Как появился термин медиааскетизм
В 2011 году Олег Пащенко прочитал в Екатеринбурге лекцию про будущее web-дизайна. В ней Олег говорил о том, куда движется интернет, и рассматривал это с точки зрения коллективного бессознательного, психоанализа Карла Юнга и своего огромного опыта работы в вебе (он 10 лет работал арт-директором в Студии Лебедева). Олег пытался понять, как меняется веб и как резко изменяется психика из-за прихода человека в социальные сети и интернет. Олег считал, что появляются психологические структуры в самом человеке и всем человечестве, которых раньше не было, и это явление — травматический опыт для всего человечества и каждого человека в целом; люди должны осмыслить и пережить эти изменения, понять, как с этим работать. А меняется на самом деле многое — стиль ведения бизнеса, восприятие медиа, технологии пиара. Олег упомянул в лекции, что можно использовать аскетический опыт различных религиозных практик (например, христианской), чтобы человек мог существовать в огромной лавине информации.
Я в шутку тогда рисовал сайты несуществующих проектов и нарисовал блог, который посвящен теме существования в медиа. Назвал его медиааскетом и опубликовал в ЖЖ.
Новые тела интернета
А дальше история пошла по второму пути. Я заинтересовался качественными исследованиями и благодаря Александру Новикову, директору компании «Радость понимания», вышел на книгу Мераба Мамардашвили «Лекции о Прусте». В области качественных исследований Пруста можно выделять как специалиста — в цикле «В поисках утраченного времени» он с поразительной методичностью и наблюдательностью профессионального исследователя описывает мотивы поведения людей, их мысли, чувства и мотивы принятия решений. Например, почему человек думает одно, чувствует второе, а говорит третье — все это показано на захватывающих примерах из жизни и человеческих отношений, в том числе и любовных. Мамардашвили читал лекции о Прусте, в которых описывал поведение людей и их психологию.
И произошла удивительная история. Я тогда много времени проводил в социальных сетях и видел, что у многих людей еще не выработалось осознание, почему они там делают те или иные действия. В реальной жизни мы обладаем телами и к определенному возрасту понимаем психологию, законы отношений между людьми, их реакции, и наша жизнь течет более-менее осознанно. А в интернете у людей появились новые тела, и многие действия и реакции они дают бессознательно — перепощивают, ставят лайки, общаются определенным образом, ревнуют, обижаются. Все это очень интересно, и какие-то законы и наблюдения из «Лекций» очень хорошо легли как объяснение на поведение людей в социальных сетях. Я начал писать об этом в ЖЖ, люди стали читать и комментировать. Я вообще считаю, что многие идеи Мамардашвили можно использовать в теории брендинга, рекламы и исследованиях маркетинга.
Потом я собрал все наблюдения в единый документ, прочитал на основе этого лекцию для студентов зимнего интенсива в Британской высшей школе дизайна и выложил документ в сеть. Информация там не особо структурирована, есть очень резкие формулировки, но как пища для размышлений он вполне интересен. Почти все темы впоследствии опубликовал портал про социальный маркетинг cossa.ru.
Неверное понимание аскетики
Многие думают, что аскетика означает, что нужно запретить себе интернет и общение в сети. Совсем нет. Такой путь приведет только к ограничению развития общества и личности — даже в христианской традиции отрицание проблем мира, игнорирование состояния общества и напряженности людей — это ошибочный путь.
По-гречески ασκεσις — это упражнение. По сути, аскет — это спортсмен. Человек, который тренирует свою волю, сознание и тело. Медиааскетика — это образ жизни, характеризующийся пониманием новейших средств коммуникации и их разумным использованием. Цель медиааскетики — научиться осознанно существовать в мире современных технологий, медиа и рекламы. Конечно, на этом пути придется сталкиваться и с какими-то ограничениями, но они только откроют новые возможности в офлайне.
