Ситуацию с выступлением «Pussi Riot» в храме Христа Спасителя комментирует Евгений Мазепин, председатель совета директоров юридической компании «Арбитражный советникъ».

Источник: Персональный блог Евгения Мазепина

21 февраля на амвон храма Христа Спасителя выскочили четыре женщины в цветных чулках на головах и, танцуя спиной к алтарю, выкрикивали лозунги политического и антиправославного содержания.

Также 21 февраля в 19 час. 11 мин. в одном из блогов Живого Журнала была размещена ссылка на видеофайл «Панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в Храме Христа Спасителя», а также размещены фотографии с комментариями следующего содержания: «Сегодня в полдень активистки Pussy riot отслужили в Храме Христа Спасителя панк-молебен «Богородица, Путина прогони». Вышеуказанный видеофайл содержит видеозапись действий четырех женщин на амвоне Храме Христа Спасителя, а именно исполнение канкана с наложенным аудиорядом.

Таким образом, имели место быть следующие последовательные деяния:

1. Непосредственно в Храме Христа Спасителя (как непосредственно исполнителей акции, так и соучастников: организаторов, пособников и др.);

2. В связи с распространением в сети Интернет фото и видеоматериалов с информацией, направленной на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии и принадлежности к социальной группе – религиозной организации Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – как участниками акции так и неустановленными лицами.

Молебен

Молебен – это богослужение, содержание которого составляет моление к Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, чтение зачала из Евангелия, ектения, молитва.

Под богослужением понимается внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах, внешняя деятельность, в которой раскрываются и осуществляются отношения Бога к человеку и человека к Богу. Следовательно, богослужение имеет две стороны: мистическую, сверхъестественную, выражающую отношение Божества к человеку, и нравственно-эстетическую, выражающую отношение человека к Божеству. Христианское богослужение — совокупность священных действий и обрядов или вообще внешняя деятельность, в которой и через которую для спасения человека достигается и осуществляется со стороны Бога — освящение человека и усвоение ему совершенного Сыном Божиим подвига Искупления и его благодатных плодов, а со стороны человека, уже искупленного, облагодатствованного, вера в Искупление и основанное на нем истинное Богопочитание (azbyka.ru).

По смыслу  ст. ст. 15, 16 ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», богослужения беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций.

Помещение Храма Христа Спасителя передано в безвозмездное бессрочное пользование Русской Православной Церкви, при  этом земельный участок и комплекс Храма Христа Спасителя находятся в собственности города Москвы и переданы в оперативное управление фонду Храма Христа Спасителя, не являющегося предприятием либо структурным подразделением Русской Православной Церкви (в связи с этим обвинения в адрес Московского Патриархата о деятельности прачечных, химчисток и сдаче в аренду помещений залов в комплексе Храма Христа Спасителя  необоснованны).

Таким образом, Храм Христа Спасителя является культовым помещением, предоставленным Русской Православной Церкви для беспрепятственного совершения богослужений.

В Русской Православной Церкви молебен начинается возгласом священника: Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно и во веки веков. После этого молящиеся обращаются к Святому Духу, прося Его придти и вселиться в их души. Поется Трисвятое — последовательность молитв: вначале три раза повторяется: Святый Боже, Святый, Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Затем — Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно во веки веков. Пресвятая Троица помилуй нас; Три раза Господи, помилуй; Снова Слава…и ныне; Заканчивается Трисвятое молитвой Господней: Отче наш.

12 раз повторяется Господи, помилуй и звучит призыв Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу, Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви нашему Богу.

Читается псалом 142: Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей… Слава и ныне Аллилуия три раза.

Снова звучит призыв обратиться к Богу и следовать за Ним: Бог Господь, и явися нам, благословен грядый во имя Господне… Поется дважды

тропарь (краткая молитва кому служится молебен).

Читается псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое….

Затем мы обращаемся три раза к тому святому лицу, которому служится молебен. Если Иисусу Христу, то: Иисусе Сладчайший, спаси нас. Если Богородице, то: Пресвятая Богородица, спаси нас. За этим следует ектения: Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся. Возглас священника Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Диакон или священник возглашает Прокимен — (от греческого впереди идущий) — название стихов повторяемых пением на клиросе перед чтением Апостола, Евангелия и паремии. Текст прокимна заимствован из Священного Писания, кратко излагая смысл последующего чтения или службы. Так, например, прокимен в молебне Спасителю повторяет первые слова 142 псалма, читаемого в начале молебна, а в молебне Богородице поется: Помяну имя Твое во всяком роде и роде.. Свои прокимны имеют молебны апостолам, святым, мученикам…

Диакон призывает: Господу помолимся и священник воссылает славу Отцу и Сыну и Святому духу. А затем возглашается: Всякое дыхание да хвалит Господа и произносится прошение сподобится слышанию Святого Евангелия. Священник обращается ко всем присутствующим: Мир всем.

