В октябре 2009 года  на Донбасс прибыли Сергей Георгиевич Кальфов с супругой и ключарь Сан-Францисского собора протоиерей Петр Перекрестов. Они прилетели, чтобы передать в дар Свято-Успенской Святогорской Лавре уникальную реликвию, которая тридцать лет хранилась в семье Кальфовых.

«Мой отец служил чтецом при святителе Иоанне Шанхайском, – рассказал Сергей Георгиевич в интервью «Донбассу Православному». – Когда святитель умирал, мой папа был рядом с ним. Святитель Иоанн Шанхайский скончался в Сиэтле, в Америке. Он умер в кресле, которое впоследствии хранилось на приходе. Спустя какое-то время приход стал испытывать материальные трудности – и кресло хотели продать.

Мой отец забрал это кресло, потому что не хотел, чтобы такая святыня хранилась в чужом месте. С тех пор кресло и облачение святителя Иоанна Шанхайского хранились в нашей семье как особо дорогие реликвии. В прошлом году я узнал, что на родине святителя Иоанна, в селе Адамовка, строится храм, который будет освящен в его честь. И сразу же понял, где должны быть вещи святителя…»

Спустя несколько дней, 11 октября, в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру съехались тысячи паломников. Акт передачи мощей и личных вещей святителя состоялся после окончания литургии во время торжественного молебна святителю Иоанну.

Все святыни, полученные монастырем, будут находиться в храме в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, который строится в селе Адамовка на месте дома семьи Максимовичей. До окончания строительства храма они хранятся в Святогорской Лавре.

P.S. по мотивам дискуссии в интернете

Правда ли, что верующие Донбасса поклонялись креслу?

Нет, это неправда. Кресло никто не обожествлял, относятся к нему как к личной вещи, принадлежавшей святому. Для поклонения его никто не выставлял, не выставляет и выставлять не будет.

«Кресло святителя Иоанна Шанхайского сейчас находится в ризнице Свято-Успенской Святогорской Лавры. Когда будет достроен храм в честь святителя Иоанна на его родине в с. Адамовка, этот предмет, связанный с его жизнью, планируют поставить там как напоминание об этом угоднике Божием», — пояснил секретарь Свято-Успенской Святогорской Лавры игумен Лазарь (Терещенко).

Что же произошло на самом деле?

«11 октября 2009 года состоялась передача личных вещей святителя Иоанна Шанхайского (епитрахиль, поручи, омофор, а также кресло, в котором умер святитель) и иконы с частицей его мощей в Свято-Успенскую Святогорскую Лавру. Все эти вещи были вынесены для всеобщего обозрения, перед иконой был отслужен молебен святителю Иоанну, после чего верующие приложились к иконе, которая стояла на кресле. Кресло в данном случае служило в качестве аналоя. Речи о поклонении креслу не идёт», — прокомментировал пресс-секретарь Донецкой епархии протоиерей Георгий Гуляев.

На фотографиях четко видно, что люди целовали икону святителя, а не кресло. Впрочем, ищущим повода поругать православие атеистам и протестантам иконопочитание также представляется идолопоклонством.

Как это было — в фоторепортаже Александра Шурлакова.

Свято-Успенская Святогорская Лавра

Сергей Кальфов

Сергей Кальфов, протоиерей Петр Перекрестов, архиепископ Святогорский Арсений

Протоиерей Петр Перекрестов

Сергей Кальфов и протоиерей Петр Перекрестов

Сергей Кальфов

Сергей Кальфов и протоиерей Петр Перекрестов

Епископ Алипий (Погребняк)

 

Протоиерей Петр Перекрестов

Как реагировать?

Комментирует протодиакон Андрей Кураев:

«Я считаю, что это – вопрос вкуса и вопрос меры. Да, и почитание кресла можно объяснить богословской логикой и церковно-историческими прецедентами. Например, можно сказать: если бы мы знали, что вот на этом диване, на этом одре почивал наш Спаситель, мы тоже дорожили бы этим предметом, чтили бы его как святыню. Но логика – это такая вещь, которая может завести куда угодно. Самая логическая вещь на свете – бред шизофреника.

Однако, кроме логики, в мире религии есть чувство, в том числе некое ощущение нормы или выхода за ее пределы.
Когда весть о кресле вышла за рамки Святгорской обители, стала очевидна реакция отторжения – и в Интернете, и в реальной жизни. Эти возмущенные чувства уместно спросить: они протестуют потому, что они недостаточно христианские, или они протестуют, потому что они христианские? Или остаточно христианские?

Я как-то нигде раньше не видел такого бережного вынесения священниками на полиелей и на молебен предметов мебели. В московском храме, где я служу, в алтаре стоит скамеечка, которой пользовался святитель Лука Войно-Ясенецкий. Но она просто стоит в алтаре. Мы можем с умилением на нее смотреть, и не более того. И когда кто-то заказывает молебен Святителю Луке, мы не выносим эту подставочку для ног из алтаря.

Я думаю, что, раз есть по этому поводу недоумения (а они очевидно есть), прежде чем предлагать такого рода новизну для жизни нашей Церкви, хорошо бы по этому поводу провести серьезную богословскую экспертизу. Ведь в нашей Церкви есть прецедентное мышление. Однажды допущенное и неоспоренное со временем становится нормой. Хотим ли мы провозгласить догмат почитания домашней утвари и мебели, бывших в употреблении у Святых?

Хотим ли мы затруднить защиту Православия от протестантской критики? Проблемы это новшество несомненно создает. А вот плюсов я не вижу. Не понимаю, чем обогатило литургическое изнесение кресла и прежде того бывшую полноту духовной жизни Донецкой епархии».

Интенсивность духовной жизни Донецкой епархии с точностью до градуса измерить невозможно. Но факт остается фактом: с началом строительства скита Святогорской Лавры в Адамовке вымирающее село начало оживать.

«Что вышло экстравагантно, не спорю, но молебен служился перед иконой и мощами святого. Кроме того, если в Сарове огромным почитанием была окружена келлия, в которой преставился св. Серафим, то чем принципиально отличается место преставления другого великого святого?» — пишет ЖЖ-юзер ustavschik (клирик Саратовской епархии, член комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства иерей Максим Плякин).

Читайте и смотрите также:

Святой Иоанн босой Шанхайский

Из поучений святителя Иоанна Шанхайского: «Грех подкрадывается незаметно»

Письмо в Америку

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.