Далеко не все православные верующие, включая автора этих строк, в полном восторге от нынешнего священноначалия. Многочисленные немощи и соблазны, одолевающие земную Церковь, приметны многим.
И даже еще печальнее. В иных случаях нельзя отделаться от ощущения, что иными пастырями движет явная прелесть. Да и уклон в ренессансное папство (правда, без таких побочных результатов, как Рафаэль и Микеланджело) не на всех производит приятное впечатление. Особенно если учесть, сколько аргументов ренессансные папы доставили Лютеру, открывшему эпоху великих бедствий Германии и Европы.
Все так, и надо пытаться что-то с этим делать, потому что такое превышение меры в соблазнах добром не кончается. Всех нас ждет ответ, а епископов – сугубо и трегубо. Очень тяжкое и опасное служение.
Но все эти невеселые настроения, совсем не вчера возникшие, имеют мало касательства к нынешнему массовому поношению Русской православной церкви и ее предстоятеля, наблюдаемому ныне в обществе. То есть в прогрессивной его части.
Заметим прежде всего, что в обстановке наката – и даже бешеного наката – не решаются сложные вопросы, прежде всего требующие не навредить. Реформация тоже казалась простым решением вопроса, различные схизмы – тоже. Полезному душеспасению это мало способствовало, не говоря уже об устройстве дел земных. Говорить о серьезных вещах и о больных вещах надо не в условиях эмоционального буйства, когда люди показывают, что они мудры, как голуби, и кротки, как змии, но тогда, когда настает протрезвление.
Когда Церкви и патриарху инкриминируется уже абсолютно все – вплоть до того, что он не требовал и не требует немедленного упразднения некрополя у кремлевской стены, когда сказали – виноваты, не сказали – виноваты, выступили против – как посмели, молча стерпели – чует кошка, чье сало съела, – это случай, когда диалог имеет мало смысла. Такой накат идет, когда главная и при этом единственная претензия – по земельному вопросу. Кто кого в землю закопает. Опять кто-то не помнит, как выглядел такой накат в 20-30-е гг., а кто-то и помнит. А также и более ранние времена с призывом «Раздавите гадину!». Просветители вышли в рабочий режим, и тут лишь остается помнить: «Non praevalebunt portae infernae». К великому огорчению прогрессивной общественности.
По существу же вопроса можно лишь констатировать, что к Церкви и священноначалию явлены следующие претензии:
Церковь, причем как клир, так и миряне, должна исповедовать те же принципы, которые считает правильным внешний критик. Если он считает, что православная вера должна быть эквивалентна толстовству, правозащитной активности, общему либерализму, теологии освобождения в варианте антипутинизма, а миряне и клир не исполняют этих требований, то эта Церковь не имеет права на минимальное уважение, а в варианте С. А. Белковского, опубликованном на портале Кредо.ру, даже и на существование: «РПЦ МП должна быть распущена». То, что православные думают и веруют не по-нашему, есть достаточное основание для «Ату! Ату!». Не совсем ясно, какие после этого могут быть претензии к большевикам, которые полагали точно так же.
Более мягкая форма претензий заключается в угрозе уйти в другую юрисдикцию или создать новую – истинно православную, но в то же время истинно либеральную и гуманную, а нынешнее священноначалие отныне для нас клоуны и вообще тьфу.
Если священноначалие отрицается не по причинам каноническим, но просто поскольку не нравится оно мне – что ж, вольному воля. Светские законы не наказуют за выход из православной ограды и еще менее наказуют тех, кого в этой ограде и не стояло. Существует довольно инославных конфессий, а равно и сект с ересеучителями, и закон не возбраняет примкнуть к таковым.
Бесспорно, у принимающих участие в нынешнем накате (речь идет, скорее, о соблазненных, у соблазнителей могут быть более ясные представления, да и более ясные цели), как правило, не вполне адекватные представления о том, какая свобода будет им обеспечена в других конфессиях или сектах, буде они туда примкнут. Как правило, жанр «Тьфу мне на вас, перейду в другую веру» приводит к быстрому дроблению на различные толки и согласы (точнее даже несогласы) – но, опять же, вольному воля. Если кто не знаком с церковной историей, а также с историей сект (да и вообще мало с чем знаком в рамках данной тематики), не станешь же его насильственно ознакомлять – это было бы грубым насилием над свободой совести.
Поскольку представления о дикости Русской церкви, а равно и о том, каким должно быть истинно-просвещенное православие, давно уже и задолго до нынешнего соблазна излагались, например, поэтом Д. Л. Быковым, ничто не мешает собраться вокруг него, чтобы поэтарх пас овец своих, возрастающих в силе либерального духа. Сколь это будет достойно и пристойно – иной вопрос, но, по крайней мере, не будет влезания в чужой монастырь со своим уставом. Желательно, чтобы не было и влезания в чужой храм Христа Спасителя со своим молебном – для того будут храмы и молитвенные дома новой конфессии, и там можно будет молиться кому угодно о прогнании В. В. Путина. Не занимайтесь религиозным самозванством, будьте равны себе – и будет вам то счастье, которого вы заслуживаете.
Что же до многочисленных и прискорбных немощей Русской церкви, ими лучше заниматься тем, кто с большим уважением относится к ее Преданию и канонам.
Источник: Деловая газета «Взгляд»