«Я хочу выключить все»
Медиааскетизм — это не только российское явление, это общемировой тренд. Офлайн стал новой ценностью. У человека появилось новое желание — перейти в состояние off, перестать быть доступным по всем каналам связи, отключиться, побыть наедине с собой. Слоган «Off is a new emotion» (офлайн — это новая ценность) впервые озвучил Саймон Уотерфолл — креативный директор, основатель агентств Poke и Fray, президент D&AD в 2007—2008 годах. В 2011 году Саймон читал на Стрелке лекцию «Будущее-2», в которой перечислил десять свойств будущего. Десятым трендом шло желание перейти хотя бы на некоторое время в состояние off. В заключительной части выступления Саймон задает вопрос:
— Сможем ли мы спроектировать новую эмоцию будущего? Какая будет новая ценность? Все соединено, все включено, все очень быстро. Все это мне не нужно. Я хочу выключить свой телефон, свой foursquare, свой твиттер. Я хочу выключить все. Offisanewemotion. (нарочно без пробелов?)
Но, думаю, российские люди находятся в привилегированном положении по отношению к другим странам. Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. В среднем в мире пользователь проводит в соцсетях около 5,9 часа.
Вторая страна по продолжительности сессии после России — Израиль, но с ним другая история. Потом идут Аргентина, Филиппины, Турция, Венесуэла и Колумбия. В среднем их показатель — это от 8,5 до 7 часов ежемесячно.
Думаю, эти показатели связаны с качеством и уровнем жизни пользователей. Согласитесь, если вы можете делать реальные дела в социальном мире, получать образование, создавать бизнес, нормально отдыхать, то вы не будете перемещать свои потребности в сеть. Но если в обществе застой, то простой выход — не тратить энергию на реальные изменения, а уйти с головой в социальные сети и жить там — вместо реальных свершений заниматься развитием своего профиля и наблюдением за жизнью других. Из-за политической и экономической ситуации в стране российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости.
Конечно, в качестве наблюдения не стоит брать Москву. В Москве и некоторых мегаполисах исключительная ситуация — это город больших возможностей, и тут интернет — это обязательный атрибут любого человека. Но Россия не ограничивается Москвой.
Боязнь остаться в стороне
Усталость от медиа — это мировая тенденция, и она сильно влияет на человека. Но это еще не все. С другой стороны, есть иная тенденция. С развитием мгновенных средств передачи информации и сообщений человек вышел из ограниченных рамок специализации, которую предложило ему индустриальное общество. Людям стало интересно, что происходит в мире, весь мир стал «большой деревней», и мы — ее жители. Все больше людей интересуют не только их семья и работа, но и то, что происходит в мире, то, зачем они желают эту работу, куда движется история. Человек снова стал гражданином мира, ему важно все, что происходит вокруг него.
В английском языке даже есть такое слово — «ФОМО». На втором месте по итогам ежегодного голосования «Слово года» Американского лингвистического общества в 2011 году стал современный акроним со старым значением: FOMO — fear of missing out — боязнь остаться в стороне.
Фейсбук, твиттер и новостные ленты постоянно рассказывают о том, чем интересуются и что делают другие люди. Люди невольно сравнивают свою жизнь с жизнью своих друзей, знакомых, известных личностей, тогда как в докомпьютерную эпоху все находились в счастливом неведении относительно того, чем занято остальное человечество. Рост популярности таких профессий, как дизайнер, журналист, рекламист, исследователь и появление новых — блоггер, SMM-менеджер, трендхантер — подтверждают эту тенденцию и в профессиональном плане. И если раньше те люди, у которых появлялась эта потребность, реализовывали ее в вертикальном карьерном росте, то сейчас число людей, желающих понимать, что происходит вокруг, увеличилось, и многим из них достаточно горизонтального роста в профессии. Люди почувствовали вкус свежего воздуха новостей со всего мира, и больше они от него не откажутся. Игнорировать это явление было бы неправильным.
Если работник часто сидит в социальных сетях, это еще не значит, что он не хочет работать — это может означать, что человеку тесно в привычных рамках, ему интересен весь процесс со стороны, вся сложная система. И, думаю, не надо говорить, как опытный руководитель может воспользоваться этим знанием. Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире. Медиааскетизм призван научить человека разумно лавировать между двумя этими потребностями.
