во всём – с нашими трудностями и страданиями. И, будучи нашим Отцом, Он и обращается с нами, как с детьми: не только ласкает, не только балует, а даёт ещё и это. Когда Бог знает, что нам тяжело, что мы уже не можем идти дальше, Он милует, утешает и укрепляет нас. Но когда нам, Его детям, требуется спасение, Он даёт каждому возможность идти дорогой Своего Сына, неся свой крест.
Наш крест, возлюбленные братья и сестры, совсем не такой, какой был у Иисуса Христа – что бы с нами ни происходило. Ведь если мы приглядимся к своей жизни, то что-нибудь греховное в ней да обнаружим. Хотя бы немного – но грех всегда присутствует: кого-то мы обидели, и теперь за это расплачиваемся; в чём-то эгоистичны – и этот эгоизм может уйти из нас только с болью, скорбями и страданиями. Абсолютно безгрешных среди нас нет, правда? Но даже если человек почти святой, всё равно Господь попускает ему страдания, потому что на каждого из нас у Него – Свои благие планы.
Господь очистит и освятит тебя. Жизнь не кончена. Подожди, ещё будет продолжение. Господь приготовил для тебя лучшее. Крест, который ты несёшь, ведёт к славе. Продолжай нести его, каким бы он ни был – золотой, деревянный, а может быть, из простых верёвок. Неси его – в нём вся жизнь. Крест – это знак, при виде которого диавол дрожит от ужаса. И Господь дал нам крест в качестве оружия против него. Поэтому надо правильно, без суеты, осенять себя крестным знамением, помня о том, что оно есть форма тела Иисуса Христа, распятого на Голгофе.
Помни об этом, и ты почувствуешь, что на твоём теле будто проступают очертания Тела Иисуса Христа, а Его безвинное страдание даёт тебе Его спасительную силу, которой Он сокрушил силу диавола и победил смерть, даровав нам жизнь вечную. Господь облегчает нашу боль и даёт нам силы нести наш тяжкий крест страданий.
Перевод Елизаветы Терентьевой