Митрополит Иларион: Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама
По завершении литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Мы слышали сегодня в чтениях из Ветхого Завета, из Книги Бытия, рассказ о том, как Господь призвал Авраама и сказал, что он должен оставить землю, в которой вырос и прожил всю жизнь, взять все свое семейство (детей, многочисленных родственников), имущество и скот и отправиться в некую неведомую землю, которую Господь ему укажет. На тот момент Аврааму было 75 лет и, хотя в те времена люди жили дольше, чем сейчас − по семьсот-восемьсот или девятьсот лет, − если судить по повествованиям Книги Бытия, старели они так же быстро, как и мы с вами, только старость их длилась гораздо дольше, чем сейчас. Поэтому 75 лет, даже по тем стандартам, − это была не пора молодости, а тот возраст, когда сложно уже начинать какое-то новое дело, тем более, бросать свою землю и отправляться в неизвестный поход в какую-то непонятную землю, которая даже не была названа Богом и о которой, наверное, Авраам имел представление самое смутное.
Тем не менее, Авраам, не раздумывая, отправился в это путешествие, потому что знал: если Господь говорит сделать это, значит, так надо. Об этом говорит апостол Павел в Послании к евреям: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11. 8). Он действительно не ведал, куда идет, но знал, Чей голос призывает его идти в ту землю − голос Божий. Так как Авраам был человеком глубоко верующим, для которого зов Божий был основной движущей силой, он и пошел, не раздумывая. Авраам знал, что если Господь его куда-то ведет, значит, приведет его туда, куда надо.
Мы с вами часто слышим в проповедях, читаем в религиозной литературе о том, что Господь призывает нас в Царствие Небесное, что весь наш жизненный путь является путем туда. Только никто из нас не знает, что это за Царствие Небесное, никому из нас не известно, как мы в нем будем жить, если туда попадем, и кого там встретим. Конечно, есть творения и толкования богословов, которые говорят нам, что в Царствии Небесном всем будет хорошо, а те, кто на этой земле не угодил Господу, Царствие Небесное не попадут и им будет очень плохо.
Все это мы знаем из книг, из учения церковного, но никто из нас там не побывал. Поэтому когда Господь призывает нас идти в обетованную землю, мы прежде всего бываем движимы доверием к Богу, потому что знаем, что если Господь призывает нас в Царствие Небесное, значит, там будет хорошо – не потому, что оно само по себе такое прекрасное, а потому что Господь призывает нас к Себе. И, как говорил святитель Григорий Нисский, если в этой жизни у людей наслаждения распределяются по различным предметам (один наслаждается тем, другой − другим, а иной раз человек наслаждается очень многими разными вещами), то в Царствии Небесном источником сладости, наслаждения, радости, утешения будет Сам Господь. В этом и заключается блаженство Царствия Небесного: люди, которые здесь, на земле, ищут Бога, там обретут Его; те, что еще здесь обрели Бога, там, в Царствии Небесном, соединятся с Ним; те же, кто уже в нынешней жизни соединились с Богом, там соединятся с Ним еще полнее; и те, которые причастились Бога здесь, в этой жизни, будут истее причащатися в невечернем дни Царствия Божия.
На этих вечерних Литургиях Преждеосвященных Даров, которые установлены Святой Церковью для нашего утешения в Великом посту, мы возносим вечерние молитвы, но взираем духовным взором на этот невечерний день Царствия Божия, где не заходит солнце, где оно всегда светит ярко; солнцем этим является Сам наш Господь.
Путь веры − это духовное путешествие, в которое Господь зовет нас, как некогда позвал Авраама, и Авраам оставил все, не зная, куда идет, потому что так захотел Бог. Мы следуем за Господом, потому что Он зовет нас в неизвестную нам землю, но верим, что в Царствии Небесном, где, как Он Сам сказал нам, обителей много, найдется обитель для каждого из нас, и не только для нас, но и для наших близких, для всех тех, кого мы держим в своем сердце. Ведь каждый из нас здесь, на земле, живет в окружении людей, которые нам близки и дороги, которых мы любим, о которых беспокоимся, когда они долго отсутствуют, о которых переживаем, когда они страдают, с которыми радуемся и разделяем свою жизнь, и если бы нам кто-то сказал, что в той обетованной земле для нас место будет, а для наших близких и родных места не останется, наверное, мы не захотели бы оказаться в такой обетованной земле, наверное, мы бы не испытывали там счастья, если б знали, что наши близкие лишены этого блаженства, этого света вечно сияющего Солнца. Как Авраам, который не просто сам пошел в землю обетованную, но взял с собой всех, кого Господь ему послал (жен, сродников, рабов, скот и все свое имущество), так и мы, отправляясь в это духовное путешествие, стараемся взять с собой всех, кто нам дорог.
Мы не можем взять с собой материальное имущество, но можем взять близких и дорогих нам людей. И когда люди удостаиваются Царствия Божия, то каждый из них за собой тянет еще целую цепочку других людей, связанных с ним, в хорошем смысле этих слов, круговой порукой. Такой круговой порукой связаны все члены Церкви, и мы знаем, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины. Мы хотели бы перейти в Царствие Божие всей нашей церковной общиной, но молимся и о том, чтобы Господь отворил врата Царствия Божия и для тех, кто пока еще находится вне Церкви, чтобы по возможности это произошло здесь, в этой земной жизни. Ради этого мы трудимся, несем труды апостольские и миссионерские. Ради этого каждый из нас проповедует доступными нам способами Христа тем людям, которые нам дороги и которые способны нас услышать.
В молитве нашей мы обращаемся к Господу и просим Его о мире всему миру, о благостоянии святых Божиих Церквей, о единомыслии людей, о том, чтобы на этой земле все люди и народы жили в мире и согласии и о том, чтобы все человечество, которое предназначено Богом ко спасению, перешло в свой срок из этой земной жизни в Царствие Небесное. Аминь».