Читается Евангелие. Для каждого вида молебна установлены для чтения определенные евангельские тексты.

После чтения Евангелия читается Трисвятое и поются тропари. Вслед за этим читается просительная ектения: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. После каждого возгласа трижды в усиление просьбы повторяются слова Господи, помилуй. Священник восклицает: Услыши нас, Боже, Спаситель наш, Упование всех концов земли… и милостив будь, Владыка, о грехах наших и помилуй нас.

В конце молебна читается молитва, кому служится молебен. Если Иисусу Христу, то она предваряется возгласом: Ко Господу нашему Иисусу Христу помолимся и хор поет Иисусе сладчайший, спаси нас. Если Пресвятой Богородице то: Ко Пресвятой Владычице Деве Богородице помолимся и хор: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Заканчивая молебен, священник возглашает: Премудрость, Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор поет молитву Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.. Священник восклицает: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Концом молебна является Отпуст, т.е. сообщение всем, что молебен закончен. В нем утверждается, что Христос истинный Бог наш, молитвами Богородицы, (если молебен святому, то называется и его имя), и всех святых помилует и спасет нас потому, что Он благ и Человеколюбец.

Таким образом, исходя из содержания размещенного в Интернет-пространстве видеоролика, следует сделать однозначный вывод о том, что имевший место 21 февраля 2012 г. в Храме Христа Спасителя инцидент с участием участниц «Pussi riot» не является молебном, соответствующим богослужебной практике Православной Церкви, а поскольку Храм Христа Спасителя как культовое сооружение не передавался каким либо иным организациям и сообществам, кроме Русской Православной Церкви, следовательно,  со стороны участниц «Pussy riot» имело место вмешательство в осуществление Русской Православной Церковью как религиозной организацией беспрепятственного совершения богослужений в культовом сооружении, то есть воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий, сопровождаемое грубым нарушением общественного порядка.

Последующая деятельность

Между тем, инцидент в Храме Христа Спасителя не был законченной акцией, поскольку следом за ней, спустя несколько часов непосредственно в тот же день последовало размещение неустановленными лицами в Интернет-пространстве фотографий, комментариев к ним, а также смонтированного видеосюжета об инциденте участниц «Pussу riot»  в Храме Христа Спасителя с наложенными на видеоряд музыкальной аранжировкой и призывами, которые в совокупности направлены на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, а именно: Предстоятеля Русской Православной Церкви — Патриарха Московского и Всея Руси, священнослужителей, а также православных христиан как членов религиозной организации Русская Православная Церковь.

При этом в блоге непосредственных участниц «Pussу riot» имело место размещение следующей информации, не соответствующей действительности:

1. «Патриарх Кирилл, известный своим табачным бизнесом и состоянием в 4 млрд долларов»

2. «Мы поем «Черная ряса, золотые погоны», имея в виду то, что черные рясы скрывают под собой КГБшные погоны, которые в путинской системе особенно ценятся и имеют статус золотых. Патриарх Кирилл — известный чекист».

Используемое в призывах в качестве припева ругательство «Срань, срань, срань Господня» характеризуется эмоциональной и персонифицированной направленностью, поскольку направлено на сознательное и целенаправленное оскорбление религиозных чувств верующих, на понятия, которые для членов религиозной организации Русская Православная Церковь наиболее важны и дороги, с целью усилить наносимые оскорбления религиозным чувствам верующих, поскольку в религиозном сознании верующих Бог не может быть  ассоциирован с отправлением физиологических потребностей.

Однако противоправная деятельность в Интернет-пространстве неустановленных лиц этим не ограничилась, поскольку 12 марта были размещены т.н. «иконы Pussу riot» — имитация традиционной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» — на котором лицо изображенной женщины закрашено синей краской, т.е. имело место распространение изображений, оскорбляющие религиозные чувства православных христиан, представляющие собой кощунственное глумление над православными христианскими святынями.

Таким образом, деятельность участниц «Pussу riot», — как непосредственных исполнителей, так и неустановленных лиц – организаторов, пособников и т.д. следует признавать совокупностью действий, подпадающих под признаки состава преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213, п. «в» ч. 2 ст. 282 УК РФ.

Хулиганство

По смыслу  Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. N 45, уголовно наказуемым хулиганством признается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, которое совершено с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, либо по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

При решении вопроса о наличии грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, следует учитывать способ, время, место их совершения, а также их интенсивность, продолжительность и другие обстоятельства.

Явное неуважение к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.

