Перед вами 12 статей, задача которых сделать рекламу абортов убыточной. Они были опубликованы в самых раскрученных СМИ. Помогите нам выбрать три лучших текста – буклет с ними будет издан и роздан в женских консультациях и, может быть, спасет не одну жизнь.
Русская Православная Церковь считает эмбрион человеком и предлагает наложить полный запрет на получение и использование эмбриональных тканей и клеток в науке и медицине. Письмо РПЦ с перечнем соответствующих поправок в проект федерального закона «О биомедицинских клеточных технологиях» направлено, как сообщи ли «МГ» в синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, главе Минздравсоцразвития России Татьяне Голиковой.
Пойти на аборт…
Согласно официальной статистике, в прошлом году в России родилось 1 млн 814 тыс. детей, а абортов было сделано 1 млн 230 ты с. Неофициальная статистика говорит о 3,5-4 млн абортов. Наша страна занимает первое место в мире по их относительному числу (количество на душу населения): по данным Минздравсоцразвития России, на каждую тысячу новорожденных у нас приходится 1022 аборта, при этом 90% их совершаются не по наличию медицинских и социальных показаний, а просто по желанию женщины.
«Если мы сократим аборты в 2 раза, исходя из цифры 4 млн, то за 20 лет у нас будет 40 млн населения только по программе сокращения абортов. А если к этому добавить программу стимулирования семей, рождаемости?!», — обратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к участникам недавней встречи премьер-министра РФ с руководителями религиозных общин России в Даниловом монастыре. Высказав одобрение программы РПЦ по поддержке российской семьи, Владимир Путин выразил готовность «настраивать все государственные структуры на самое тесное сотрудничество с религиозными организациями» в этой сфере.
Христианская церковь причисляет аборт к тяжкому греху убийства, чадородие же всегда воспринималось Православием как заслуга перед Богом. «Мы верим, что душа человеку дается в момент зачатия. И хотя эмбрион на ранних стадиях развития не похож на человека, мы знаем, что он имеет душу, а значит, вечную жизнь, — говорит председатель синодального отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. — Следовательно, его нельзя уничтожить и экспериментировать на нем».
Согласно социологическому опросу, проведенному в конце прошлого года по заказу Общественной палаты РФ агентством социальных технологий «Политех», 63% россиян также считают, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия. Этой позиции придерживается абсолютное большинство российских женщин (74%) и около половины мужчин (50%). А среди верующих в то, что жизнь человека начинается с момента зачатия, убеждены более 2/3, причем вне зависимости от их религиозной принадлежности. Больше половины атеистов также разделяют эту точку зрения.
Клетки эмбриона и плода не будут использоваться
И вот – новые предложения православной церкви, на этот раз – к проекту федерального закона «О биомедицинских клеточных техно логиях». Подготовленный Минздравсоцразвития России в соответствии с поручениями Правительства РФ, он проходит в настоящее время с учетом замечаний, высказанных по нему профессиональным научным сообществом, доработку в министерстве.
Эта доработка, по словам заместителя министра Вероники Скворцовой, обнажает множество правовых и морально-этических проблем, одной из которых является использование клеток эмбриона и плода человека. В соответствии со статьей 7 законопроекта для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов, используются клетки человека, за исключением клеток тела эмбриона и плода человека, а также половых клеток человека. Иными словами, ткани эмбриона (плода), как полученные в результате аборта, так и забранные без прерывания беременности, не могут быть применены для приготовления клеточных линий, входящих в состав клеточных продуктов. При этом проектом закона допускается приготовление клеточных линий для производства клеточного продукта с использованием клеток оболочек плода человека, выделенных из плаценты, вартониева студня пуповины и пуповинной крови человека после нормальных родов. Данные клетки являются мультипотентными стволовыми клетками, по своим свойствам близкими к ЭСК, а их использование более обосновано с морально-этической точки зрения.
– Такой подход основан на учете мнения наших граждан, которые обращаются с большим количеством писем в министерство, религиозные организации, и полностью согласуется с международной практикой, в частности с позицией Европейского союза», – поясняет Вероника Игоревна. В то же время указанная норма, по ее мнению, не вызовет изменений в подходах к экстракорпоральному оплодотворению, поскольку новый законопроект не распространяется на правоотношения, связанные с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (ст. 1). Требования к применению вспомогательных репродуктивных технологий установлены ст. 55 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Не будет оставлена без внимания при правовом регулировании и проблема использования суспензий некультивированных клеток, а также пересадки фрагментов тканей в лечебных целях, уверяют в Минздравсоцразвития России. Опасения некоторых ученых, что с принятием нового закона передовые разработки станут невозможны и российская медицинская наука будет отброшена далеко назад, не имеют ни каких оснований, убеждены в министерстве.
– Эти опасения беспочвенны, – говорит В.Скворцова. – Проект федерального закона никаких ограничений собственно исследовательской деятельности не содержит и, следовательно, не может быть препятствием на пути развития медицинской и биологической наук. По замыслу разработчиков, проведение исследований инновационных клеточных технологий и продуктов для медицины регулируется законом только тогда, когда разработчик технологии начинает планировать применение клеточного продукта у человека. Для разрешения на клиническое исследование клеточного продукта необходимо обосновать его безопасность для организма реципиента и его потомства, исключив все возможные риски – перерождения клеточного материала в опухоль, заражения инфекцией, внесения в организм токсина, изменения генов или хромосом человека и др.
