О Великой Агиасме — Святыне, как называется Крещенская вода, рассказывает Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.
— Вода связана с праздником Крещения Господня. Господь Иисус Христос перед общественной проповедью на реке Иордан принял водное Крещение от Иоанна Крестителя. Происходил святой обряд так: люди приходили к Иоанну, исповедывались в своих грехах, и он их омывал в воде Иордана. Это было знаком отпущения грехов. Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное Крещение. В этот момент по Евангелию открылись небеса, и в виде голубя на Иисуса Христа сошел Святой Дух, что было засвидетельствовано Иоанном Крестителем.
Этот праздник еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Святая Троица явилась на Иордан. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия и три года проповедует, заканчивая свой светлый путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.
Освящение воды в праздник Крещения пошло от обычая иерусалимской церкви, где до сих пор иерусалимский патриарх, верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины, обычай перешел во все православные церкви.
— С какого числа, с какого времени вода считается освященной?
Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто. Накануне Крещения, в Крещенский сочельник, совершается литургия и освящение воды. Это первоосвящение. Так получилось исторически, что освящают воду два раза: первый раз — накануне Крещения в храме. Потом по обычаю — в основном, наверное, русскому — шли освящать живую воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.
В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой.
— Что такое крещенская вода? Чем она отличается от обычной?
— Освящение воды — это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезни или душевного уныния, очищения жилища от всяческой скверны. Окропление и омовение изгоняют вражеские силы.
— То есть эта вода используется как некое оружие?
— Да, но это духовное оружие. В церкви не было исследований физических свойств крещенской или просто святой воды, поэтому я об этом ничего не могу сказать.
— Где взять, как хранить и использовать крещенскую воду?
— Воду нужно брать в храме — после службы.
Великое водоосвящение проводится два раза в год. В день Крещенского сочельника постятся, чтобы выпить этой воды натощак.
Особенность Богослужения этого праздника — великое освящение воды, совершаемое накануне в Крещенский сочельник во время литургии. В некоторых церквях водоосвящение бывает еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.
Пойдите в храм, потом в те места, где священнослужители с молитвенным песнопением освящают воду. У нас много святых источников. В течение многих лет из ближайших храмов выходят на источники и освящают их в Печорах, у Строгановской церкви, в Козловке, Сартакове, в районе Дубравной.
Есть очень знаменитые источники, которые столетиями считаются в народе священными и на которых постоянно совершается молитва: в Вадском районе 12 таких источников, множество источников, связанных с именем батюшки Серафима Саровского, расположены вокруг и в самом Дивееве. Есть и другие места.
В нашем городе 40 действующих храмов и три монастыря. В каждом будет совершаться водосвятие, специально готовятся емкости, которые из года в год на праздник Крещения наполняются священной водой. Можно взять воду в день самого праздника, после водосвятия, но поскольку по уставу праздник продолжается неделю, в течение этих дней можно приходить и брать святую воду. А дальше — хранить ее в доме с благоговением, поскольку это великая святыня. И не просто хранить, а употреблять для телесного и духовного здоровья, в болезнях.
У верующих людей есть благочестивый обычай — утром натощак выпивать немножко крещенской воды и съедать кусочек церковной просфоры, который берут в храме в субботу-воскресенье. Если в дни церковных праздников нет возможности сходить на службу, помолитесь дома и покропите святой водичкой свое жилище.
Места, где купаются, в основном известны — рубят проруби на озерах в городе, на Гребном канале. Купание не является обязательным правилом. Дело это благословенное, но не обязательное. Ведь люди разные, кто-то может искупаться в ледяной воде зимой, а кто-то нет, кому-то это неполезно — состояние здоровья такое, что не по силам. А для некоторых купания в крещенской проруби становятся искушением — слишком много на себя берет. Церковь не требует от человека подвига свыше его сил. Можно прийти домой и не ледяной крещенской водой, а просто прохладной, окатиться в ванной, поскольку благодатная сила одна. И зависит она не от температуры воды, не от ее количества и качества, а от веры человека.
— А Волга будет освящаться?
— Волга, главная водная улица России, обязательно будет освящаться. В самом начале реки стоит часовня, там освящается ее корень. У нас на Гребном канале устраивается прорубь, и в других городах будет водоосвящение. Наша река святая, и относиться к ней надо должным образом.
— Можно ли считать, что раз Волга освящается, то и в водопроводных кранах течет какое-то время священная вода?
— Как солнце светит добрым и злым и дождь падает на всех, так и святая вода — она отовсюду проистекает, но если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом — насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.
Материал подготовила
Елена КОЛПАКОВА, опубликовано в газете «Биржа»