Вчера члены делегации Русской Православной Церкви совершили чтение Великого покаянного канона в Екатерининском храме в Риме, сообщает сайт ОВЦС. По окончании чтения канона митрополит Иларион обратился к молящимся с проповедью.
«Только что в Великом покаянном каноне Андрея Критского мы слышали такие слова: «Град Твой сохраняй, Богородительнице, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается». Эти слова были написаны в городе, который основал великий император Константин. Он именовался вторым, или Новым, Римом, потому что был построен как вторая, восточная столица Римской империи.
Сегодня эти слова мы услышали в первом Риме, в котором проповедовали апостолы Петр и Павел, где они создали Поместную Церковь. В этом городе мы сегодня собрались для того, чтобы присутствовать при возведении на престол Римского епископа.
Мы — делегаты Поместных Православных Церквей — сегодня утром присутствовали на торжественной службе на площади святого Петра, а ныне, в этот вечерний час, собрались в нашем православном храме святой великомученицы Екатерины для того, чтобы вознести молитвы Господу и прочитать покаянные слова Великого канона, которые звучат на первой седмице Святой Четыредесятницы. Они призывают нас к размышлению о жизни и ее смысле, к осмыслению ценностей, на которых строится наша жизнь.
Когда-то престолы ветхого и нового Рима составляли единую Церковь. В каждом городе были свои литургические, богословские традиции, но между Церквами, несмотря на далекое расстояние, сохранялось единство. Потом вследствие человеческой гордости, разногласий по различным церковно-политическим вопросам единство между христианами Востока и Запада было утрачено. Сегодня Патриарх Нового Рима присутствует на интронизации Римского епископа как гость, но не как гость на чужом празднике, потому что мы не можем воспринимать Католическую Церковь как чуждую нам. Ее переживания являются и нашими переживаниями, потому что мы живем в одном и том же мире и встречаемся с теми же искушениями и вызовами. Для православного человека очень важно сохранять спокойное и уважительное отношение к Католической Церкви, воздерживаясь как от излишнего восторга перед великолепием католического богослужения, так и от осуждения наших западных братьев. Самое главное для нас – это твердо и крепко хранить сокровище Православной веры, которое кто-то из нас получил от наших родителей и предков, а кто-то обрел в своем собственном жизненном опыте.
Мы любим нашу Святую Православную Церковь, потому что она дает нам спасение, дает силы нести наш жизненный крест. Именно в Церкви мы приобщаемся к Богу через Таинство Святой Евхаристии и участие в других церковных Таинствах, через богослужения, через молитву.
Православная Церковь – это спасительный Ноев ковчег, который каждого из нас ведет в Царство Небесное посреди бушующих волн мира сего. Мы не должны сомневаться в спасительности нашей православной веры. Но не следует рассуждать о тех людях, которые находятся вне этого корабля, — нужно предоставить их воле Божией. Мы должны с ними дружить, их любить, а самое главное – быть для них и для всех окружающих нас примером истинной христианской жизни.
Великий пост – это время, когда мы задумываемся о смысле своей жизни, о том, на чем она зиждется. Это время, когда мы можем не просто вспомнить свои злые поступки и принести в них покаяние, — мы можем пересмотреть все свои жизненные ориентиры, обратиться к Богу, попросить прощения в прежних грехах и постараться не повторять их в дальнейшем. Ведь не для того Господь призывает нас к покаянию в дни Великого поста, чтобы мы непрестанно копались в своем прошлом, вновь и вновь возвращаясь мыслью к содеянным нами злым деяниям, но для того, чтобы мы изменились и осознали, что же отделяет нас от Бога и мешает нам на пути к христианскому совершенству. Бог призывает нас к покаянию для того, чтобы мы, если не можем сразу избавиться от всех грехов и недостатков наших, хотя бы сделали в течение Великого поста еще один шаг на пути ко спасению».