Как этому учиться
Нужно стараться внести немного осознанности в интернет и в нашу жизнь. Читать соответствующую литературу, наблюдать за собой, иногда задавать вопросы — зачем я постоянно захожу на эту страницу, почему поставил лайк, зачем перепощиваю эту информацию, что значит состояние онлайн, почему человек может не отвечать на мое сообщение?
Это целая наука. Но в России выходит поразительно мало публикаций по этой теме. В России сложилась довольно странная история с коммуникативистикой, которая как раз и занимается взаимодействием человека и медиа. Она всегда была довольно сложной наукой для изучения,потому что, в отличие от физики, например, или анатомии, она изучает не материальные объекты, а то, что между ними — отношения, внимание, мотивы потребления и создания информации. Это бывает сложно изучить, потому что эти процессы не всегда видны, они скрыты в самом человеке и обществе, присутствуют незримо. И при этом все это очень живое и влияет на развитие истории. У гуру коммуникативистики Маршалла Маклюэна в книге «Понимание медиа» приведена целая теория того, как развивалось общество под влиянием развития средств коммуникации.
Интернет сделал видимыми невидимые процессы в сознании
Интернет создал новую среду, в которой людям стали видны процессы, которые были скрыты. Ведь, по сути, что такое интернет? Это среда, в которой становятся видимыми мысли, отношения и подсознательные реакции людей — это летопись их реакций. В голове человек думает, и это остается только у него, а в интернете, когда он думает — он постит, лайкает, ходит по страницам, добавляет в друзья, перепощивает — все это открыло новые возможности для изучения человека, и нужно этим пользоваться.
Произошла интересная история — в России нет серьезной школы коммуникативистики и качественных исследований интернета. Большинству компаний интересны прямые финансовые отдачи от интернета — реклама и доходы. Ну да, в социальных сетях идет какая-то движуха. А как на этом деньги заработать? Всем нужны готовые рецепты и кейсы, и мало кто задумывается о фундаментальных законах, которые лежат в основе поведения пользователей в новой среде жизни — интернете и социальных сетях, как они соотносят физический мир и мир виртуальный. А ведь если бы была теория, объясняющая это, можно было бы легче прогнозировать развитие сервисов, рекламных кампаний, стартапов, да и пользователям в личной жизни было бы проще понимать свое или чужое поведение.
Теория взаимодействия человека с медиа
Со временем, конечно, понимание новой среды жизни сформируется на уровне навыков, просто сейчас идет слишком быстрое развитие, и иногда восприятие человека не успевает привыкнуть к среде, к тому, как она меняется, и поведение дает сбой. А наука обязательное проявится — сейчас пишут про это статьи, делают доклады. Единственное, что у нас пока очень мало институтов и исследовательских центров, и мало серьезных ученых, которые этим занимаются. Хорошая школа в ВШЭ, РИА Новости недавно создало Медиалабораторию для изучения медиа.
Думаю, мы будем долго идти, но в конце концов придем к созданию единой доступной теоретической базы. Уже сейчас заметны первые тенденции — люди про это стали говорить. Одна моя знакомая, которая занимается медиаобразованием, говорит, что у нее аспирантка готовила работу о программе медиаобразования для школьников, а вторая подготовила программу для дошкольников! Родители и дети рады. Почему, если мы изучаем в школе Достоевского, нам не надо изучать Бэтмена и «Аватар»? Много интересного можно сказать. Маклюэн, кстати, так и поступал. Он вообще был уникальный мыслитель — филолог по образу мыслей и образованию, он обучал своих студентов пониманию механизмов рекламы и телевидения. К нему приходили на экзамен в надежде писать сочинение про Шекспира, а получали задание писать про Бэтмена или рекламу — он считал, что понимание массовой культуры необходимо для самоидентификации человека в современном обществе, а средства массовой информации как раз выполняют обратную задачу —подавляют возможность самоанализа и осознанных действий.
Интернет полон тем, которые просятся на исследования. Например, мемы и сетевой юмор — это же просто огромная область для исследований и понимания как коллективного бессознательного, так и психологических процессов внутри отдельного человека. На тему «Почему людям нравятся видео с котятами и кошками» можно написать целую диссертацию, что уж говорить про мемы.
