— Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности?
— Посредством Соборов Господь возвещает Свою волю Церкви. Соборы формулируют догматы — аксиомы и константы, которыми Церковь жила и будет жить всегда. Они устанавливают основные правила церковной жизни — каноны, а последние формируют церковный уклад: внутреннее устроение, дисциплину, строй нашего повседневного благочестия. Канонический корпус — величина переменная, это ответ на исторические, политические, социальные вызовы. Меняются условия — очередному Собору предстоит свод канонов пополнить.
Двадцатый век был особенно богат такого рода вызовами. Мы вынесли две самые кровопролитные войны в истории человечества, две волны коллективизации. Огненным смерчем прошла по Отечеству гражданская война, малыми пожарами — множество локальных конфликтов. Трижды в течение минувшего века Россия меняла свой государственный строй, да еще самым коренным образом. И почти всегда самые жестокие удары приходилось выдерживать русскому Православию, Русской Православной Церкви.
Семьдесят лет советского пленения Церковь не могла не только исполнять свою миссию, но и жить — подавленная и униженная, она вынуждена была всеми силами бороться за выживание. И, когда «достигший окончательной победы социализм» в одночасье развалился, когда народ Божий вновь обрел свободу исполнять Божью волю, вдруг со всей очевидностью обнаружилась главная трудность: советский режим существенно изменил наше общество. Стали другими русские люди.
«Перестройка» стремительно выродилась в беспредел, хаос. Нужно было за очень короткое время возродить внутрицерковную жизнь и внешнюю миссию, внешнее свидетельство. Предельно быстро выстроить отношения с окружающим миром — обществом, государством. В кратчайшие сроки реагировать на постоянно меняющиеся обстоятельства: политические, экономические, социальные. И делать это в совершенно новых, непривычных для Церкви условиях.
Возникла острая необходимость в проведении регулярных Архиерейских Соборов. И они стали проводиться. Соборным разумом был создан богословско-методологический фундамент новой церковной деятельности. Его краеугольные камни: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», многие другие документы по всем направлениям церковного служения. Церковь получила богословски обоснованные и в подробностях разработанные практические рекомендации в сфере миссии, катехизации, церковного и светского образования, молодежного и социального служения.
Особенно концентрированной и энергичной стала деятельность Соборов при нынешнем Святейшем Патриархе Кирилле. Теперь Архиерейские Соборы проводятся в два раза чаще.
На Дальнем Востоке те же проблемы, что и во всей России, а, следовательно, те же вызовы нам, христианам. Только острота их выше, напряженность чувствительнее. И нам, дальневосточникам, необходимо умножать многократно и распространять во всей полноте наше свидетельство, а для того укреплять основы — епархиальной и приходской жизни. Поэтому так важны своевременные и четкие соборные решения.
Но не только поэтому. Всякий раз, когда хабаровские архиереи возвращаются в свои епархии, они собирают клириков, церковнослужителей и подробно рассказывают о деятельности Собора, его решениях. Обсуждают, как эти решения осуществить, какие поправки и коррективы внести в уже намеченные планы. Затем каждый священник делает то же самое в своем приходе, вместе со своими прихожанами, настоятели монастырей и подворий со своими братьями и сестрами. О Соборах мы стараемся рассказывать как можно большему числу хабаровчан через СМИ. Они — мощный импульс не только для епархий и приходов, но и для светского общества.
— Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, по-Вашему, наиболее актуальны?
— Доклад Святейшего Патриарха. Как всегда, энергичный и проникнутый духовной мощью. В нем такая полнота, разносторонность жизни всей нашей Церкви, что кругозор епархиального владыки, погруженного в свои проблемы, вновь приобретает общецерковный масштаб. Это всегда поражает. Это очень важно, ибо дает мощный импульс к дальнейшему архипастырскому служению.
