Российское школьное образование в стремлении быть похожим на европейскую модель может растерять все преимущества
Новый учебный год обещает стать последним для нынешней системы среднего образования. Причин несколько. Во-первых, Госдума в течение ближайших четырех месяцев намерена принять многострадальный проект базового закона «Об образовании в РФ» (первое чтение состоится в октябре). Его обсуждение растянулось на два года: только на сайте www.zakonoproekt2010.ru было оставлено свыше 11 тыс. комментариев, а на www.edu.crowdexpert.ru — 6 тыс. предложений. За это время появились и новые обстоятельства.
Например, остро встал вопрос о законности электронного обучения. Пришлось в экстренном порядке принимать поправки в старый закон «Об образовании» (работает с 1992 года) и четче прописывать главу о интернет-обучении в проекте нового закона. Новшество последних версий проекта — сетевое образование, когда в учебном процессе принимают участие несколько организаций. Авторы документа надеются, что это спасет жизнь многим сельским школам, а их в России почти 60%. В последней версии проекта за педагогами закреплены все социальные льготы, включая сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск, ранний выход на пенсию, жилье вне очереди для нуждающихся, и гарантия того, что зарплата будет не меньше средней по экономике региона (только в 2013 году это потребует дополнительно 400 млрд рублей из региональных бюджетов). Что останется в окончательном варианте — пока не ясно.
Во-вторых, будет принята программа «Развитие образования», рассчитанная на 2013 — 2020 годы. Планируется, что к 2015 году 85% школ получат доступ к скоростному интернету, а к 2018-му — все 100%, сельские школы станут не просто образовательными, но социокультурными центрами, 50% школьников будут участвовать в олимпиадах, а 50 школ каждый год смогут получать деньги на новаторскую работу.
В-третьих, летом этого года был принят новый образовательный стандарт для старшеклассников (для начальной школы действует с прошлого года). С учебного года-2013 он будет вводиться в отдельных учебных заведениях, а с 2020-го по нему будут учить во всех российских школах. Стандарт кардинально меняет подход к обучению в школе, позволяя ученикам самостоятельно выбирать, какие предметы и на каком уровне изучать в 10 — 11 классах, а также вводит третий обязательный ЕГЭ — по иностранному языку.
Законопроект пока обсуждать бессмысленно, последний вариант на сайте ГД еще не появился, а программа развития больше напоминает декларацию о намерениях, да и сложно говорить о всеобщей интернетизации, когда треть российских школ не имеют нормальной системы водоснабжения, у четверти не решен вопрос канализации. А вот стандарт заслуживает отдельного внимания. От него зависит, чему и как мы будем учить детей, каких в итоге общество получит членов, а экономика — кадры.
Чему учить
Система образования в школе, согласно новому стандарту, разделяется на два уровня: базовый, в рамках которого до девятого класса включительно формируются основные знания, и профильный, в старших классах, подразумевающий углубленное изучение предметов по выбранной специальности с перспективой на будущую профессию или поступление в вуз.
У старшеклассников будет шесть общих предметов базового уровня: русский язык и литература, математика, иностранный язык, «Россия в мире», ОБЖ и физкультура. Это обязательный набор, вне зависимости от любого профиля обучения. К нему добавляются предметы по выбору из следующих направлений: «Филология и иностранный язык» (русский язык и литература, родной (нерусский) язык и литература, иностранный язык, второй иностранный язык), «Общественные науки» («Россия в мире», история, география, экономика, право), «Математика и информатика», «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология). Можно в придачу к обязательному базовому выбрать тот же предмет, но на профильном уровне, и учить его серьезнее, чем одноклассники.
Помимо этого в стандарте прописаны предметы или курсы по выбору, такие как астрономия, искусство, технология, дизайн, хореография, или по предложению образовательного учреждения.
60% должна составлять обязательная часть, 40% — часть, формируемая участниками образовательного процесса. Учитывая, что обязательная часть — это шесть предметов, в итоге у каждого ученика должно получиться десять предметов для изучения.
Больше всего скажется новый стандарт на естественно-научных дисциплинах — физике, химии, биологии. В старших классах можно будет выбрать один из них для обязательного изучения или общий предмет «естествознание». Одним словом, если выпускник выбрал к шести обязательным предметам информатику и экономику, то из области «естественные науки» он, по-видимому, сможет взять только одну дисциплину, например физику, оставшись без биологии и химии. А если захочет изучать физику, химию, биологию, то останется без информатики, географии, экономики, обществознания. С точки зрения поступления в вузы — вроде логично: куда поступаешь, то и учишь. Остальное, выходит, не нужно?
В пояснительной записке к новому стандарту, которую подготовил руководитель рабочей группы по разработке стандарта директор НИЦ «Курчатовский центр» Михаил Ковальчук, говорится, что возможность сохранить преподавание всех школьных предметов на базовом уровне есть. Для этого школе надо получить согласие учредителя. Иными словами, в средненьких школах, которые не готовы или не хотят становиться профильными, ученики по-прежнему будут знать хотя бы азы физики, химии, биологии. А в сильных, крупных образовательных центрах, где ведется профильное обучение, «недостающие» уроки, видимо, будут преподаваться за плату. В Минобре утверждают, что оплачивать родители должны будут только те предметы, которые выйдут за рамки 37 часов в неделю.
