Адама истлевшаго обновляет струями Иорданскими Царь веков, Господь, яко прославися (Канон Богоявлению).

Праздник Крещения Христа следует за Рождеством Христовым с промежутком в почти две недели. Порой кажется, что за таинственное, праздничное, почти мифическое время Святок совершилось взросление Богомладенца и Отрока, удивлявшего книжников в храме – и вот Он теперь, возросший в Мужа скорбей, приходит на Иордан.

Икона письма Ольги Шаламовой

Икона письма Ольги Шаламовой

Такое восприятие праздников Рождества и Крещения придает им особый сентиментальный оттенок. Младенец Христос в яслях рождается в полную радости ночь, наши чувства сосредоточены на Божественном Ребёнке на руках Его Пречистой прекрасной Матери-Девы. Кажется, что союз Бога и людей так близок, что исход из мрачной северной всеобъемлющей ночи вот-вот наступит, что вместе с солнцем, все дольше показывающимся из-за горизонта, продлится и радость наша, что Дитя счастливо вырастет, и будет обитать с нами, и не познает Крестной муки…

XI век. Монастырь св. Луки.  Крещение.

XI век. Монастырь св. Луки. Крещение.

Такое восприятие Рождества как бестрагичного праздника повлияло и на восприятие Крещения. Да, чудес не бывает – и  Младенец, чудесно рожденный посреди людей, вырос и разделил трагическую судьбу каждого из нас. В слове «Крещение» нашему уху слышится неизбежное «Крест». И мы вздыхаем, ибо надежда рая снова отнята у нас. Бесконечные очереди, в которых стоят люди за Великой Агиасмой – в лютый мороз люди надеются хоть как-то «защититься от сил зла», хотят, чтобы «было хорошо» в нашем маленьком и таком трагичном мирке, ожидающим каждый год обновления в канун солнцеворота.

Икона письма Светланы Ржаницыной

Икона письма Светланы Ржаницыной

Это не ново – и в первые века христианской эры верующие люди праздновал на священной древней реке Нил рождение младенца от девы. Имя младенца было Эон – обычно его переводят словом «век». Никакого отношения к Младенцу Иисусу Эон не имел – это было языческое торжество гностиков, надеющихся на рождение нового Века или Эона, который будет править не этим тленным и грязным миром, но миром возвышенным и духовным, в который они и надеялись, как избранные, уйти после смерти.

Крещение. Коптская икона.

Крещение. Коптская икона.

Церковь была не согласна с гностиками в том, что этот мир грязен, плох, скуден и ничтожен. Но она знала, что этот мир болен и стар, и тоскует по обновлению. Поэтому она стала праздновать праздник явления Бога – Крещения Христа в струях древней и священной реки Нила.

Крещение. Франция, миниатюра. XIII век.

Крещение. Франция, миниатюра. XIII век.

Крещение – один из самых первых праздников, он гораздо старше Рождества Христова. Вернее, он-то в начале и был праздником Рождества – до тех пор, как в четвертом веке Рождество стали праздновать в Риме в день непобедимого солнца, 25 декабря. Память об этом жива в некоторых восточных национальных церквях – так, армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января. Это приводит православных в удивление – отчего на день раньше «нашего»? Не на день – здесь сказалась разница юлианского и григорианского календарей. Если посмотреть в православный календарь, Богоявление как раз и приходится на 6 января – по старому стилю. К слову, в северной Шотландии, там, где находятся острова, называющиеся Шетландскими (и где, как  в Питере, летом белые ночи, а зимой, как в Архангельске, сполохи) сохранилась традиция «старого» Рождества –  оно празднуется 6 января.

Крещение. Афон.

Крещение. Афон.

Итак, мир обновляется Рождением Христа. Он Сам и есть Истинный Новый Век, «Век беспредельный», как поется в египетском христианском гимне первых веков. Вопреки презрению гностиков ко всему человеческому, Церковь утверждала – да, Бог Великий, Тот Эон, выше Которого никого нет, родился как человек – для того, чтобы обновить творение Свое. Обновить не на день, не на неделю – навек.

«Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне,  Духа общением, струями чистыми отмыв  и тьмы крепость же посрамль возвышенную,  ныне в безпрестаннем воздати житии».

«Ты помазуешь Духа общением  смертное естество, возводя к совершенству,  струями чистыми очистив его, Царь безначальный,  и, восторжествовав над надменною силою тьмы,  ныне воздаешь ему нескончаемой жизнью» (Служба Богоявления, пер. о. Амвросия (Тимрота))

Крещение. Монастырь Дафне.

Крещение. Монастырь Дафне.

Ибо это Он желал от основания мира – пребывать со  Своими, которые станут чадами Божиими. Он добровольно шагнул в мир, зная, на что идёт. До того, как начал возрастать Младенец Воплощенный, Бог Слово сделал шаг через бездну в Свое творение – ибо Бога Творца и творение разделяет непереходимая бездна. И изумленная тварь увидела посреди себя Спасителя и Бога, покрытого плотью, свитой во чреве Матери, в таинственных водах, которые окружают любого младенца до появления Его на свет.

