Митрополит Антоний (Храповицкий) и Россия вне России
Часто говорят, что начало и конец века – понятия не календарные, а событийные. Так, XX век лишь формально начался в 1901 году. Что определило русскую историю новейшего времени? Русско-японская война 1904-1905 годов? Революция 1905 года? Начало Первой мировой войны в 1914? Октябрьский переворот в 1917? Распад Империи и возникновение СССР в 1922?

XX век Русской Церкви

_MG_0156

Для Русской Церкви XX столетие может отсчитываться с 4 декабря 1917 года (вступление на Патриарший престол первого после Синодального периода Патриарха Московского и всея Руси – Святейшего Тихона), или с мая 1919 года (создание в Ставрополе Высшего Церковного управления – структуры, ставшей фундаментом Русской Православной Церкви заграницей), или даже с 1927 года (разрыв общения между Русской Православной Церкви за границей и Московской Патриархией из-за неприятия Декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти). Закончился XX век 17 мая 2007 года подписанием исторического Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром.

Страница разделения перевернута. Понимание этого периода еще не пришло или, по крайней мере, только начато. Границы Церкви, богословие в диаспоре и богословие диаспоры, русская история глазами соотечественника на родине и в изгнании – все эти темы нуждаются в проговаривании, осмыслении и усвоении.

4 февраля в Доме Русского зарубежья им. А. С. Солженицына в Москве состоялось открытие выставки «К истории создания Русской Православной Церкви заграницей», которая проводится при участии Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, и прошла презентация книги «Митрополит Антоний (Храповицкий) – архипастырь русского рассеяния».

Россия вне России

Предстоятель РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион задал вектор разговору о русском рассеянии. По его мнению, роль русского зарубежья не уменьшается и сегодня, после объединения Русской Церкви, и нам еще предстоит открывать его новые и новые имена:

_MG_0214

— Сегодня русское зарубежье покрывает великое множество стран. Оно не увядает, расширяется, умножается и укрепляется. Значение его для России и всего нашего народа велико.

Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев уверен, что не только для России. Через русских в диаспоре по миру распространилось Православие.

_MG_0178

— Как бы невольно, как бы против желания Русская Церковь разрослась по всему миру. Статистика, доходящая до нас из Америки, говорит, что сегодня Русская Церковь имеет удельный вес примерно 75% от мирового Православия. На всех континентах есть русские приходы и русские епархии, и это не результат процесса агрессивного захвата территории. Это было бегство от страшных катаклизмов, постигших Россию.

Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил убежден: русское зарубежье создано Русской Церковью. Подписание акта о каноническом общении он считает основным событием жизни Русской Церкви за прошедший век.

_MG_0169

— Нам невозможно подводить простые итоги о всех прошедших событиях – их было слишком много. Но сегодня мы ощущаем, что пребывание русских людей за границей и решение архипастырей промыслом Божьим окормлять народ русский там, где он находился, оказалось особым моментом в истории Церкви. Произошло то, что Русская Церковь создала Россию за рубежом. Несколько поколений сохранили свою связь не только с Богом, но с Церковью как организмом. Часть русского народа, оказавшись не в своем Отечестве, а в чужом мире, осталась в Русской Церкви, хоть и отделенной от материка.

«Господь не оставит Россию»

То, что Россия в лице своего рассеянного народа, сохранившего связь с Русской Церковью, осталась жива – по мнению владыки Михаила важно и для будущего.

— Сама Россия как страна, народ и общество сохранила связь с Богом в условиях гонений. Нам не было понятно, каким будет будущее. Святитель Иоанн Шанхайский на этот вопрос нам всегда говорил, что Господь Бог Россию никогда не оставит.

Протоиерей Владимир Воробьев отметил, что именно в горестях и скорбях Господь посылает особо духовно крепких людей.

— «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Блажен и мир, потому что в такие минуты Бог посылает ему исполинов, людей, которые могут устоять и указать путь спасения. Слава Богу, что Господь воздвиг в России множество таких духом великих людей. Были великие святые мученики, носители других талантов… Оглядываясь на XX век, остается только поражаться, как можно было вытерпеть столько скорби и страдания, сколько ужаса принять в свои сердца… Можем только благодарить Бога и этих людей за их подвиг.

Богослов изгнания

Митрополит Антоний (Храповицкий) – первый Предстоятель РПЦЗ, видный русский богослов и мыслитель. По словам отца Владимира Воробьева, он был одним из таких великих русских людей XX века и стал духовным авторитетом для русских эмигрантов – таких же потерянных в постреволюционных скорбях, как и он сам.

