7 сентября в рамках работы Московской международной книжной выставки ярмарки в 75 павильоне ВВЦ издательство «Олма-Медиа групп» представило новое издание книги «Мифы о России» Владимира Мединского, историка, политолога, министра культуры РФ. В ходе презентации состоялась встреча и автограф-сессия с автором.
Зачем чиновник пишет книги?
Книги Владимира Мединского читателю уже давно хорошо известны: еще десять лет назад он опубликовал несколько томов своих «Мифов». Написанные легким языком, изобилующие цитатами из многочисленных источников, проникнутые патриотическим духом, они были неоднократно переизданы. Новая книга, представляет собой выжимку из самых ярких сюжетов (подарочный альбом на мелованной бумаге, с цветными иллюстрациями).
Кроме «Мифов о России», бестселлером Мединского стала книга по истории Великой Отечественной войны «Война». Уже получило популярность его художественное произведение «Стена» об истории Смутного времени.
Четыре серии мифов
Сама встреча проходила в формате диалога. Владимир Ростиславович, взойдя на подиум, попросил воспринимать его сегодня не как чиновника, а как человека книги, и кратко напомнил историю издания «Мифов».
— Когда я из сценария фильма, выходившего на ТВЦ, сделал книжку, я решил не идти по блату, а пошел по рыночному пути — разослал письма в десять издательств с предложением ее напечатать. Первым, буквально через день, мне позвонил Дмитрий Иванов из «Просвещения» (входит в состав «Олма Медиа групп» — М. С.).
Сначала вышел пробный тираж в три тысячи экземпляров, разошедшийся за две недели, его несколько раз допечатывали. Потом — pocket-book’и (главы в отдельных книжках в мягких обложках). Третья «серия» вышла в книге, которую автор, по собственному признанию, не писал.
— И даже не читал, — честно заявил он. — «Скелеты из шкафа русской истории» — редакторская компиляция трехтомника «Мифы о России». Я только нарисовал обложку.
Так что представляемое издание — выход разговора о мифах отечественной истории на четвертый круг.
Как государство поддерживает культуру
Если человек работает чиновником, то ни демократично наброшенный на плечи свитер, ни откровенная просьба не говорить с ним как с чиновником не спасет от «профессиональных» вопросов. Отстаивается ли приоритет отечественной культуры? Этот вопрос был проиллюстрирован рассуждением одного из ранее представленных авторов: «Если ты смотришь мультики про Микки Мауса и Дональда Дака и прочищаешь трубы „Доместосом“, ты участвуешь в духовной войне против России». Вот во Франции количество завезенных фильмов, музыки и книг ограничивается, чтобы не перекрывать воздух своим авторам — а у нас это возможно?
На иллюстрацию Владимир Ростиславович ответил с нечиновничьей иронией:
— Про «Доместос» — это сильно, конечно. — «Сегодня носит адидас, а завтра родину продаст».
После чего заверил: отстаивать приоритеты и помогать авторам надо!
— Задача государства — всемерная поддержка и автора, и производителя.
Вопрос этот в разных формах поднимался несколько раз, и на все вариации Мединский отвечал твердо: культура в России живет, оживает и финансируется. Существует конкурс сценариев, заказанных сценарным советом при Министерстве культуры, законом поддерживается авторское право, открываются музеи…
Свидетелем последнего министр культуры был только что: в Санкт-Петербурге открываются новые корпуса Эрмитажа на Дворцовой площади.
— Шестьдесят три тысячи квадратных метров! Присутствовавшие иностранные гости отметили: ни одно государство мира не тратит так много денег на возрождение отечественной культуры! — решительно заявил он.
Пиратству нет
Идти на компромисс с активными сторонниками идеи «все культурное достояние человечество должна быть бесплатным» Владимир Мединский не собирается.
