Книга «Избранник Святой Троицы» с подзаголовком «О преподобном Сергии Радонежском» — праздничный проект, выпущенный московским издательством «Никея» специально к 700-летию со дня рождения святого Сергия. Это карманная энциклопедия об отроческих годах святого, его жизни в обители Святой Троицы, о том влиянии, которое преподобный Сергий оказал на православную культуру.
В книге собрана информация из нескольких жизнеописаний святого: ученика преподобного Сергия — Епифания Премудрого, преемника святого — игумена Никона (Рождественского), святителя Димитрия Ростовского, историка Василия Ключевского, писателя Бориса Зайцева, философа и богослова отца Павла Флоренского и других, причем приводимые из различных произведений цитаты не разрознены, но оказываются сплетены в некое единство.
***
Характерной чертой восприятия личности преподобного Сергия является понятность и близость его образа не только взрослому, но и ребенку. Большинство из тех, кто почитает святого будучи уже зрелым человеком, вынес любовь к Преподобному из детства, очевидно, ощутив в нем духовную близость. Преподобный Сергий — прост, и его простота близка и понятна детям. Они молятся, чтобы получить помощь в учебе сначала в школе, потом в университете: преподобный Сергий как учитель, наставник, молитвенник — всегда рядом. Издательство «Белый город» предлагает юным читателям историческую повесть Людмилы Китаевой «Сергий Радонежский» из серии книг «Православная культура». Это повесть о святом старце, жившем 700 лет назад, об исключительном, уникальном человеке.
С первых строк автор вводит читателя в атмосферу быта ростовских бояр — семьи отрока Варфоломея. Разговоры, пейзажные зарисовки, короткие внутренние монологи — история оживает на глазах. Читатель сопереживает Варфоломею, который все никак не научится грамоте: «Братья смеются над ним, глупым обзывают. А он улыбается, все о чем-то мечтает». Мать отрока Мария бесхитростно рассказывает старцу-монаху о своих сыновьях, очерчивая их характеры, которые в повествовании так и останутся неизменными. Внутренний мир, духовные качества предстают здесь как некая данность: «Варфоломей простодушен, открыт сердцем, каждому готов прийти на помощь». Через десяток страниц прочтем похожую характеристику, но уже монаха — святого Сергия: «…он превратился в сильного духом монаха-строителя, человека деятельного, но, как в юности, чистого сердцем».
Особого внимания заслуживает красочное оформление книги: это иллюстрации, выполненные художником Андреем Мазиным, качественные репродукции известных картин и икон святого Сергия, а также оформленные, как старинные грамоты, вставки с краткой исторической справкой.
***
Житие в отличие от исторической повести и любого другого художественного произведения рассказывает не о том, что случилось, а о том, что происходит снова и снова в момент чтения. Житие письменно, как икона визуально, утверждает духовную близость святого. Известный писатель Борис Зайцев создал особый вариант жития — житие в художественном осмыслении. Жизнеописание преподобного Сергия включено в сборник «Река времен». Борис Константинович перелагает те же факты, что были приведены и Епифанием Премудрым, и игуменом Никоном — жизнеописателями преподобного Сергия, но, пропуская через сердце, опытно переживая смысл этих фактов, он достигает в своей книге масштабных обобщений. Его емкие выводы по значению сконцентрированного в них смысла равны полноценному произведению. Так Б. Зайцев представляет себе облик святого Сергия: «Как удивительно естественно и незаметно все в нем! Отделяют пятьсот лет. О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе — через всю ея условность — образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России. Все — возведенное к предельной легкости, чистоте».
Удивителен сам слог Бориса Зайцева, вот как пишет он о даре чудотворения, которого сподобился преподобный Сергий в зрелые годы: «Чудо есть праздник, зажигающий будни, ответ на любовь. Чудо — победа сверхалгебры, сверхгеометрии над алгеброй и геометрией школы. Вхождение чудесного в будни наши не говорит о том, что законы буден ложны. Они лишь — не единственны. То, что называем мы «чудесным» — совершенно «естественно» для мира высшего, чудесно же лишь для нас, живущих в буднях и считающих, что, кроме буден, ничего и нет. Для моллюска чудом было бы услышать музыку Бетховена…» Метафорический ряд естественно, не принуждая вводит читателя в атмосферу божественного, чудесного. Подвиги Преподобного осмысляются как ответ на любовь Христа.
***
«Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей» — тоже работа издательства «Никея», подготовленная к юбилейной дате. Замечательно, что, читая эту книгу, не только дети, но и взрослые смогут сделать для себя маленькие открытия, тем более что предназначена она как раз для семейного чтения.
Если повесть о святом Сергии интригует историческим сюжетом, то житие в пересказе для детей начинается с духовного портрета отрока Варфоломея — мальчика, своими проблемами очень похожего на современного ребенка. Будущему преподобному Сергию, великому святому, в детстве никак не давалась грамота. «Таланты у людей бывают разные, — пишет автор этой книги Александр Ткаченко. — Кто-то умеет красиво рисовать, кто-то — быстро бегать и высоко прыгать… Одним с легкостью дается учеба в школе, другим — искусство танца или пения. Но что же делать, когда та же учеба ну никак не идет в голову, хоть плачь?». Обращаясь к юным читателям, он советует попросить о помощи Господа: «Богу не жалко для человека ничего. Главное, чтобы пользовался он этим полученным от Бога талантом на благо себе и людям».
Автор с уважением к ребенку, простым, понятным языком говорит о трудном духовном делании преподобного Сергия. Александр Борисович разъясняет неизвестное для маленького и порой затемненное для взрослого значение некоторых понятий. Так, старец, встретившийся Варфоломею, подает отроку не просто кусочек просфоры, а «просфоры-церковного хлебца». Рассказывая о подвигах святого Сергия, А. Ткаченко говорит о молитвенном труде монаха, о самозабвенном служении ближнему, даже если таковым оказалось животное, ведь ближний — это тот, кто нуждается: «Сжалился монах над зверем: взял кусок хлеба, вышел, отдал медведю свой обед. Ведь кроме хлеба, который ему иногда приносил младший брат, у преподобного Сергия не было другой еды». В этом эпизоде каждое слово на своем месте и несет послание: обедом преподобного Сергия был всего кусок хлеба, и то поесть он мог не всегда — а только иногда, и этот — возможно последний — кусок он готов пожертвовать любой Божией твари.
***
Читая о святых, становишься как будто сопричастным их богоугодной жизни, приобщаешься ей, хотя бы и на время чтения. Священник Александр Ельчанинов на этот счет пишет так: «Среди бесконечного спектра путей к Богу, раскрытого в различных житиях, мы можем найти свой путь». Дети берут пример с окружающих, неосознанно впитывают все, что видят вокруг, но ведь образами для подражания могут стать и святые люди, чей жизненный опыт открывается в чтении о них.