Маржана Садыкова -13-летний фотограф — скончалась 16 апреля
О Маржане Садыковой интернет-сообщество узнало благодаря фонду помощи хосписам «Вера». Девочка больна раком и является подопечной фонда. Но приходить на выставку стоит совсем не поэтому. А потому, что Маржана, несмотря на свои 13 лет — удивительный фотохудожник.
Обращение Маржаны
Фотопортреты, которые она делает, — не просто красивое изображение того или иного человека, знакомого или незнакомого, а — целая вселенная, искрящаяся эмоциями и смыслом.
Вселенные эти Маржана создает в своей однокомнатной квартире, поскольку не в силах не только выходить куда-либо, но и просто — встать с кровати. Дома у нее — своя маленькая студия, в которой она, лежа, и снимает своих моделей — знакомых или совершенно чужих людей, согласившимся позировать перед объективом ее фотокамеры.
«Как ни странно, ограниченная возможность — это Возможность. Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз, я к этому никак не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать, я просто вижу то, что, возможно, не видно другим.» (из интервью для каталога выставки)
«Сначала у меня просто есть представление о том, какой должна быть будущая работа, — делится Маржана секретами своего мастерства. — Потом, когда вижу человека, пришедшего позировать, нередко — в первый раз в жизни, с которым, возможно, даже никогда не разговаривала, это представление корректируется, иногда — кардинально меняется. Часто сначала человек старается выглядеть так, как он считает красивым или правильным, и если суметь пойти дальше, то можно увидеть настоящее преображение.
Ты вдруг видишь человека с неожиданной стороны, открываешь в нем то, что, может быть, он и сам в себе раньше не замечал. Я хочу сломать социальную оболочку и увидеть все грани личности. Ведь социум так или иначе диктует манеры поведения, какие-то привычки. И, например, человек считает, что он должен быть обязательно веселым или улыбающимся, а иногда наоборот — непременно серьезным, солидным. Мне хочется пройти дальше, увидеть, кем еще он может быть. Как правило, это удается, человек раскрывается, и мне кажется, это ему тоже нравится — попробовать разные роли.
А потом, когда я рассматриваю фотографию, отбираю из множества кадров тот самый, где он открылся камере, где они поладили, нашли друг друга. Во время съемки я могу даже не увидеть этот момент, но камера не подводит, она все помнит в деталях.
Порой бывают самые настоящие человеческие открытия. Тогда я просто не в силах сдержать удивления, особенно если речь о каких-то наших знакомых: «Неужели это — Оля?! Никогда не думала, что она может быть такой». «Неужели этот тот человек, про которого принято говорить „творческая натура“, которого все привыкли считать легкомысленным и несобранным, вдруг оказался серьезным и таким организованным?!»
Наверняка моделям Маржаны приятно и удивительно видеть себя ее глазами, ее взглядом через объектив. Увидеть в себе что-то новое, неожиданное прекрасное…
Людям нравится сниматься на площадке у Маржаны. Они становятся послушными и внимательными моделями.
«Мыльница» от Деда Мороза
Первый фотоаппарат — самая обычная «мыльница» — появился у Маржаны, когда она еще не умела читать. Подарок на День рождения, который она, собственно говоря, и не просила, не понимала, для чего он ей нужен, был вручен от мамы девочки, ее дяди и тети, которые, «скинулись» на фотоаппарат.
«Я подумала, что нажать кнопку обычной пленочной „мыльницы“ ребенок сумеет. И будет снимать то, что ей интересно. А заодно у меня появилась бы возможность больше узнать о дочери (то, о чем мечтает каждая мама)», — рассказывает мама Маржаны Амина.
Но «больше узнать о дочери» с помощью фотоаппарата в этот раз не удалось: девочка успела сделать несколько кадров, в дальнейшем фотоаппарат был разбит, разломан, разобран.
«Перед нами встал вопрос — что делать: с одной стороны — фотоаппарат был быстро приведен в негодность, — говорит Амина. — С другой — очень хотелось, чтобы ребенок все-таки занимался интересным делом, да и самой Маржане понравилось фотографировать. Мы тогда купили новую „мыльницу“ и придумали хитрую историю, что пришел Дед Мороз и оставил для нее коробку, что в ней — мы понятие не имеем.
