Любовь – от избытка?
Святые отцы все в один голос говорят: любовь – вот главный стержень Православия. Любовь к Богу, к своим близким, к окружающим нас людям и к тем, кого мы, может быть, никогда и не увидим, ко всему живому и неживому миру. Любовь та, о которой писал апостол Павел и которая совершенно не похожа на эгоизм, когда любовью называют желание чем-то или кем-то обладать, владеть или управлять.
Любовь – это то, что должно в первую очередь отличать православного человека от любых других людей. Все поступки и действия должны быть продиктованы именно этим чувством и никаким другим. И отсутствие подобных поступков может свидетельствовать о том, что любви в нас нет, а если это так, то и звать себя православными мы не имеем никакого права. Ибо где нет любви, там Православия быть не может.
Но часто ли мы совершаем дела любви? Если вспомним свои последние «достижения» на этом поприще, наверное, найдется хотя бы несколько фактов, которыми можно будет потешить свое самолюбие. Подали нищему пятак, в храме десяточку в общую копилку положили, место в автобусе бабушке уступили. Но если начнем присматриваться к этим делам повнимательней, то обнаружим, что многие добрые дела и дела любви мы на самом деле совершаем только лишь потому, что для нас это не составляет труда. Нам их удобно делать, и мы их делаем. И, слава Богу, что их делаем, но только этого, думаю, мало.
Очень легко отдать нищему пятак, когда у тебя в кошельке лежит несколько тысяч рублей и имеется счет в банке. Гораздо сложнее отдать нуждающемуся последний пятак, когда до ближайшей зарплаты остается несколько дней и не понятно, будет ли зарплата вообще. Тогда этот пятак нужно словно с кровью отрывать от себя. Но тут и проявляется любовь, когда мы собой жертвуем ради тех, кто находится рядом с нами. Когда мы свое от себя отрываем и даем другим. Ведь легко быть добрым, когда у тебя всего в достатке. Сложнее – когда у тебя многое в недостатке. И легко любить, когда для этого не нужно прилагать каких-то усилий.
Думается мне, что «любовь от избытка» – это еще не любовь. Это только первый шажок к ней. Очень удобно с любовью относиться к людям на сытый желудок и очень почему-то хочется злиться на них на голодный. Любовь проявляется тогда, когда нам приходится что-то в себе ломать, поступать наперекор своим желаниям и планам. Любовь появляется тогда, когда мы чем-то жертвуем ради своего ближнего.
Именно такая жертвенная любовь, думаю, становится причиной нелогичных поступков людей с точки зрения современного общества. Я убежден, что православный человек – это тот, кто умеет поступать нелогично, не по разуму, а по любви. Пойти с другим человеком не в нужную для себя сторону, а в противоположную; помочь человеку выбраться из неприятной ситуации, но самому «вляпаться» в другую.
Поступать нелогично очень сложно. Потому как это чревато тем, что в лучшем случае будут показывать пальцем, а в худшем — нас накажут. Кто из нас выйдет из троллейбуса, чтобы вернуться назад на двести метров и помочь упавшему человеку? Мы опоздаем на работу, нам сделают выговор, но, может быть, будет спасена человеческая жизнь. И все же мы не обращаем на это внимания. Мы делаем вид, что заняты и продолжаем ехать в троллейбусе, пытаясь своими думами заглушить зовы совести.
Кто, спеша и опаздывая на работу, поможет бабушке перейти дорогу в совершенно ином направлении? Кто встанет в конец очереди, когда мы окажемся у заветной цели и вдруг кому-то очень срочно будет нужно пройти вне очереди? Кто отдаст хотя бы в долг последние десять тысяч рублей крайне нуждающемуся человеку, когда, кроме них, нет ни одной копейки?
Если на эти и подобные вопросы мы отвечаем отрицательно, то, надо полагать, вряд ли мы можем называть себя православными. Любовь – это не просто сотрясение воздуха словами любви. Это не просто пакт о намерениях. Это именно безмолвное и жертвенное служение другим людям. Без рассуждения о том, кто и насколько нам приятен и удобен. А всем, без исключения.
Если мы хотим стать православными, то нам нужно учиться совершать такие нелогичные поступки. Этому нас учит само Евангелие. Вот слова Спасителя: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два». И если это нам надо делать, когда нас принуждают, то, тем более, это нужно совершать по любви. Иного пути, полагаю, у тех, кто хочет хотя бы чуточку стать православным, нет.