— Автора надо защищать. Как сделать культурный продукт бесплатно? Даром только птички поют, — дал он безжалостный ответ. — Автор должен иметь возможность жить своим трудом. Как жил своим трудом Пушкин, не говоря уже о Толстом и Достоевском. Если автор не защищен авторским правом, если все выплевывается в интернет на третий день после того, как текст увидел свет, и там спокойно скачивается на известных сайтах, автор умирает с голода или превращается в блогера. Блогер может писать бесплатно и выполнять другую работу. Правда, я бы такого блогера с работы выгнал, потому что он все время сидит в блоге, а не работает. Мы никогда не пойдем на компромиссы в ущерб автору в тех случаях, когда мы должны его защищать.
Почему мы в Стамбуле не дома?
Увести разговор от денег к истории и творчеству министру культуры все-таки удалось. Владимир Ростиславович рассказал, что он лично на днях открыл начало съемок художественного фильма о Первой мировой войне. Продюсер — Игорь Угольников (он же снимал фильм «Брестская крепость», вышедший в свет в 2010 году). Фильм посвящен женским батальонам смерти и носит рабочее название «Батальон смерти».
По словам Мединского, эта война с ее примерами героизма, самопожертвования, а также и предательства, безразличия и воровства оказалась в нашей стране незаслуженно забытой и по политическим мотивам заретушированной.
Нашу историческую память подкосили трагические события отечественной истории, но сегодня память о войне, которую в Европе знают лучше, чем Вторую, и часто называют «Великой», оживает. В 2014 году будет отмечаться столетие со дня ее начала. Владимир Мединский рассказал, что на Поклонной горе будет установлен памятник ее героям. Сейчас в возрожденном при Министерстве культуры историческом обществе проходит конкурс на лучший проект памятника.
— По сути, мы победили в Первой мировой войне, — уверен он. — Мы должны были ездить в Стамбул к себе домой.
Не будь животным, или О неравнодушии
В ходе встречи Владимир Мединский продолжал развенчивать мрачные мифы о нашем Отечестве. «Наш народ сегодня отличается равнодушием. Дети не хотят учиться, не хотят читать, взрослые не хотят работать, политики равнодушны к народу. Это только сегодня возникло или это историческая традиция?»
— «Дети не хотят учиться, а взрослые не хотят работать» — это не равнодушие, а лень, — поправил вопрошающего автор. — Надо заставлять работать. Это не политическая и не цивилизационная проблема, а психологическая. Как правильно воспитывать детей, чтобы они не были равнодушны и читали? Мне кажется, ответ один: надо читать самому. Единственный способ воспитания — личный пример. Если ты — тупое животное, которое с банкой пива лежит у телевизора и смотрит ток-шоу-то не заставляй своего ребенка читать «Капитанскую дочку».
За политиков министр вступился:
— Разные политики к народу относятся по-разному. Я знаю большое количество политиков, которые совершенно не равнодушно относятся к народу и работают на его благо, как бы пафосно это ни звучало, по двенадцать часов в сутки. Удивляешься, откуда у людей силы. — Сейчас во главе государства находится очень просвещенная когорта людей, — поделился он впечатлениями. — Я летел сюда на самолете, и весь час мы проговорили с одним из помощников президента об истории искусства. Я был потрясен тем, насколько человек разбирается! Лучше меня, как будто закончил искусствоведческий факультет, хотя для него это хобби.
Муки творчества
Сейчас министра культуры на творчество «не хватает». А вот на чтение уходит все свободное время.
— Я все время читаю, — ответил он одному из читателей. — Несколько книг одновременно.
Встреча с автором предполагает вопросы о творческом процессе, и такой вопрос поступил.
— Есть такой технический редактор — Microsoft Word, — начал он. — Редактируемый текст в нем может выделяться разным цветом — красным, синим, зеленым. В конце работы над книгой текст у меня в компьютере представлял собой чудовищную радугу. Потом выходит сигнальный экземпляр, я начинаю читать и хватаюсь за голову: все не так! Все ужасно! Начинаю править прямо по тексту.
Правда, Владимир Ростиславович честно признал, что это уже муки издательства:
— Оно меня проклинало. Книга уже выходит, а я им отдаю полностью переделанный текст.
Фото Владимира Ходакова