Местоблюститель Украинской Церкви: Для умиротворения нашего народа нужно молиться друг за друга
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
По милости Божией мы, дорогие братья и сестры, дожили до воскресения, которое называется Прощеное воскресение. И в этот день святая православная Церковь воспоминает печальные события из истории человечества – изгнание Адама из рая. Многие из нас знают, что Адам жил в раю в Эдемском саду, где был окружен всем, что нужно было человеку для полного счастья, радости. Он наслаждался миром общения с Богом. Но мы знаем и то, что для того, чтобы он мог совершенствоваться, Господь дал ему одну заповедь: из всех дерев плоды можно вкушать, а из одного, которое называется Древом познания добра и зла, Господь запретил вкушать плоды Адаму.
Казалось бы, заповедь незначительная, нам трудно исчислить, сколько там было деревьев, которые приносили прекрасные плоды, которые были достаточны, предостаточны для того, чтобы Адам жил в полном удовольствии. Но в этой заповеди укреплялась воля Адама в добре. Если нет заповеди, то невозможно человеку духовно совершенствоваться. Человек, если он спортсмен, например, то для того, чтобы лучше преуспеть в своем спорте, он делает себе нагрузки. Специальные нагрузки, чтобы потом, когда нужно было, у него были натренированные мышцы, тело, – и он мог победить. Для духа тоже, для того, чтобы дух совершенствовался, нужно делать нагрузки. И эта нагрузка, которая давала Адаму возможность стать более совершенным, восходить по степени духовного совершенствования, было Древо познания добра и зла.
Мы знаем, что, к великой печали для нас, к великой скорби, Адам не сохранил эту заповедь и был изгнан из рая праведным Божественным судом. Некоторые считают, что Бог мог быть настолько милостив, что мог оставить Адама жить в раю и так, хотя он не покаялся, не признал своего греха: он обвинил жену, жена обвинила змия. И некоторые считают, что Господь несправедливо поступил с Адамом, можно было его оставить в раю. Это неверные суждения. Для Адама изгнания из рая было меньшей скорбью, нежели если бы он без покаяния остался жить в раю.
Если человек преступник, и он хочет совершать преступления, то есть, не приносит покаяния, не сожалеет, он скорбит в душе, можно ему предложить: приди в храм, тут себя почувствуешь хорошо. Он заходит в храм, и ему там еще хуже. Почему? Потому что есть у человека голос совести, это голос Божий в душе. И этот голос совести мучает человека. Если человек делает что-то преступное пред Богом, и когда человек преступен, находится в какой-то своей среде, то этот голос совести не так сильно тревожит человека, он заглушается. Когда он приходит в храм, то этот голос сильнее возвышается, громче становится и больше мучает человека. Поэтому изгнание Адама из рая было таким действием Божественного промысла, что Господь даровал человеку возможность меньше мучиться и принести покаяние. Потому что если человек не покается, он не может жить с Богом, такой закон.
Сегодня церковь вспоминает, как Адам горько плакал, сидя пред вратами Рая. Святая церковь несколько слов Адама вспоминает. Адам говорил: «Раю мой, Раю, о божественный мой Рай!» Эти слова все время вызывали у него слезы. Толкователи Священного Писания говорят, что эти слезы сожаления о потерянном рае Адам проливал все дни жизни своей на земле. 930 лет он прожил после изгнания из Рая, и столько лет он проливал слезы. Человечество как потомство Адама, так же плачет о потерянном Рае. Мы не плачем так каждый день, как Адам, но приходят дни, приходят минуты, когда жизнь сама человеку напоминает о том, чего он лишился и что он пожал, что он получил: эти скорби, болезни, нестроения, которые человека встречают на его жизненном пути, они напоминают человеку, что он лишился того места, где Мир, Радость и Счастье в самом настоящем понимании этого слова.