В коробке дочка обнаружила фотоаппарат, то есть Дед Мороз оказался добрее, чем мама, которая, после подобного халатного отношения с техникой ни за что бы еще раз не сделала такого подарка. Помню, как Маржана потом всем восторженно рассказывала: „Вы представляете, что мне подарил Дед Мороз?!“ Так нам удалось остаться педагогичными и вручить девочке фотоаппарат».
Со вторым фотоаппаратом Маржана уже обращалась аккуратно. Начала снимать. Первые фотографии девочки были явно не шедевры. Она снимала все подряд, так что пленки у фотоаппарата приходилось менять почти так же быстро, как пулеметные ленты. Амина шутит, что в этом случае семью от разорения спасло только то, что пленок покупалось не так уж много. Поскольку Маржана готова была щелкать кнопкой фотоаппарата бесконечно.
«Неглавное» главное дело
Тогда, в раннем детстве, Маржана не планировала, что фотография станет главным ее делом. Вокруг было столько интересного! У мамы Маржаны была идея, что надо все перепробовать, водить дочку на все существующие занятия для детей, чтобы определить, где ей больше понравится, и остаться там. Поэтому она занималась всем: от балета и акробатики до музыки и рисования. Везде было интересно, иногда думалось, что вот, нашли то самое внутренне близкое. Но внутренне близким, именно ее, оказалась только фотография.
Вся энергия, которая раньше распылялась, сейчас направлена на то, что ей так помогает. «Не думаю, что если бы Маржана была здорова, она занималась бы в данный момент фотографией так плотно, — говорит Амина. — Хотя фотография всегда ее очень интересовала. Она изучает Фотошоп, работы именитых мастеров, у нее есть любимые фотографы, большинство из которых живет в Москве, она общается на тему фотографии в сети и в курсе того, что происходит в мире фотографии.
Но большие фотопроекты она откладывала на будущее. Ей казалось, что сейчас, пока она ребенок, у нее недостаточно возможностей для этого. Нужна дорогая камера, сложная натура (ей хотелось снимать на природе), дорогой реквизит. Маржана планировала, что сначала она вырастет, заработает денег, а потом примется реализовывать свои идеи в фотографии. «Она делилась со мной планами, какие она бы хотела сделать фотосессии. Я думала, что это занятие, вполне подходящее ребенку для развлечения, большой Маржане станет неинтересно, но все равно поддерживала ее», — говорит мама фотографа.
Кстати, когда смотришь на фотографии, понимаешь, что их автор — человек, который много и осмысленно читает.
«Маржана очень любит читать, — подтверждает мою догадку Амина. — Ей 13 лет, мне — 44 года, но она прочитала больше книг и может дать дельную консультацию по многим вопросам». А занятие фотографией действительно помогло Амине лучше понять дочь.
«В фотографии я ничего не смыслю, — говорит Амина, — поэтому в основном наблюдаю, как Маржана снимает. Наблюдая, можно лучше узнать человека. В том, что касается фотографии, она главная, и все здесь по ее правилам. Я смотрю, как она может организовать процесс съемки, создать атмосферу на площадке, как будет вести модель в нужном направлении, как соблюдает сроки и выполняет обязательства. Она не раз удивила меня, — каждый прожитый с ней день может быть уроком».
Фотография для Маржаны сейчас — это не хобби и даже не профессиональная деятельность, а нечто гораздо большее. Работая, она возвращается в огромный разнообразный мир, от которого отрезана болезнью. Снимая, создавая свои прекрасные снимки, она забывает о том, что чего-то не может. Во время съемок Маржана — главная, она руководит процессом, вдохновенно управляет теми нитями, которые потом должны сложиться в произведение искусства. И она становится сильной настолько, что боли на какое-то время отступают…
Для тех, кто имеет желание и возможность оказать благотворительную помощь на лечение Маржане Садыковой, платежные реквизиты можно скачать по этой ссылке.
ФОТОРЕПОРТАЖ ГРИГОРИЯ АГАЯНА С ОТКРЫТИЯ ВЫСТАВКИ МАРЖАНЫ