За последние 20 лет исследования дают все больше информации о том, что посещение церковных служб улучшает физическое и психическое здоровье. Например, научные статьи указывают, что регулярное посещение религиозной службы дает тридцатипроцентное снижение уровня депрессии, пятикратное снижение вероятности самоубийства, и 30-процентное снижение смертности в течение 16 лет наблюдений.
Существуют и более ранние многочисленные исследования о посещении церковных служб и большой продолжительности жизни. Многие из них были подвергнуты критике по причине малообоснованных методов наблюдения, например, допускавших возможность обратной причинно-следственной связи — то есть, делавших вывод, что только те, кто здоров, могут посещать службы, а следовательно, посещаемость служб не обязательно влияет на здоровье.
Работы, недавно опубликованные Гарвардским университетом, попытались решить эту проблему с помощью повторных измерений соотношения посещения служб и здоровья на протяжении некоторого времени, чтобы получить возможность контроля над тем, предшествовали ли изменения в состоянии здоровья изменениям посещаемости служб.
Связи между посещениями религиозных служб и продолжительностью жизни, самоубийствами и депрессиями были очевидны.
Результаты в течение всего периода исследования показали, что по сравнению с женщинами, никогда не посещавшими религиозных служб, риск смертности у женщин, принимавших участие в службах более одного раза в неделю, был на 33 процента ниже; у тех, кто посещал службы еженедельно, риск был на 26 процентов ниже, и у тех, кто бывал на службах реже одного раза в неделю, риск был ниже на 13 процентов. (Данные поступили от женщин, работавших медсестрами в США, большинство из которых определяли себя как принадлежащих к католической или протестантской церкви, так что большинство религиозных служб должно было проходить в церквях. Тем не менее, определение охватывает целый ряд различных мест отправления культа.)
Эти результаты, естественно, вызывают вопрос о том, почему участие в религиозных службах связано со здоровьем. Одним из возможных объяснений могла бы быть социальная поддержка, и, в самом деле, результаты указывают на то, что эта поддержка важна: посещая религиозные службы, человек получает социальную поддержку, которая сама по себе влияет на здоровье, но это, как представляется, объясняет лишь от 20 до 30 процентов воздействия.
Исследование позволяет предположить, что, вероятно, существует несколько других механизмов, которые действуют так же. Помимо социальной поддержки, социальные и поведенческие нормы религиозных служб (в Соединенных Штатах, по крайней мере), как представляется, уменьшают вероятность курения, которая влияет на здоровье. Другой механизм, как кажется, касается взгляда на жизнь: возможно, из-за проповеди надежды или веры в религиозных службах, те, кто посещает религиозные службы, находятся на более высоком уровне оптимизма, и на более низком уровне депрессии; и, аналогичным образом, эти вещи, как оказывается, влияют на физическое здоровье и продолжительность жизни.
Также могут работать и другие механизмы. В качестве возможных факторов в литературе предлагаются развитие самодисциплины и чувство смысла и цели в жизни. Связь между посещениями служб и здоровья, как кажется, не может быть объяснена только одним механизмом. Скорее, существует много путей от религии к здоровью.
Посещение богослужения влияет на многие аспекты жизни человека и, видимо, совокупный эффект оказывает существенное влияние на здоровье.
Один из интригующих аспектов заключается в том, что именно, как представляется, посещения религиозных служб, а не самооценка религиозности, духовности или частной молитвенной практики могут дать наиболее точные прогнозы здоровья. Видимо, имеет значение совместный духовный опыт. Религиозная идентичность, духовность, и личная молитвенная практика, конечно, могут так же быть важны и значимы в контексте религиозной жизни, но они, похоже, не влияют на здоровье так сильно.
В эпоху, когда люди все больше идентифицируют себя как «человек духовный, но не религиозный», и когда термин «организованная религия» скорее звучит как негативный, это эмпирическое исследование, возможно, ставит под сомнение наши предубеждения и, вероятно, говорит о том, что личная духовность, отбрасывающая все организованные и общинные аспекты религии, не может быть полностью удовлетворительным способом продвижения вперед.
Интересен вопрос, в какой степени аналогичные результаты относятся к другим формам участия в жизни общества. Опять же, исследования показывают, что социальная поддержка может являться объяснением лишь четвертью влияния на продолжительность жизни; это важно, но это еще не всё. Существует, однако, литература, дающая возможность предположить, что участие в других социальных группах, вероятно, имеет некоторое влияние на уровень смертности, хотя сила эффекта, как правило, несколько меньше, чем в том, что касается посещения служб.
Мое предположение, несмотря на то, что мы пока не располагаем данными по этому вопросу, состояло бы в том, что группы, имеющие не только совместные общественные мероприятия, но и разделяющие общие взгляды, имеющие здоровые поведенческие нормы и общее видение жизни, имеют большее влияние на уровень смертности, чем, скажем, просто собирающиеся для регулярной игры в карты.
Посещение богослужений, вероятно, влияет на здоровье не просто из-за социальной поддержки, но и потому, что потенциально оно интенсивно формирует мировоззрение, поведение, убеждения и чувство смысла и цели жизни.
Исследование имеет интересные, а иногда и вызывающие последствия для практики общественного здравоохранения и медицины. Эффект общественного здравоохранения зачастую оценивается на основе того, насколько распространено воздействие и насколько оно сильно. В случае посещения религиозных служб, воздействие относительно распространенно: около 40 процентов американцев сообщают о еженедельном посещении служб; соответствующая цифра для Великобритании равна примерно 10 или 15 процентам, что значительно ниже, но все же относительно распространенно по сравнению с другими видами социальной вовлеченности. Более того, как обсуждалось выше, исследование посещений служб и состояния здоровья, как представляется, указывает на относительно большой эффект.
Все это указывает на то, что посещение религиозных служб является важной и, вероятно, недооцененной социальной детерминантой здоровья. Это то, что следует принимать во внимание при обсуждении в области общественного здравоохранения. Нам не придет в голову пренебрегать другими мощными социальными детерминантами здоровья, такими, как раса, или пол, или социальная поддержка, в наших обсуждениях. То же самое должно быть верно и в отношении посещений церковных служб.
И, наконец, в контексте медицины, идут дебаты о том, можно ли и в какой степени уместно обсуждать вопросы религии и духовности в понятиях клинических. Вопрос о том, должна ли религия обсуждаться с пациентами во время лечения, конечно, зависит от контекста.
Можно считать, что это более целесообразно и важно в конце жизненного пути. Многие пациенты — в Соединенных Штатах их большинство – выражают свое мнение о том, что врачи должны учитывать их духовные потребности. Многим врачам это кажется неудобным.
Эти беседы проходили бы легче, если бы врач и пациент разделяли одну и ту же, или сходную, веру, но эти вопросы также могут быть рассмотрены в общих чертах. Обучение тому, как это делать, могло бы быть полезным. Если в разговоре возникают вопросы религии и духовности, клиницисты могли бы учитывать посещение служб как потенциально значимую форму социальной вовлеченности.
Решения по поводу религиозных практик и формирования религиозных верований, конечно же, как правило, не совершаются по причине вопросов здоровья. Тем не менее, для тех, кто уже имеет религиозные убеждения, но не посещает службы, исследования по связи религии и здоровья ставят вопрос о том, не теряют ли они нечто важное из совместного религиозного опыта, который оказывает мощное воздействие, по крайней мере, на здоровье, и, возможно, также и на многое другое.
27 июля 2016 года
Тайлер Ван дер Вееле – профессор эпидемиологии в Школе Общественного Здравоохранения, Harvard, T.H. Chan
Перевод: Ирина Вайсерберг