Один музыкант с горечью рассказывает: еду в маршрутке, рядом сидит мальчик лет девяти. Водитель переключает кнопки на радио, попадает на Чайковского, делает погромче. Мальчик корчит недовольное лицо и громко комментирует: «Отстой!»
Увы, самый популярный музыкальный конкурс сегодня — Евровидение, конкурс не только взрослой, но и детской попсы. А слушают ли наши дети Вивальди, Моцарта и Чайковского, смогут ли отличить одного от другого? Нравится ли им эта музыка? И как научить современного ребенка, а заодно и самому научиться ее понимать и любить?
Самодеятельность по-американски
«В России, к сожалению, нет культуры слушания классической музыки, — сетует композитор Алексей Рыбников. — И в Европе, и в Америке, и в Китае, и в других странах существует множество телеканалов и радиостанций, которые передают исключительно классические программы. У нас — ни одного. Человек начинает любить то, что он часто слышит. Сейчас нас окружает все что угодно, кроме классической музыки».
Родители, конечно, могут покупать диски, водить ребенка на концерты. Но мало кто это делает — не принято.
Пианистка и композитор Елена Ганчикова оказалась однажды на концерте симфонического оркестра в Париже, проходившем специально для детей (обязательным условием прохода на концерт было наличие ребенка!), и была потрясена: «Я не ожидала, что дети любого возраста слушают классическую музыку как завороженные. Мальчики лет пяти “дирижировали” оркестром и шевелили в воздухе пальцами, когда играл пианист. После каждого номера хлопали в полном восторге. Никто из детей в огромном, набитом битком зале не разговаривал, не плакал, только слышалось легкое шевеление — детям трудно высидеть два часа неподвижно. Программа была “Ночные призраки” Равеля и “Картинки с выставки” Мусоргского. Сначала номер играл пианист, потом дирижер спрашивал у публики: “Какой инструмент оркестра, по-вашему, играет эту мелодию или пассаж?” — и маленькие дети с восторгом кричали: “Кларнет?” — “Нет” — “Гобой?” — “Молодцы!”. Потом оркестр играл свою версию. А между номерами дирижер со сцены сообщал детям разные подробности: про то, кто такая Баба-Яга (он назвал ее Баба-Гайя) или что “дверь Киева” (имеются в виду Богатырские ворота) в музыке такая большая-большая, а он видел на картинке — она, оказывается, маленькая-маленькая, а большая она только в воображении композитора».
Оказывается, такие концерты в Европе не редкость. Владимир Федосеев, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского : «В Скандинавии на дневные симфонические концерты приходят мамы с колясками. Там есть для этого специальные места. Мы ни разу не слышали, чтобы на этих концертах дети плакали!»
Музыкальная самодеятельность в Европе, Америке, Японии тоже довольно распространена. Владимир Федосеев рассказывал, как в университете в Японии местный самодеятельный хор исполнял Девятую симфонию Бетховена. По словам Алексея Рыбникова, в Соединенных Штатах практически в каждой общеобразовательной школе есть квартеты и очень хорошие хоры, а в одной из школ, куда их пригласили во время гастролей, школьный оркестр исполнял «Щелкунчика». Большинство учеников обычных (не музыкальных!) школ играют на каком-нибудь инструменте — не для того, чтобы стать в будущем профессиональными музыкантами, а просто любят музицировать.
Для того чтобы концерты классической музыки стали привычными и для российских детей, Владимир Иванович Федосеев, дирижер Большого симфонического оркестра, осуществил свою давнюю идею — стал приглашать ребят на генеральные репетиции оркестра. Две репетиции состоялись в мае и октябре 2008 года в Большом зале Консерватории. Дети были самые разные — из музыкальных и самых обычных школ, из детдомов. «Я очень надеюсь, что вы станете друзьями музыки, великой музыки, которая существует вечно», — сказал детям маэстро перед началом. Репетиция длилась около часа. Дети слушали по-разному. Кто-то очень внимательно, кто-то перешептывался, а кто-то заснул. После концерта одна девочка на вопрос журналиста, что ей больше всего понравилось, ответила: «Как дирижер передавал музыку руками и будто по воздуху играл».
От колыбельных до Баха
«Чтобы понимать классическую музыку, нужно прежде всего ее слушать», — сказал Дмитрий Шостакович. С какого возраста начинать? Музыковед Ольга Ивановна Доброхотова советует — с самого рождения. «Мама поет колыбельную — вот отсюда и начинается любовь к музыке. И необязательно делать из ребенка профессионального музыканта. Музыка же пишется для всех. Просто очень важно, чтобы связь с музыкой не прерывалась все детство. Что маленький ребенок слышит в доме? Если классическая музыка составляет часть среды, в которой находится младенец, он начинает ощущать ее как свою. Частица этой атмосферы останется в его душе. Ее и надо родителям развивать. Маленький ребенок очень чутко реагирует на музыку. Он может, даже еще ничего не понимая, смеяться, когда слышит веселую музыку, или засыпать под музыку спокойную.