Как учить
Школам стандарт предоставляет практически неограниченную свободу при формировании учебных планов и их содержательной части: «Разработка и утверждение образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением».
Проблема в том, что нет пока ни учебников, ни программ, ни рабочих тетрадей, ни методических указаний для учителей. Что еще хуже, отсутствует понимание, какой информацией эти учебники заполнять. Например, такого предмета, как «Россия в мире», пока не существует.
Непонятно также, как будут выглядеть совмещенные уроки русского языка и литературы. Это разные предметы и методика преподавания у них разная. Найти сегодня учителя, который способен самостоятельно разработать курс русской словесности, трудно.
Впрочем, по словам замминистра образования и науки РФ Игоря Реморенко, в стандарте и не должно быть написано, какие темы изучать по физике, какие произведения читать по литературе:
— От такого подхода отказались все страны уже много лет назад. Дело в том, что последние годы научные подходы, понятия, технологии обновляются настолько часто, что фиксировать в стандарте какой-либо жесткий набор того, что нужно освоить, практически невозможно. Например, клонирование уже давно стало практикой, а в прежнем стандарте и учебнике по биологии об этом ни слова. Поэтому задача стандарта систематизировать не каждый элемент знаний, которые необходимо запомнить, а подходы к анализу и осмыслению.
Что об этом думают школы? Директор лицея № 180 (Екатеринбург) Алексей Крылов убежден, что старшей школе, прежде чем перейти на стандарты второго поколения, предстоит большая подготовительная работа — обновление материально-технической и научно-методической базы, обучение педагогов, разработка образовательной программы школы и рабочих программ педагогов, формирование информационной образовательной среды:
— Но при этом мы понимаем, что новый стандарт закладывает гораздо большую возможность индивидуализации обучения. Для нашего лицея, как и для ряда общеобразовательных учреждений Екатеринбурга (гимназий № 9, 7, 120, лицеев № 110, 130, 135), ситуация не нова. В соответствии с лицензией наши старшеклассники изучают на углубленном уровне математику, физику, химию, биологию, информатику. Тем более до полного введения стандартов у нас еще восемь лет. За это время — апробации и реальной практики — будет возможность еще раз все обсудить, накопится определенный эмпирический материал для анализа, поскольку точно будут школы, которые перейдут на стандарты раньше.
Директор челябинского физико-математического лицея Александр Попов считает, что любая реформа ухудшает состояние образования:
— Преобразования проводят чиновники, которые не знают школу. Введение стандартов тоже принесет много минусов. Два десятка лет мы ломали систему, чтобы ее поднять — нужно лет пятьдесят.
Другой пробел — школы, которые с 2013 учебного года перейдут на новый стандарт, не смогут сдавать ЕГЭ в том виде, в котором он существует сейчас, нужна новая схема экзамена. Прозвучало предложение перейти на двухуровневую систему ЕГЭ, но к этому не готовы вузы.
Кому учить
Преградой для реализации новых правил может стать и отсутствие кадров. Эту проблему Минобр планирует решить, разработав для педагогов профессиональные стандарты. Об этом заявил глава ведомства Дмитрий Ливанов:
— Есть проблема, связанная с обновлением кадров. Нужно сделать так, чтобы приходило в школу больше молодых педагогов, чтобы они были хорошо подготовлены. Потому что сегодня система педагогического образования не работает на том уровне, которого мы ждем. По статистике, только 5% выпускников педвузов видят себя в профессии педагога, поэтому в будущем заказ на подготовку таких кадров будут получать только вузы, которые действительно готовят высококлассных специалистов.
В Минобре сообщили, что в стандарт могут войти «профессиональные экзамены для выпускников педвузов, которые они будут сдавать перед тем, как пойти работать в школу».
В регионах вопросы кадров будут решать повышением зарплаты и улучшением соцусловий. Например, в Башкирии до конца года планируют довести зарплату учителей до среднереспубликанской — около 18 тыс. рублей. Там же началось строительство социального жилья: в этом году будет введено 100 тыс. квадратных метров по стоимости ниже рыночной.
Не торопитесь
Есть и финансовые вопросы. Новый стандарт означает, что нормативы у учителей изменятся, а это потребует дополнительных расходов. Хотя и без этого представители школ оценивают новый образовательный стандарт как слишком дорогой: придется нанимать дополнительных педагогов, и школам может не хватить выделяемых на его введение денег.
По словам директора оренбургской гимназии № 1 Владимира Гончарова, введение стандарта в начальной школе наткнулось на проблемы с финансированием:
— На эти цели нам выделили 438 тыс. рублей. Но произошло это, когда мы составили расписание и определили нагрузку учителям. То есть первое полугодие мы прожили с одной ставкой на внеучебную работу, хотя ФГОС предполагает существенное увеличение внеклассных часов. Сейчас стандарт начинает работать не только в первых, но и во вторых классах. Чтобы его реализовать потребуется задействовать еще больше учителей.
Несмотря на слабую готовность образовательной системы к внедрению нового стандарта, чиновники уже готовятся отслеживать его неукоснительное выполнение.
Торопиться не стоит. Хотя стандарт зарегистрирован в Минюсте, поправок ему не избежать. В конце августа даже глава Минобра заявил, что содержание стандарта сформулировано абстрактно и требует конкретизации.
Артем Коваленко
В подготовке материала принимала участие Анна Маринович