И российские и международные критики очень высоко оценили четвертую картину знаменитого российского режиссера, который три года назад уже становился Каннским лауреатом за фильм «Елена». Все признали, что «Левиафан» — талантливое и смелое кино, в котором, как и всегда в своих фильмах, Звягинцев рассказывает совершенно реалистическую историю, но поднимает ее до уровня притчи. И в каждом фильме он словно окунается на самое дно человеческой души, часто лишенной света, и, проведя зрителя через сложный эмоционально-интеллектуальный коридор печальных открытий и душевных страданий, которые мучают и очищают, выводит его к нерациональному пониманию главного в этой жизни. «Возвращение» — трагическая история взаимоотношений сыновей с отцом, «Изгнание» — исследование природы любви, а точнее – нелюбви между мужчиной и женщиной, «Елена» — один тяжелый разговор о любви и нелюбви, доводящей до самого страшного – до убийства. «Левиафан» — история борьбы добра со злом, история страданий, незаслуженных страданий хорошего человека, невероятно талантливо сыгранного Алексеем Серебряковым, у которого отнимают все…
На пресс-конференции в Каннах Андрей Звягинцев рассказал о своей картине:
— Что я могу сказать на тему свободы… Если ты не чувствуешь, что все временно, если испытываешь постоянный страх быть честным и искренним, не осознаешь, что главный твой долг говорить правду — ты не свободен. Поэтому выбор простой: либо не говорить вообще, либо максимально открыто, честно. Везде одни и те же проблемы. Фильм об уделе человека, не только русского человека, так мне кажется. Историю, из которой родился сценарий, я услышал в 2008 году на съемках моей короткометражки в Нью-Йорке. Мне рассказали, что в 2004 году в штате Колорадо был случай, о котором много писали. Один человек сел в бульдозер и снес несколько административных зданий в ответ на то, что власть не хотела считаться с его интересами, пыталась забрать его землю. Ему дали прозвище киллдозер. Это могло произойти где угодно. У нас тоже. Все реально, из сегодняшнего дня. Вписывается в нашу действительность, российскую. Ближе, чем Россия, для меня нет ничего. Пока шла работа над сценарием, постепенно рождалось понимание, что здесь есть общий для всех протосюжет. Про бедного Иова. Отсюда название — Левиафан. Но это не пересказ библейского сюжета, это только отправная точка для нас.