— Господь судил ему оказаться за пределами Родины, что для русского человека всегда является драмой, если не трагедией. Чем больше времени пройдет, тем более грандиозным будет видеться служение митрополита Антония.

«Учитель, направлявший русское богословие на святоотеческие истоки», — так определил его богословскую деятельность митрополит Иларион.

Представленная книга – это сборник материалов юбилейной конференции, прошедшей еще в 2006 году в Джорданвилле. Прошедшее еще до официального объединения Русской Церкви это мероприятие послужило его предвестником: конференция проходила по благословению митрополита Лавра, приветствие ее участникам направил Патриарх Алексий.

_MG_0183

Редактор сборника протоиерей Владимир Цуриков, директор Фонда русской истории (США), уверен, что фигура митрополита Антония – одна из наиболее значимых для всей Русской Церкви за границей.

— Память митрополита Антония для Зарубежной Церкви была всегда важна – тем более, для ныне покойного митрополита Лавра. Он был учеником архиепископа Виталия (Максименко), и через эту связь имел связь и с митрополитом Антонием (Храповицким).

На пути к единству

Архиепископ Виталий – другой выдающийся иерарх РПЦЗ. Отчисленный в 1896 году из Киевской духовной академии за участие в студенческих беспорядках, только благодаря личному поручительству тогда епископа Чебоксарского Антония он смог закончить академию Казанскую, а в дальнейшем – стать проповедником в Почаевской лавре и капелланом в русских войсках в конце Первой мировой войны. Убежденный монархист, он тяжело переживал отречение императора Николая II от престола и даже прибыл в царскую ставку в Могилев, чтобы умолять государя отказаться от своего решения.

Уже будучи архиереем Зарубежной Церкви, владыка Виталий поддерживал литургическое общение с архипастырями других православных Церквей – Антиохийской и Константинопольской, что позволяло Русской Православной Церкви заграницей, несмотря на шаткость формального канонического положения, избежать обвинений в расколе.

Именно архиепископ Виталий в 1948 году постригал в рясофор и в мантию двадцатилетнего Василия Шкурла – будущего митрополита Лавра, одного из объединителей Русской Церкви.

Отец Владимир Цуриков напомнил: митрополит Лавр благословлял связь со священниками в Отечестве, с отечественными духовными школами и историками.

— Он понимал, что общение на уровне сотрудничества с духовными учебными заведениями (у нас проходили и студенческие обмены, и совместные паломничества, и издательские проекты, и конференции), на уровне научных центров – может способствовать исцелению нуждавшихся в уврачевании ран.

Сергей Владимирович Мироненко, директор государственного архива Российской Федерации, отдельно поблагодарил нынешнего предстоятеля РПЦЗ, митрополита Илариона за продолжающееся сотрудничество Русской Церкви заграницей с российскими историками. В частности лет в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге пройдет выставка, посвященная расследованию обстоятельств гибели Царской семьи.

— Наши контакты тесны, плодотворны и идут на благо наших душ и наших знаний.

Сложная история

Сергей Мироненко убежден: история русской эмиграции – это немаловажная часть истории России.

Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин высоко оценивает сборник в особенности за то, что в нем предпринята попытка понять сложности российской истории XX века через одну из наиболее цельных и одновременно противоречивых фигур Русской Церкви.

_MG_0193

—  Мне кажется важным, что сложность нашей истории показывается через образ одного из самых ярких церковных иерархов конца XIX – первой половины XX века.

О противоречивости фигуры глубоко чтимого и уважаемого пастыря говорит, в частности, тот факт, что в Зарубежной Церкви разговор о его канонизации пока не идет.

— Этот вопрос еще не поднимался, — сказал нам после презентации митрополит Нью-Йоркский Иларион.

_MG_0255

Впрочем, Зарубежная Церковь с канонизациями вообще не спешит, ориентируясь в первую очередь на народное почитание.

— Некоторые отступившие от нас уже прославили митрополита Филарета (Вознесенского) (Некоторые части Русской Православной Церкви заграницей отказались принять акт о каноническом общении с Московским Патриархатом и ушли в раскол. – М. С.). Его останки сохранились нетленными, это был человек святой жизни, но вопрос о его прославлении пока тоже не встает. Если такое желание возникает у верующих, народа, они сами просят Церковь о прославлении чтимого ими праведника.

_MG_0170

_MG_0174

_MG_0181

_MG_0185

_MG_0195

_MG_0208

_MG_0214

 

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.