Спектакль, касавшийся процесса над группой Pussy Riot, проходивший вчера в московском Общественном центре имени Андрея Сахарова, оказался на грани срыва. Сотрудники ФМС пришли туда с проверкой и прервали постановку «Московские процессы» швейцарского режиссера Мило Рау. Пришедшие на представление казаки вступили в стычку с охраной театра и прорвались в зрительный зал.
Событие комментирует журналист Максим Шевченко:
Это был публичный диспут, на котором обсуждали три нашумевшие акции: выставку «Осторожно, религия!», которая была разгромлена православными активистами из общины отца Александра Шаргунова, и за которую директора Сахаровского центра Самодурова приговорили к штрафу, выставку «Запрещенное искусство», за которую Сахаровский центр получил предупреждение, и акцию в храме Христа Спасителя, которая известно чем закончилась.
По всем трем эпизодам, которые рассматривались в течение трех дней, были вызваны свидетели с обеих сторон. Надо сказать, что все это не было спектаклем в общепринятом смысле слова. Не было ни розданных ролей, ни написанных текстов. Фактически это было ток-шоу, которое ставило своей задачей классическую дискуссию, диспут о том, что такое сакральное, что называть кощунством, в чем конфликт между современным искусством и традиционным миром религии, что такое либерализм и способна ли Россия построить свою оригинальную демократию, опирающуюся на традиционные ценности народов нашей страны, а не привнесенную извне – из Евросоюза или США.
Все это было очень реально: мысли, чувства, страсти или, например, глубокая неприязнь, которая существует между участниками дискуссии. Спектаклем про «Pussy Riot» это могут называть только лентяи и невежды, которые не дают себе труда поинтересоваться, что там происходило.
Со стороны художников-акционистов, либералов присутствовали такие мэтры, как Осмоловский, Гельман, директор Центра современного искусства Леонид Бажанов, замдиректора Института философии Михаил Рыклин – один из крупнейших специалистов по Дерриде, постмодернизму, бывший священник Глеб Якунин и многие другие известные люди.
С нашей стороны были те, кто участвовал в акции в ходе выставки «Осторожно, религия!», прихожане отца Александра Шаргунова, члены и руководители Евразийского союза молодежи, Алексей Беляев-Гинтовт, православный активист Дмитрий Энтео и другие православные верующие. Шла очень глубокая и содержательная дискуссия.
Сотрудники ФМС прервали очень важное мероприятие, которое было в самом разгаре – как раз шел допрос свидетеля со стороны защитников «Pussy Riot». Либералы получили возможность собраться с мыслями, сосредоточиться. Сотрудники ФМС фактически подыграли им своим приходом.
Еще через какое-то время за дверями раздался шум и гам. Выхожу проверить, в чем дело, вижу человек 40, одетых в бекеши, разгоряченных, и с ними Кирилл Фролов. Все кричат, что идет недопустимая акция, пиар «Pussy Riot». Я объяснил, что никакого пиара нет, а мы ведем публичную дискуссию в жанре ток-шоу, если угодно. В ней участвуют враги Церкви, но и православные люди, и всем по секундомеру выделяется равное время, каждый может задать вопросы свидетелям с обеих сторон.
Поскольку помещение маленькое, не было возможности впустить туда еще 40 человек. Я предложил, чтобы человек 5 и Кирилл прошли со мной и убедились, что никакого кощунства нет. Фролов не хотел заходить, поскольку, похоже, у него была задача не находиться внутри, а кричать снаружи. Но все-таки зашел и с ним несколько казаков. Увидев, что кощунства нет, казаки сказали, что все отлично, пожали мне руку и ушли, а Кирилл остался.
Когда выступал Михаил Рыклин, защищающий современное искусство, или Екатерина Самуцевич, Фролов все время подавал реплики из зала, ему делали замечания. Не может он молчать, когда кто-то другой говорит. Интересно, во время лекции он тоже из аудитории что-то выкрикивает? Или во время круглых столов перебивает выступающих, если с ними не согласен? Во время политического выступления? Мне такое поведение кажется странным.
Похоже, какой-то единый центр послал к Сахаровскому центру и ФМС, и Фролова с казаками, и ОМОН, который тоже приехал! Тот, кто во власти, и хочет, чтобы тема «Pussy Riot» не обсуждалась нормально, как в ходе диспута, а была скандальна, тот их и послал.
Я вообще считаю, что одним из главных промоутеров и продюсеров темы «Pussy Riot» является какая-то часть власти. Хотелось бы знать, кто во власти все время раздувает это событие, придавая ему значимость. Кто завел уголовное дело? Кто дал срок, чтобы сделать их мировыми героинями? Кто эту довольно локальную акцию сделал событием первых строк, причем придав ей характер спектакля про «Pussy Riot»? Кто вообще в таком масштабе раскручивает либералов?
Кто натравливает казаков в таком виде, что это показывает Православную Церковь и православных верующих как агрессивную толпу не желающих разобраться в ситуации и боящихся открытых дискуссий людей? Слава Богу, казаки проявили разум. А ведь все могло кончиться иначе, если бы меня там не было, и я бы не вышел разговаривать с казаками. Потому что те, кто был внутри, готовились забаррикадироваться и дать отпор погрому.
Ведь в дискуссии участвовали очень консервативные православные люди из общины отца Александра Шаргунова – и делали это с достоинством, по-церковному, как и положено православным людям. Меня поразил Дмитрий Энтео, который буквально исповедовал православную веру перед враждебным окружением. Таким образом, православные люди не боятся дискуссий. Те же, кто пытается представить их толпой погромщиков — враги России и Православия.
Беседовал Леонид Виноградов