Не вмешиваясь в вопросы отправления правосудия, стоит отметить, что действия участниц «Pussу riot», имевшие место 21 февраля в помещении Храма Христа Спасителя, выразившиеся в том, что те, достоверно зная о том, что своими действиями они противопоставляют себя окружающим и демонстрируют пренебрежительное отношение к ним, по предварительной договоренности определив время совершения действий, а именно —   вторник Масленичной Недели (на указанную дату они прямо указывают в своем блоке), предшествующей Великому посту, а также место –  Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя, переданный Русской Православной Церкви для совершения в нем православных христианских богослужений,  и, достоверно зная о кощунственности для православных христиан –членов религиозной организации Русская Православная Церковь и иных верующих избранного ими способа совершения последующих деяний, а также о том, что такие действия направлены на разжигание религиозной вражды, забежав на амвон храма, где повернувшись спиной к алтарю, принялись активно прыгать сопровождая свои действия призывами, направленными на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, а именно: Предстоятеля Русской Православной Церкви — Патриарха Московского и Всея Руси, священнослужителей, а также православных христиан как членов религиозной организации Русская Православная Церковь подпадают под инкриминируемые им признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 213 УК РФ.

Стоит при этом отметить, что следствием до сих пор не установлены соучастники совершения вышеуказанных действий – организаторы, пособники – лица производившие фото- и видеосъемку, размещение материалов в сети Интернет и т.д.

Экстремизм

В силу ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ, под экстремизмом в том числе понимается деятельность организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на захват или присвоение властных полномочий, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий, финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств.

К числу преступлений экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «б» части 1 статьи 213 УК РФ, а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»).

Статья 282 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 282 УК РФ только в том случае, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации (например, выступления на собраниях, митингах, распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, и иные подобные действия, в том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц).

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды.

При установлении в содеянном в отношении должностных лиц (профессиональных политиков) действий, направленных на унижение достоинства человека или группы лиц, необходимо учитывать положения статей 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, принятой Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 2004 года, и практику Европейского Суда по правам человека, согласно которым политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации; государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Таким образом, нет оснований полагать, что в действиях участниц «Pussy riot», имевших место 21 февраля в Храме Христа Спасителя имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, поскольку способ совершения и умысел был направлен, прежде всего на грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.

Однако последующая деятельность по распространению информации, фото- и видеоматериалов, изображений, оскорбляющих религиозные чувства православных христиан, поскольку по сути являются кощунственным глумлением над православными христианскими святынями, информации, не соответствующей действительности в отношении Предстоятеля Русской Православной Церкви — Патриарха Московского и Всея Руси, в своей совокупности направлены  на возбуждение религиозной ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, а именно священнослужителей и православных христиан как членов религиозной организации Русская Православная Церковь.

Ничто не ново

По признанию самих участниц, среди их вдохновителей — американская панк-группа «Bikini Kill» и связанное с ней феминистское движение Riot Grrrl.

Однако по сути проводимые «Pussy riot» выходки, как и название, является повторением норвежской  порно-структуры Fuckforforest, которая собирает деньги якобы для спасения лесов путем реализации порнографических материалов и занятием сексом в общественных местах.

По примеру своих последовательниц из России они также не обошли кафедральный собор в г. Осло, осквернив его: в обнаженном виде залезли на солею кафедрального собора в г. Осло, где чуть ли не стали совокупляться.

Хулиганская выходка «Pussy riot» нашла поддержку у маргинальных слоев общества, которые, словно не замечая совокупность признаков состава преступления,  но реагируя на осуществляемые в рамках правового поля деятельность следственных органов исключительно сквозь призму собственных эмоций и чувств, собственных убеждений, именуют тех «политическими заключенными», а Русскую Православную Церковь не иначе как инициатором уголовного преследования участниц вышепоименованной группы лиц, не подвергая получаемую из каналов Интернета и СМИ информацию какому –либо критическому анализу.

Между тем, вопросы уголовного преследования находятся исключительно в компетенции государства в лице прокуратуры и следственных органов, а приговора (обвинительного или оправдательного) – суда.

В связи с этим попытки отдельной группы лиц оказать давление на Патриарха и навязать тому обращение в суд с просьбой о прекращении уголовного дела по сути являлись политическими манипуляциями, предпринятых с целью в нарушение конституционного принципа светскости государства и отделения Церкви от государства, попытаться использовать авторитет Святейшего в осуществлении давления на правосудие.

На мой взгляд, произошедшая выходка является ярким показателем того, что человеческая цивилизация подошла к порогу кризиса дальнейшего существования человечества, кризиса человеческого бытия.

Утрата нравственных ценностей и моральных тормозов, кризис нравственного чувства стали детерминантами противоправного поведения как непосредственно «Pussy riot» стоящих за ними лиц, так и оправдывающими такое поведение лицами.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.