Разговор о соотношении эффективности и человечности в благотворительности продолжается. И иногда он акцентируется на совершенно неожиданных моментах.
Всегда очень интересно наблюдать за тем, как подвергаются сомнению вещи до некоторой степени несомненные, и сталкиваются точки зрения, про каждую из которых можно с полным основанием говорить, что она вполне верна.
Именно так произошло с новым продуктом проекта «Добро.Мейл.Ру» – инфографикой, посвященной извечному благотворительному вопросу «Подавать ли нищим на улицах».
Итак, вот он плакат. На всякий случай добавлю, именно я консультировал его авторов при создании и несу изрядную долю ответственности за его содержание.
С одной стороны, он прост и понятен: действительно, отданная нищему в метро купюра моментально исчезает из поля зрения дарителя, и неизвестно – пошла она на хлебушек, как просили, на пропой или в карман «хозяину» попрошайки. Даритель точно этого никогда уже не узнает.
Более того, не является ни в коем случае секретом ни для кого, что и дети у нищих зачастую чужие, а то и краденые, и собаки под наркотиками, и животы у беременных ненастоящие. С другой стороны – неизвестно, много ли нищих на самом деле нуждаются, и многие ли занимаются этим промыслом добровольно.
Известно, что когда речь начинает идти не о передаче наличных денег, а о более осмысленной помощи – то огромное большинство просящих внезапно исчезает, отказываясь получать необходимые им лекарства, билеты, еду и работу.
Наконец, неоспоримо, что проблему нищенства не победить мизерной случайной милостыней. Более того, милостыней проблема скорее усугубляется – пока добросердечные граждане и гражданочки подают, человек с улицы не уйдет, и работать тоже не начнет.
Всё это – самоочевидные трюизмы для любого кто проработал с просителями благотворительной помощи хотя бы несколько месяцев.
И с этой точки зрения инфографика «Добра» весьма разумна и точна.
Но есть и другая сторона означенной проблемы.
Нищие сейчас – почти единственные нуждающиеся, которые пока еще не спрятаны от глаз жителя мегаполиса. Больные надежно убраны в больницы, сироты – в казенные учреждения, о льготах для многодетных слагаются телевизионные легенды, абсолютно аналогичные такого же рода сказкам о райской жизни инвалидов и счастливой старости ветеранов.
Китайский ширпотреб смазал социальные различия при подходе «по одёжке», а смотреть в чужую тарелку в России испокон веков считалось зазорным.
Не говоря уже о широком распространении в стране социал-дарвинистских идей, выдаваемых за ответственное отношение к жизни: дескать, нет слова «не повезло», есть слова «я лентяй и трус». И всякий оказавшийся на дне – пришел туда по собственной воле.
Транслируемые в легком для усвоения формате бесконечные success stories о чудодейственно упорных, непредсказуемо одаренных, и поздно разбогатевших людях не только пробуждают надежду, что шансы на успех у читателя пока еще есть, но и заставляют его с презрением смотреть на того, кто «сдался» и «сломался».
Не зря распространен именно в мегаполисах странный типаж благотворителя, всей душой вкладывающегося в страдающих четвероногих, но совершенно равнодушного, а то и озлобленного по отношению к представителям Homo Sapiens. Просто потому, что на животное, как ни старайся, не получится навесить ответственность за случившиеся с ним беды.
В результате создается ситуация, когда нищие помимо функции социальных паразитов берут на себя полезную задачу по возбуждению в соотечественниках хотя бы остатков милосердия: сколько ни читай про «мафию бездомных», все равно очевидно, что стоять зимой весь день в промерзшем переходе точно можно только от полного отчаяния, и никуда от этой мысли не деться.
Нищие взывают к самым базовым возможностям сочувствия, обращаются к тому, что еще не отрефлексировано разумом – и этим могут быть ценны для нашего рассудочного времени. Появление образа подлинного страдания способно в некоторых случаях разбудить того, кто живет, не отрываясь от айфона, а вершиной жизненного неуспеха видит необходимость смены формы проведения отпуска с «дорогой заграницы» на «заграницу дешевую».
Не то, чтобы наличие нищих на улице было благом – но и считать попрошаек черным беспримесным злом тоже не стоит. Они – наш шанс стать лучше. И рекомендациями, куда им лучше обратиться, и убеждением в том, что «уж я-то мафию не кормлю» тут не отделаешься.
Потому что есть и еще одна сторона проблемы, тоже скорее внутриличностная, и касается она не просто милосердия, а самого восприятия жертвователем просителя. Кто он для нас, вот этот, с протянутой рукой – равный нам человек, с душой и с мозгами, который оказался в беде, или некое низшее существо, о котором мы, умные и социально опытные, заранее все знаем?
И в том числе, разумеется, знаем, как ему помочь, лучше, чем он.
Это достаточно тонкий момент. Печальная правда в том, что в огромном большинстве случаев реальная помощь может быть оказана только извне.
Нищий просит на «поужинать», а не на «ресоциализацию», и без приложения внешней силы в большинстве случаев не способен выйти из порочного круга «выпросил денег – проел – проголодался – пошел снова просить».
Но и подход «вот тебе вместо ужина карточка профильной организации, они принимают с девяти до восемнадцати тридцати» не то, чтобы оскорбителен –но он изрядно снижает в подаваемой помощи градус человечности: нищий воспринимается тут не как человек, а как абстрактная проблема, с которой должен работать специалист.
Созданная с моим участием инфографика – следствие скорее здорового неприятия работниками благотворительной сферы недостаточно разумного и выверенного подхода к помощи людям.
Так психологи не очень по-доброму настроены к самодеятельным любителям выслушивать чужие жалобы, а профессиональные правоохранители – к разного рода «самооборонщикам».
Инфографика «Добро.Мейл.Ру» учит действительно важным, полезным и разумным вещам, которым правильно следовать. Да, нехватку понимания ситуации правильно компенсировать изучением фактов и логикой – это помогает избежать ошибок. Одновременно это снизит шансы на искренность: логика и факты отчуждают личность от происходящего вокруг.
Потому что человек уникален, а логические построения универсальны, и неважно, я не подал нищему или кто-то другой. А вот пожалеть – это лично моё. Это уникально и по-настоящему.
Очень важно помнить, что сфера отношений между людьми не исчерпывается разумным. Всегда остаётся некоторый люфт, в котором существует чудесное и в котором есть место подвигу и подлинно человеческим отношениям, которые рискованны, но без которых невозможно ничто подлинное. И даже самые разумные правила не должны стоять между человеком и его милосердием.
В Евангелии от Марка, в четырнадцатой главе, есть один эпизод, в котором Господь несколько парадоксальным образом восстает против милосердия. Когда некая женщина пришла к Нему с сосудом драгоценного масла, омыла этим маслом Ему ноги и вытерла своими волосами, то некоторые из учеников высказались в том ключе, что это бессмысленная трата ценного ресурса, резонно указав, что средства от продажи масла могли бы быть истрачены на помощь нуждающимся.
И в том, что Господь ответил им, мне представляется важной именно фиксация на отношениях в ущерб «правильному подходу»: искренний порыв любящей женщины оказывается нужнее и важнее, чем стремление к разрешению социальных проблем абстрактных в данном случае «нищих».
Не потому что нищих не жалко, потому что разного рода проблемы есть и будут всегда. А проявить то, что действительно проснулось в душе, сделать нечто подлинное из самой глубины сердца – другого шанса может и не выпасть.