Защитить человеческую жизнь
Как утверждает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, главная цель предложений РПЦ – «обеспечить защиту человеческой жизни как до, так и после рождения». Они, дескать, дополняют уже содержащийся в проекте закона запрет на применение современных технологий для клонирования человека и использование клеток эмбриона и плода при биомедицинских разработках.
В числе таких предложений – четкое определение эмбриона: это «человек, организм которого находится на стадии развития от зиготы до 8 недель»; включение в состав экспертов совета по биомедицинской этике представителей религиозных организаций; запрет на использование клетки эмбриона при приготовлении суспензий не культивированных клеток и трансплантации фрагментов тканей и др. «В России известен целый ряд патентов, предполагающих трансплантацию пластов эмбриональной ткани или суспензий некультивированных клеток, непосредственно полученных от абортированных плодов, – отмечается в письме. – Однако данные аморальные технологии остаются вне сферы действия законопроекта». Между тем такие упрощенные формы клеточной терапии уже сегодня могут предлагаться коммерческими клиниками для омоложения организма.
– Мы надеемся, что Минздравсоцразвития России прислушается к мнению Церкви и научного сообщества, – сказал глава отдела. – Со своей стороны, мы готовы к диалогу и совместному обсуждению каждого нашего предложения.
Епископ Пантелеимон напомнил про недавно принятый проект конституции Венгрии, где утверждается, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия: «Венгрия приняла ту норму, которая считалась правилом всегда».
Напомним, что Декларация прав ребенка утверждает, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
– Нравственное сознание россиян на несколько порядков опережает действующее законодательство, – говорит, комментируя результаты социологических опросов, старший преподаватель кафедры биоэтики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова иеромонах Димитрий (Першин).
– Идеология воинствующего атеизма, согласно которой человек до рождения – лишь биомасса, не наделенная ни душой, ни личностью, запустила абортную мясорубку в стране, но не смогла аннигилировать заповедь «не убий», осеняющую и нерожденных детей. Поэтому, даже совершая миллионы абортов в год, Россия не готова мириться с этой кровью, а стало быть, необходимы такие законодательные нормы, которые поддерживали бы не абортную индустрию, а, напротив, – институты материнства и детства, семьи и ответственного отцовства.
Отец Димитрий напомнил, что в принятом в2011 г. законе «Об основах охраны здоровья граждан» были учтены некоторые предложения Святейшего Патриарха Кирилла. Однако в то же время «ряд важных поправок принят не был, – отмечает отец Димитрий. – Не несут уголовной ответственности врачи, нарушающие порядок проведения аборта, производство абортов по желанию оплачивается из кошелька всех работающих россиян через фонд медицинского страхования, а нуждающиеся беременные женщины не получают финансовой помощи».
Конституции ряда стран членов Европейского союза также при знают право на жизнь человека до рождения. Так, конституции Чешской Республики и Словацкой Республики провозглашают, что «человеческая жизнь достойна охраны уже до рождения». Поправка в Конституцию Ирландии, принятая на референдуме1983 г. , устанавливает, что государство «признает право на жизнь не рожденного ребенка наравне с правом на жизнь его матери, гарантирует в своих за конах уважение, защищает и поддерживает настолько, насколько это возможно, своими законами это право».
В октябре2011 г. Суд Европейского союза признал, что человеческая жизнь начинается с момента зачатия, определив, что оплодотворенную человеческую яйцеклетку уже надо считать человеком, и запретил любые евгенические эксперименты и манипуляции с эмбриональными стволовыми клетками человека.
Решительно выступая против абортов, РПЦ видит в преодолении этого греховного деяния не только задачу решения демографической проблемы, но и высокий духовный смысл, напрямую связанный с преодолением человеческого одиночества и отчужденности, личностной и материнской самореализацией женщины, сохранением ее психического здоровья.
А решать проблему надо. Тем более ключевой темой посланий Президента страны Федеральному Собранию РФ 2010-2011 гг. была политика в области материнства и детства. Причина этого – самая что ни есть прямая. По данным Института демографии Высшей школы экономики, число жительниц Москвы детородного возраста, ко торые не могут или не желают иметь детей, увеличилось за последние 20 лет более чем вдвое. В 90-е годы бездетных женщин было в столице от 5 до 7%, а сейчас таких дам репродуктивного воз раста – 16%. А сколько из них, как «между нами, женщинами» говорят, «пошли на аборт»?
Константин ЩЕГЛОВ, обозреватель «МГ».
Конкурс «Аист на крыше»
Итак, разговор с беременными: взгляд снаружи и изнутри, мужская и женская логика, новое законодательство и старые проблемы.
О чем пишут СМИ, в том числе православные? В каких интонациях, в какой тональности надо на самом деле говорить на эти темы?
Проект «Аист на крыше» призван дать ответы на эти вопросы. Портал «Правмир» предлагает вам оценить и раскритиковать (а, может быть, и похвалить:)) лучшие статьи в ведущих российских изданиях за последние три года.
Нам всем необходимо понять, что так и что не так в противоабортной риторике, в статьях, защищающих институты семьи, материнства и детства, наконец, в законодательных инициативах и лозунгах последних лет.