О главном символе христианства и Крестопоклонной Неделе Великого поста
Христианство — соблазн и безумие. Как ни странно, эти слова принадлежат не кому-то из противников христианства, а одному из самых пламенных христианских проповедников и миссионеров — святому апостолу Павлу. Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие (1 Кор. 1, 23),— писал апостол в Послании к христианам греческого города Коринфа. А ведь и правда, в христианстве много странного… Христос говорит в Евангелии от Матфея: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Для современного общества, да и не только современного, данные Христом приоритеты были чем-то неприемлемым и непонятным. Или проще — шли вразрез с привычным жизненным укладом.
Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45),— говорит апостол Филипп Нафанаилу, призывая его стать учеником Иисуса. Моисей и пророки писали о Мессии, о грядущем Царе Израиля. Давайте представим, какого Мессию и Царя могли ждать жители Иудеи времен Христа. Практически каждый — кто-то втайне, кто-то открыто — желал свержения ига римской власти, власти римского императора, войска которого поддерживали «порядок» и при необходимости контролировали уплату налогов. Каждый житель Иудеи хотел свободы. И образ обещанного Мессии был образом освободителя от ненавистных захватчиков. Ведь и Моисей когда-то по повелению Бога вывел евреев из египетского рабства в Землю обетованную. Но Мессия из Назарета призвал к совершенно другому: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Возьми свой крест, возьми на себя страдание, ищи Царства Божия, но ищи его не в свержении и изменении чего-то внешнего — власти, общества и т.п., но прежде всего — в изменении себя.
Такой «путь к успеху», выражаясь современным языком, предлагает Евангелие. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? — продолжает Христос слово о несении креста (Мк. 8, 35–36). Этот евангельский фрагмент будет читаться на Литургии в третье воскресенье Великого поста — Неделю Крестопоклонную. Повторяя из раза в раз слова Христа в Евангелии от Марка, Церковь проповедует «соблазн… и безумие…». Крест, распятие, смерть — с точки зрения мира страшный и бесславный конец. Но христианство по каким-то странным причинам воспевает орудие одной из самых страшных казней, которую только мог придумать человек.
Для христианства Крест стал знаком победы. Победы над самим собой. Ведь сначала христиане — первые ученики Христа — не поверили в то, что Христос «победил»: апостолы не поверили мироносицам, видевшим отваленный от гроба камень и слышавшим слова Ангелов «Что ищите живого среди мертвых?», два ученика на дороге из Иерусалима в город Эммаус размышляли о трагизме разочарования в том, что их Учитель оказался не Тем, Кем считали Его многие. И Сам Христос объясняет им, что именно так и «надлежало пострадать» Мессии… Принимая Крест, христианин принимает веру в Распятого, принимает веру в то, что через распятие, через страшную смерть Бог освобождает мир от греха. Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли». Мир вытеснил Бога на крест. Казалось, что мир победил Бога, изгнал Его из своей жизни: «Спаси себя»,— кричала толпа на Голгофе… Но Христос принимает страдания до самого конца, до самой смерти, чтобы из смерти «возсияла» жизнь миру. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).
Крест — это символ любви Бога к человеку. Любви, простирающейся до самых глубин смерти. И из смертных глубин, до которых сошел Христос, начинается новая жизнь.
Прославление Креста Христова есть прославление любви, новой жизни, прославление надежды, дарованной нам Богом. Надежды «не погибнуть», потому что Сам Бог вкусил смерть, чтобы мы имели жизнь. В середине Великого поста, в третье постовое воскресенье, Крест выносится для прославления в центр каждого православного храма. Осталось еще немного до конца постного пути. Половина уже пройдена. Страдания Христовы озарятся светом Воскресения. Крест — орудие казни — станет знаменем победы. Имя Христово неотделимо от Креста и Воскресения. Преклоняясь перед Крестом, перед страданием Христа, мы преклоняемся и перед тайной Воскресения. Распятие и Крест — не конец всего. Это начало новой жизни, начало Царства Бога, начало Церкви.
«Радуйся, живоносный Кресте,/ благочестия непобедимая победа, / дверь райская, верных утверждение, / Церкве ограждение, / имже тля разорися и упразднися, / и попрася смертная держава, / и вознесохомся от земли к небесным, / оружие непобедимое…» — это песнопение из службы Крестопоклонной недели, которое всегда так любят верующие. Радость Креста становится радостью Церкви, радостью каждого приходящего в Церковь. Там, где Крест, там любовь. Любовь нужно разделить с кем-то, иначе она превращается в эгоизм, в ложное чувство, в ошибку. Бог разделил свою любовь с человеком. Разделил ее в Своей смерти на Кресте. «Возлюби Бога твоего… и ближнего твоего как самого себя…». Крест помогает нашей любви. Тот, Кто возлюбил нас, дойдя ради этой любви до смерти, дарует эту любовь каждому. Каждому, кто желает откликнуться на призыв Креста…
Газета «Православная вера» № 7(483), апрель, 2013 г.