Формирование вкуса начинается не только с музыки, но и со сказок, со стихов — и в стихах есть музыка. Я не представляю, как можно воспитать ребенка, не читая ему народных сказок или Андерсена. Но, с другой стороны, — продолжает Ольга Ивановна, — понимать классическую музыку — это то же самое, что понимать какое-то серьезное литературное произведение, этому нельзя научиться вот так сразу. Ребенок же начинает знакомство с литературой не с “Войны и мира”. У многих композиторов есть “детские альбомы” — у Чайковского, у Моцарта».
Ольга Ивановна советует начинать приобщение к серьезной музыке с того, что нравится: «Зацепился за что-то ухом — по радио, в записи, — и то, что вызывает ответное чувство, и надо развивать, слушать один раз, другой, третий. Ведь одно дело музыку воспринимать, другое — понимать. Моцарт легок для восприятия, но понять его по-настоящему, с его трагедией, с его печалью, которая стоит рядом с радостью, можно только с опытом жизни. Это постепенный путь».
Дмитрий Низяев, музыкант, композитор, один из авторов сайта «7нот», считает, что хорошая музыка для слушателя любого уровня найдет лазейку. «В отличие от поп-творений, серьезная музыка многомерна и многослойна. Взять, к примеру, Иоганна Себастьяна Баха — на мой взгляд, это самый великий композитор. Безусловно, Бах сложен. Так сложен, что и через несколько веков люди еще не разыщут всего, спрятанного в его музыкальных мыслях. Но это не означает, что Баха не стоит предлагать детям. Музыка дружелюбно и бережно относится к слушателю любого уровня. Романтически настроенный слушатель найдет богатую пищу для своей души, человек, склонный к размышлениям и вычислениям — пищу для мозга. И умудренный старец найдет в музыке Баха достаточно пищи для себя, и ребенок со своими короткими повседневными мыслишками найдет там столь же короткие и понятные высказывания. Тем более что у Баха очень много и легкой музыки, танцевальной и ненавязчивой».
Одновременно, советует Дмитрий Низяев, нужно по мере сил оберегать ребенка от поп-культуры: «Слишком легкий соблазн, от которого потом трудно отделаться, как от жвачки. Надо сделать, чтобы к тому моменту, когда ребенок с ней встретится, он имел внутреннюю защиту. Если ребенку с самого детства не давать возможности прикоснуться к серьезной музыке, он непременно будет подкуплен музыкой развлекательной, потому что она не требует никакого напряжения душевных сил».
Рисование звуком
Если есть возможность — водите ребенка на живые концерты, где музыка рождается на ваших глазах. Ребенок не только слышит, но и видит, как это происходит. Но очень важно выбрать хорошего исполнителя!
На что лучше сходить? В Москве есть Музыкальный детский театр имени Наталии Сац — в нем ставят оперы и балеты специально для детей. Но и во «взрослых» театрах идут оперы, например, Римского-Корсакова по сказкам, которые знакомы ребенку: «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Можно перед походом в театр перечитать их, посмотреть снятые по ним кино или мультфильм — ребенку сразу станет интереснее, можно будет сравнивать разные воплощения одной и той же сказки.
Однако, по совету Дмитрия Низяева, первое знакомство с серьезной музыкой не всегда стоит начинать с оперы — ребенок инстинктивно будет опираться на слова, и многократное повторение одной и той же фразы или долгое распевание одного слога могут запросто навеять на него скуку.
Можно пойти на концерт. Дмитрий советует проследить, чтобы перед концертом у ребенка не было каких-то сильных эмоциональных выбросов: «хождения на голове», воплей, просмотра «кислотных» американских мультфильмов — ничего такого, что действует на чувства грубо и сильно. «После такого воздействия вам уже не добиться от ребенка какой-либо чуткости. Пусть день пройдет спокойно и размеренно, пусть душевные и эмоциональные запасы останутся неизрасходованными. Я бы постарался подготовить ребенка к тому, что на концерте не будет зрелищных эффектов. Попытался бы заранее заинтересовать его самой идеей — “рисовать настроение звуком”. Чтобы ребенок шел на концерт, уже настроившись на впечатления для ушей и сердца, а не для глаз»? — советует Дмитрий.