Многие люди плачут о потерянном Рае сознательно, то есть, зная, чего они лишились. А большая часть людей, я думаю, сознательно или по забывчивости, они не знают о потерянном Рае – просто не слыхали или не хотели обратить на это внимание, – но все равно они плачут. Жизнь заставляет человека плакать, потому что каждый человек так устроен, что он счастлив, когда у него внутри мир и радость, когда у него внутри, как сегодня говорят, комфорт, согласие. Когда этого нет, человек не находит себя. И очень часто люди думают, что причиной этого дискомфорта внутреннего являются какие-то недостатки каких-то благ земных: денег, власти, положения какого-то. Не это является причиной нашего нестроения. Когда человек уже достиг этого, что он думал, что является причиной его дискомфорта, то есть, он видит, что это не причина. Но многие так всю жизнь живут, думая, что ему плохо на душе, потому что у него нет хорошей машины, у него нет хорошего дома, у него хорошей одежды, у него нет достаточно денег, чтобы пойти и повеселиться как он хочет. Это неправильно. Причина дискомфорта в душе человека – это отсутствие близости с Богом. Это отсутствие в душе человека Благодати Божией. И для того, чтобы вернуть себе утерянный рай, человек должен повернуть свое лицо к Богу и идти к Богу – там этот рай, в другом месте его нет.
Сегодня в этот день святая Церковь напоминает нам о том, что вернуть рай можно таким же образом, как человек его потерял, только в обратном направлении. Человек потерял рай через невоздержание, через нарушение поста. Невкушение древа добра и зла – это был пост, который был наложен на человека. Человек его не соблюл, не сохранил. И возвращение рая совершается через соблюдение поста. И вот Господь вводит нас в Святую Четыредесятницу – в то время, когда мы можем приложить усилия через пост и молитву, повернуть себя к Богу, приблизиться к Богу, покаяться в своих грехах и вернуть себе, хотя бы отчасти, те достоинства, те качества, которые дает человеку рай: мир, радость душевную.
Сегодня неспокойное время, брат на брата восстает и брат брата обижает, брат у брата что-то отнимает. И каждый думает, по своему заблуждению, что причина его нестроения – это ближний, он виноват в том, что у меня нет на душе мира. Это неверно. Причина того, что нет у меня мира – это я сам есть, главный виновник всего. Мой внутренний греховный человек. И сегодня, дорогие братья и сестры, мы должны молиться, чтобы Господь умиротворил наш народ, чтобы Господь дал каждому понять, что мы являемся детьми Божьими, что Господь является Отцом для всех: и тех, которые справа, и которые слева, которые по центру, – для всех нас, которые живут в Украине, в России, в других странах, – для всех нас Отцом является Господь. И мы должны, как дети Божии, терпеть друг друга и молиться друг за друга. Это есть самое главное, что сегодня мы, православные, можем делать для того, чтобы умиротворился наш народ. И во время Святого поста, к которому Господь нас приблизил, будем сами в первую очередь справляться, бороться против своего греховного человека, который живет внутри нас. Он является причиной всех наших бед, наших личных. И молиться за тех людей, которые не знают Бога или которые знают Бога неправильно. Потому что если человек знает Бога, но не знает правильно Бога, он тоже ошибается в своих воззрениях на жизнь и на свое назначение в жизни.
Мы будем молиться, чтобы Господь послал мир на нашу благословенную украинскую землю, чтобы Господь дал людям терпения один другого. В этом мудрость жизни. Терпение является первой степенью любви. Мы говорим о Любви, – мы иногда думаем, что любовь является таким возвышенным чувством, которое человека отрывает от земли очень высоко, и это чувство направлено к Богу и к ближнему. Это уже высшая степень Любви. А первая степень Любви – это терпение, когда человек терпит, один другого мы терпим такими, какие мы есть. Не надо говорить: «Я бы тебя потерпел, если бы ты был чуть получше, а какой ты есть – не терплю», это не то, что Бог заповедал. Когда Господь сказал: «Терпением спасайте души ваши», он не сказал об условиях этого терпения, не сказал, кого терпеть, а кого – нет. Всех терпеть и всё терпеть –это терпение. Молиться, чтобы Бог дал нам всем терпения, чтобы мы терпели друг друга. И чтобы мы все шли тем путем, на который Господь нас призывает, который ведет человека к вечному Отечеству на небе, которому нет конца и которое называется Раем, которое называется Царством Божием, в котором все святые прославляют единую Троицу Бога: изначально Отца с единородным Его Сыном, со Святым Благим Животворящим Его Духом – ныне и бесконечные веки. Аминь.