Популяризация
Вообще, тема коммуникации намного шире, чем обычно думают — она не ограничивается медиа и журналистикой, а вплетается непосредственно в жизнь человека. Коммуникация — это скорее философское направление, которое требует серьезного осознания в связи с ростом времени, которое человек стал проводить с медиа. И обязательно популяризации. Не имеет смысла делать то, что не будет доступно для людей. И как показывает мой даже небольшой опыт — очень много людей ощущают потребность, чтобы с ними говорили на эту тему.
Если говорить о методе анализа, то за основу можно взять ту аксиому, что человеческая жизнь — это непрерывная коммуникация с самим собой, миром и людьми. Кто-то вводит в эту систему Бога, и тогда мы получим отдельное направление, как богословие коммуникации, которое некоторое время назад разрабатывал Сергей Чапнин — ответственный редактор газеты «Церковный вестник».
Лавина информации ставит вопрос о соотношении реальных дел и разговоров о них — часто современные люди попадают в ловушку, когда проще говорить о чем-то, чем стремиться к этому делами. Кроме того, я бы отметил психологическую проблему — из-за длительного времени, которое человек проводит в вербальном мире интернета, он приучается воспринимать живых людей из плоти и крови, чувствующих, переживающих, страдающих, принимающих решения на основе чувств, а не рациональных аргументов, как героев романа, который пишется в его воображении. В интернете все стало текстом — и люди тоже. И возникает обман восприятия: текст — это идеальный мир, и есть опасность начать воспринимать окружающий мир и людей как текстовое произведение. Постоянное удерживание в памяти того, что люди — это не текст, возвращает им реальность.
Как человек меняется под воздействием социальной сети
Человек общается в социальной сети. А общение на расстоянии строится совсем по другим законам, чем когда вы, например, общаетесь в кафе. Это целая область исследований, тут можно писать гайд по общению на расстоянии.
Изменений на самом деле довольно много. Например, расстройство структуры времени, когда время схлопывается при потреблении информации и течет в интернете совсем не так, как в реальном мире. Время в интернете равно информации. Если раньше мы ложились спать, когда сядет солнце, с изобретением электрического света стали ложиться, когда выключим свет, то теперь тогда, когда закроем браузер.
Или расстройство структуры информации. Раньше люди потребляли книги, а сейчас читают маленькие тексты — твиты или посты. А есть мысли, которые можно передать только большим текстом — все эти афоризмы и цитаты, они не дают понимания, если у человека нет базиса. И у человека теряется навык выстраивать логические цепочки и видеть причинно-следственные связи. Раньше он видел их в тексте, теперь информация идет в виде разноцветных лоскутков, и мозгу требуется тратить энергию на собирание этих лоскутков в одну мозаику — а энергии на выделение смысла порой даже не остается. Как говорят, в современном обществе выигрывает тот, кто умеет читать большие тексты, и писать маленькие.
На западе даже есть целое направление — терапия историями. Людей учат понимать и рассказывать истории, чтобы снова научиться видеть причинно-следственные связи. Выделить главное и невидимое в тексте. По той же причине, кстати, так популярны сейчас кино и сериалы — там история уже готова, и мозг отдыхает, его ведут, и ему не надо тратить энергию на собирание мозаики из разрозненных кусков информации.
Эскапизм — это не выход
Иногда меня спрашивают: «А может быть, правда нужно отключить все эти устройства и уехать в деревню?» Но эскапизм ни к чему хорошему не приведет. Если все станут дауншифтерами, что мы будем производить? И вообще — что будет с миром? Конечно, это не выход. Хотя иногда отключать надо. Информации стало столько, что человек оказывается погружен в лавину данных, часто ему не нужных, поэтому стоит осознанно относиться к экологии пользования медиа. Один мой знакомый, например, на время православного поста удаляет свой ЖЖ. А один раз на Великий пост он удалился из фейсбука — эффект, говорит, даже сильнее, чем когда он бросал курить. Правда, потом вернулся. Попробуйте — глоток свежего воздуха.
Читайте также:
Like — это просто, а полюбить?
О бедном Тырнете замолвите слово…
Рекомендации для священников по использованию социальных сетей