Архиерейский Собор откликнулся на те сомнения и тревоги, которые волнуют всех церковных людей, и нас, дальневосточников. Это учет и обработка персональных данных. Это угрозы, связанные с ювенальной юстицией. Епископат окончательно принял положение о том, как помогать нуждающимся священно- и церковнослужителям.
Мы подвели итоги минувшего двухлетия и в «Постановлении» очень подробно и точно определили: чем будет заниматься Церковь до следующего Архиерейского Собора.
— Какие вопросы церковной жизни, по-Вашему мнению, следовало бы обсудить на следующих Архиерейских Соборах?
— Полагаю, что главные направления определены, основополагающие решения сформулированы, концептуальные документы приняты. Налажена действенная административная система внутрицерковного управления. Теперь, думаю, будут возникать многочисленные вопросы их реализации в разных регионах, разных социальных, национальных, религиозных обстоятельствах. Будут новые вызовы…
В наших миссионерских епархиях необходим ряд новых чинопоследований. К примеру, на начало учебного года, об укреплении семьи, о призывании помощи Божией на миссионерское, благотворительное, молодежное и иные служения.
Сложнейший вопрос богослужебного языка: как сделать мир церковной молитвы доступным новоначальному (до сих пор это богатство остается кладом за семью печатями). Человек приходит в храм за помощью, он готов обратиться ко Господу с самыми глубокими и искренними словами, а мы предлагаем ему набор да, глубоких, да, боговдохновенных, да, составленных святыми отцами, но все-таки чуждых ему молитв. Искренняя молитва (а только такой она и должна быть) рождается из своего сердца. А не из чужого, пусть даже святоотеческого.
Для миссионерских епархий, на мой взгляд, целесообразно служить литургию с открытыми вратами. В Греции это принято повсеместно. И в Виленском монастыре это также было сделано, в миссионерских целях.
— Как увеличение числа епархий и архипастырей сказывается на работе Архиерейских Соборов?
— Для организаторов, думаю, значительно ее усложняет. Но они прекрасно с этими сложностями справляются: что ни Собор, то новые организационные решения, которые делают архиерейскую работу значительно удобней. Например, общение Святейшего Патриарха с молодыми архиереями за трапезой или установка мониторов в зале Церковных Соборов.
А о молодых епископах… Отвечу, как работа Соборов сказывается на их деятельности. На соборных заседаниях молодые архиереи выступают нечасто. Это не значит, что они пассивны: смотреть, слушать, учиться — тоже очень большой труд. Тоже участие, которое необходимо для становления и архиерея епархиального, и творца жизни всей Церкви. Кроме того, любая важная проблема, выносимая на обсуждение, предваряется большой подготовкой. В том числе и на епархиальном уровне. Так что, наши молодые собратья имеют возможность проявить себя уже на этом этапе.
— Какую часть постановлений Архиерейского Собора 2013 года оказалось наиболее трудно выполнить в Вашей епархии?
— Трудно решать задачи, которые ставит перед Церковью мир и время. Выполнять решения Соборов значительно легче: ведь они для того и принимаются, чтобы «облегчить» нашу, пастырскую деятельность. Облегчить не в том смысле, что сделать ее легкой, комфортной, приятной. А в том, чтобы четко поставить цели, ясно определить задачи и этапы, формы и методы.
Четко сформулированная цель — треть успеха. Верная расстановка приоритетов — еще четверть. Удачно выбранные методы — еще… А дальше — усилия, труды, преодоления, молитва пастырей и паствы. О Божией помощи не говорю: она всегда содействует Церкви, в соборных решениях которой Его святая воля. Каждый архипастырь, думаю, может подтвердить эти слова.
Самая трудная задача — миссия, проповедь слова Божьего тому, кто не знает Бога, не стремится к Нему, а порой и противится. Благотворительность — это то, что всем понятно и всеми принимается. Здесь легче. Катехизация тоже. Ведь она обращена к людям, которые услышали Бога или по каким-то иным причинам обратились к Нему. И ждут от Него чего-то, что-то желают получить, потому и готовы слышать о Нем и Его.