Христос явися на Иордане освятити воды (из Службы Богоявления), сотворить из обветшавшей стихии твари – стихию новую, причастную Богочеловеку Христу.

И вот Он стоит, изображенный на иконах Богоявления – воды, словно пряжа искусного веретена, окружают Его. Он – Свет находящийся за пределами мира тварного, Он – Сам Зиждитель этих вод, и Он «крещается плотию», погружается в воды бездны материи, в бездну тварности, в мир, Который создал и в который стремился прийти все эти тысячелетия. Прийти, чтобы в себе переплавить его и спасти. Спасти – соединить с Собой, с Богом. Воды покрывают Его, обвивают Его, словно совершая исткание плоти Богочеловека – по Его воле. И они принимают Духа Святого Божия, согревающего воды крылами Своими и новотворящего мир. Воды принимают «светлый огнь Божества» и становятся светоносными, неся всему творению – и дереву, и камню, и птице, и зверю, и потомку Адама – радость жизни будущего века.

«Огнем Божества Невещественным в плоть вещественну одеявся, Иорданскою облагается водою  воплощейся от Девы Господь, яко прославися» (Канон Богоявлению).

…У древних египтян была глубокая интуиция – они говорили о «бездне Нуна», божественной бездне, которую невозможно определить, и символом ее были воды священного Нила. Прошли столетия, интуиция обмельчала, Египет постигали религиозные и политические кризисы. И когда пришло время Евангелия, Египет стал христианским и стал праздновать Рождение Сына Божия. Нил, священная река древности, уступил маленькому Иордану – потому что во Христе всякий миф и всякая безумная надежда человека на встречу с Богом Творцом стали реальностью, вплетенной в плоть и кровь истории. Ибо Он пришел – водою, и кровию, и Духом.

«Безначальне, струям спогребшася Тебе, Слове, новаго преводиши, истлевшаго лестию, Сего несказанно от Отца прием глас державен: Сей возлюбленный, равен же Мне Отрок естеством» (из Службы Богоявления).

Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы взойти на Крест, сойти во гроб и переплавляя в Себе, обновить, пере-стихийствовать, творение истлевшее Свое.

И поэтому Рождество, как праздник, родившийся в водах, часто несет образ вод – на иконе Младенец бывает изображен, словно в корзине. Он – Новый Моисей, плывущий по водам Нила и чудесно спасающий Свой народ – тех, кто узнал в Нем Спасителя.

«Раждается паки земнородных Обновление,  дело державно совершая Владыка:  прииде бо, тое очистити хотя» (из Службы Богоявления).

На иконе Рождества как-то мне встретилась такая удивительная композиция – Богоматерь обнимает корзину с Младенцем, словно отплывающем от Неё по водам. Он на то родился и на то пришел в мир, чтобы причаститься смерти. Иначе Он не в силах был бы причастить нас Своей Воскресшей и Животворящей  Плоти. Правая рука Её – у Него под головой, левой Она обнимает Его… Так написано в Песни Песней и так изображается Богоматерь на иконах Положения во Гроб.

«Притецем прилежно ко источником пречистым течения спасительнаго, Слово усмотряюще от Нетленныя, почерпала приносяще жажди Божественныя, мира сладостне исцеляя недуг»

«Из Марии Господь, всей вселенней возсиявает лучи Солнце правды.  Темже, иже от Адама назии, приидите вси, облечемся в Него, да согреемся,  покрывает бо нагия и просвещает темныя».  (из Службы Богоявления).

Великое освящение вод сродни Евхаристии – освящается водное естество, освящается всякая жизнь этого мира, ибо благ Бог, сотворивший все, и Он пришел спасать мир, летящий в бездну тления, измученной вечным возвращением. Он – Господин всех веков, всех эонов, ибо Он – Век Беспредельный, Он Сам есть – Жизнь Вечная и Век Живой, пронизанный Богом.

«Сей нищий воззва Адам в падении, ибо Того услыша Господь, / пришед, струями Иорданскими тленнаго же обнови» (из Службы Богоявления).

Трагизм и радость, любовь с заплаканным лицом – так С.С. Аверинцев объяснял значения церковно-славянского слова «умиление».

Тайна Креста и Гроба опустошенного сияет в праздниках – Рождества и Богоявления.

+++

Что — неподвижность дальних звезд?
Что — мирозданья шаткий мост?

Надежда обрела предел.
Здесь Царство — нищего удел.

Стихии заново слагал
Меч, что — и пламя, и металл.

Тебя узнав,
морские воды
мчатся вскачь.
Здесь — претворенные тогда, —
теперь, навеки, навсегда  —
в росу — огонь,
в вино — вода,
и в радость — плач.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.