Ментальная арифметика: что это?
Многие видели в сети видеоролики, где ребенок производит сложные расчеты с многозначными числами в уме. Как это возможно? Неужели это дети-индиго или просто гении? На самом деле, существует методика по обучению ментальной арифметике, которая знакомит с миром математике совершенно по-новому. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться.
Сказать, что ментальная арифметика имеет отношение только к числам было бы неправильно. Методика призвана в первую очередь развить творческий потенциал повысить общий уровень интеллекта с помощью арифметических вычислений на счетах. Ментальная арифметика имеет больше отношения к общему развитию, чем к будущим успехам в алгебре.
Ментальная арифметика учит:
- Сосредоточиться на основной задаче и не отступать от ее решения;
- Выделять главное и второстепенное;
- Быстро принимать решения и не бояться;
- Подходить к любому делу творчески;
- Быть сильным и уверенным в себе;
- Развитие связи между полушариями мозга;
- Обучение самоконтролю.
Как обучают ментальной арифметике?
Основатель ментальной арифметики Шеном для быстрого счета в уме использовал специальное приспособления под названием «абакус» или «соробан». Суть ментальной арифметики в том, чтобы производить быстрые подсчеты, не делая при этом совершенно никаких записей и, не используя калькулятор.
Обучение состоит из 10 уровней, каждый занимает около 4 месяцев. Обязательны к выполнению и домашние задания.
Работа на счетах позволяет развивать не только аналитическое мышление, но и мелкую моторику. А, главное, ребенок использует обе руки, что развивает оба полушария мозга.
Минусы методики
- У методики ментальной арифметики нашлись сторонники и противники. Создатели курсов по ментальной арифметике часто позиционируют свои занятия, как ключ к успеху. И, хотя овладеть методикой действительно можно каждый человек, тем, кому она дается с трудом, нелегко принять «неудачу», поэтому важно не настраивать ребенка на то, что он обязательно должен научиться чему-то за определенный срок. Все развиваются в своем темпе.
- Кроме того, занятия длятся продолжительное время и часто бывают довольно затратными, хотя можно найти и недорогие или даже бесплатные курсы.
- Ребенку может быть трудно научиться считать классическим способом, если он привык к другому.
- Ментальная арифметика действительно приучает человека к постоянному самоконтролю, что может выступать невротическим фактором.
- Многие сетуют на то, что усвоенные правила быстро забываются, если их постоянно не использовать.
При этом многие родители и дети довольны результатами обучения и, как и к любой методике, к ментальной арифметике важен индивидуальный подход. Если ребенок с радостью бежит на занятия, то ментальная арифметика принесет ему только пользу и послужит хорошей ступенью для дальнейшего развития. А, вот, просьбы пропустить занятия и подавленное настроение — «тревожный звонок». Возможно, ребенку подходит другая методика развития.
Читайте также:
- «Хочу, чтобы дети не потерялись в жизни». Что учитель с дипломом ВШЭ делает для школы в умирающем селе
- «Считают вслух, но не умеют мыслить и дружить». Почему отдать ребенка на ментальную арифметику — спорная идея