На что бы вы ни пошли, прежде чем окажетесь в зале, постарайтесь рассказать ребенку немного о том, что собираетесь слушать. Заранее обсудите либретто оперы или балета. В интернете или книгах можно найти что-то о симфонических произведениях или композиторах. Можно рассказать какую-то красивую историю по сюжету музыки: почему, например, в «Карнавале животных» Сен-Санса такая грустная и прекрасная мелодия «Лебедь» — это по легенде лебедь поет свою предсмертную песнь. Или описать, как «В пещере горного короля» Эдвард Григ изображает походку подземных гномов, которые, несмотря на маленький рост, внушают угрозу.
«Если же знакомство с произведением происходит не в зале, а дома, — говорит Дмитрий, — то я бы приостанавливал музыку между номерами, во время естественных пауз, и предлагал ребенку выразить словами, лицом, рисунком то настроение, которое он уловил в музыке. И не надо заниматься слушанием музыки по часам, это все-таки не спорт. Душе ведь тоже требуется время, чтобы переварить целый новый мир, вместить в себя. Пережили с музыкой некий сюжет — и сменяйте деятельность».
Первая музыка Советы от музыканта Дмитрия Низяева Для первого знакомства детей с музыкой лучше всего подходят композиторы, принадлежащие к школе романтизма. Легче воспринимать музыку танцевальную и песенную. Вот некоторые имена, интересные для детского слуха:— Франц Шуберт (песенные циклы «Прекрасная мельничиха»),— Феликс Мендельсон-Бартольди (фортепианные миниатюры, цикл «Песни без слов»),— Шарль-Камиль Сен — Санс (оркестровая сюита «Карнавал животных»), — Фридерик Шопен (фортепианный концерт, фортепианные миниатюры), — Эдвард Григ (фортепианный концерт, сюита «Пер Гюнт» по сказочным сюжетам Скандинавии), — Алябьев (песни, романсы), — Римский-Корсаков (почти все оперы — очень красивые, сказочные), — Петр Чайковский (фортепианные миниатюры, балеты, ранние симфонии), — Александр Глазунов и Модест Мусоргский (оркестровые миниатюры и сюиты). |
Сегодня под словом «классическая» многие подразумевают вообще любую музыку, не относящуюся к популярно-эстрадной. Если быть точными, слово «классическая» в применении к музыке означает «музыка периода классицизма», то есть европейская светская музыка, относящаяся в основном к XVIII веку. Это достаточно узкий круг музыки, хотя его значение огромно. А к серьезной музыке (в противовес развлекательной), кроме собственно классической, относится еще музыка десятка различных школ. Например, романтическая, барокко, музыка Возрождения, импрессионистическая и т. д. ). |
Владимир, врач: в музыке тоже есть законы! — Для меня классическая музыка стала интересна после того, как однажды мой знакомый дал мне послушать записи трех одинаковых произведений, исполненных разными музыкантами. Я был потрясен, как одно и то же произведение может по-разному звучать и вызывать совершенно разные ощущения: одно скуку, а другое — радость. Я понял, что музыка — это живая материя, которая зависит от исполнения, и мне стало ужасно интересно разбираться в этом дальше, узнавать законы, по которым она существует, — это было как ключик, который открыл мне классическую музыку. |
Мария, музыкант: на концертах папа сначала спал
— Мои родители были обычными инженерами. Они отдали меня в музыкальную школу — хотели, чтобы я везде себя попробовала и стала заниматься тем, что мне больше понравится. Раз в месяц все ученики должны были посещать концерты в нашей Омской филармонии. Я была еще маленькая, и папе пришлось ходить на эти концерты со мной. Концерты были замечательные, вела их очень хороший музыковед — она рассказывала и о композиторах, и об оркестре. Сначала папа на этих концертах спал. А потом начал слушать, все больше интересоваться музыкой. Затем стал покупать пластинки, у него появились любимые произведения. А сейчас он уже большой знаток и ценитель серьезной музыки.
Георгий, художник: решил питаться не одними сникерсами
— Среди моих друзей не было таких, которые слушали бы Баха или Вивальди. А моя мама любила классическую музыку и в детстве пыталась приучать меня к ней. Она ставила условие: полчаса в день слушаешь классику, а потом — все, что хочешь. И какое-то время я так делал. Но то, что мама всегда говорила про мою музыку — это гадость, и только классика — музыка, вызывало протест. Когда я стал взрослым, я начал слушать классическую музыку «от ума», подумал: не одними же сникерсами питаться, надо и хорошей еды попробовать, тем более что уважение к классической музыке где-то внутри было. Стал себя к ней приучать, ставить, например, в машине. Сейчас с удовольствием слушаю. Я стараюсь быть в курсе того, что любят и слушают мои дети, и стараюсь делать так, чтобы классика в их «рационе» присутствовала — например, в машине, когда мы вместе куда-нибудь едем.