Однажды два монаха согрешили одним и тем же грехом. В качестве епитимии им определили пребывание в затворе. Один вышел из затвора, изможденный постом и слезами, другой же светился радостью о том, что Господь избавил его от рабства греха. Духовный путь этих монахов признали равноценным. Только вот исторически так сложилось, что нам ближе путь первого монаха.
Поэтому и посты у нас продолжительнее праздников, а праздники зачастую мы даже не знаем, как праздновать. Так и с Масленицей, или Сырной седмицей. Неделя начинается воспоминанием Страшного Суда и заканчивается Прощеным воскресеньем. И все же, несмотря на пост (а в эти дни мы воздерживаемся от мяса), несмотря на вызывающие покаянные чувства воспоминания (вряд ли Страшный Суд и поступки, совершенные против ближнего, могут не вызвать раскаяние), эти дни – праздничные.
Праздник можно провести по-разному. Можно пойти сжигать чучело или упиться алкоголем. Можно пойти на народные гулянья. А можно посвятить дни, предшествующие посту, своему ближнему. Тому, кто нуждается в нашей поддержке.
Первый вариант проведения Масленицы – самый древний на Руси. Он зародился в языческие безбожные времена и, к сожалению, дожил до наших дней. К сожалению, так обычно и проводит эти дни большая часть россиян. Даже в школах учителя, которые постом придут на исповедь в храм, на Масленицу собирают своих учеников на пожарище.
Народные гулянья, конечно, менее предосудительны, это уже определенный прогресс. Но сколько я ни наблюдал за этим весельем, уж простите, но не увидел я в этом христианства. Уж как-то все это веселье напоминает благообразное безбожие. Ничего сходного с состоянием радости того согрешившего монаха-затворника, повествованием о котором началась статья.
Да и вообще, умеем ли мы радоваться и веселиться в Боге? Ведь веселье о Том, Кто обитает «во гласе хлада тонка» (3 Цар.19:11) и должно быть тихим, умиротворяющим душу, а не возбуждающим нервы шумным гуляньем. Впрочем, разный менталитет может вносить свои коррективы в то, что для каждого индивидуально является праздничной радостью.
Нынешний праздник начинается и заканчивается воскресными днями, что и естественно. Ведь воскресенье — это одновременно и первый, и последний день недели. Первый по древнееврейскому календарю и по сохранившейся церковной традиции, последний – как день восьмой, символ всеобщего Воскресения во Второе Христово Пришествие. И именно это Второе пришествие вспоминаем мы в неделю Страшного Суда.
Этот Суд – не для нас. Судимы будут лишь наши грехи. Нас это касается только в той степени, насколько мы сроднились со своими страстями. Если же наши грехи не были «грехами к смерти», если мы можем абстрагироваться от них, тогда этот день – повод для радости. День окончательного освобождения от рабства греху и начало нашего полноценного веселья во Христе.
Прощеное воскресенье, последний день Сырной, предлагает нам расстаться с греховным багажом по отношению к окружающим. Постом мы будем каяться перед Богом, пока же нам предлагается примириться с ближними.
С началом и завершением праздничных дней мы определились. А как же провести всю неделю?
Наилучшим вариантом будет подарить окружающим радость близкого присутствия Бога. Начнем с тех, кто находится в немощи, в унынии, оставлен людьми. Не забудем и о родных, как часто им недостает нашего сердечного тепла. И тогда, когда «просветится свет ваш пред человеки» (Матф.5:16), и нам пошлет Господь то, чего нам зачастую не хватает.
А не хватает нам того же, чего и всем – мира в душе. Праздничного настроения вам, возлюбленные во Христе!
Читайте также: