Митрополит Иларион: Всю свою жизнь Блаженнейший митрополит Владимир пребывал в послушании Церкви
После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в этот воскресный день, когда Русская Церковь совершает празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, мы слышали евангельский рассказ о том, как римский сотник подошел к Господу Иисусу Христу и сказал о том, что тяжело болен его сын. Господь Иисус Христос был готов прийти в дом к этому человеку для того, чтобы совершить исцеление, но сотник сказал: «Я недостоин того, чтобы Ты вошел в мой дом. Скажи только слово, и исцелится отрок мой». И к этому добавил: «Я у себя в подчинении имею воинов. И говорю одному: сделай то – и он делает, и другому: пойди туда – и он идет» (см. Мф. 8. 8-9).
При чтении этого евангельского отрывка нас может удивить, почему сотник рассказывает Иисусу Христу об особенностях своей военной службы и о том, как в римской армии всё устроено: во-первых, какое это имеет отношение к той проблеме, с которой он обратился к Господу, во-вторых, почему вообще Спасителю должно быть интересно это знать? Между тем сотник говорит об очень интересной вещи – о том, что сила армии строится на беспрекословном послушании подчиненных своим начальникам. В армии есть очень четкая иерархия: у каждого подчиненного есть свои начальники, и у каждого начальника – свои подчиненные. И подчиненный не может через голову собственного начальника общаться с вышестоящим начальником. И начальствующее лицо не должно отдавать приказы нижестоящим, минуя своих непосредственных подчиненных. Но самое главное в этой системе – то, что приказы должны исполняться беспрекословно. Солдат не рассуждает, правильный это приказ или неправильный, а выполняет его, потому что он солдат и получил приказ от своего начальника.
Точно такой же принцип действует в Церкви. И неслучайно в церковной иерархии очень много общего с иерархией военной. Неслучайно даже военная символика заимствована Церковью; мы соприкасаемся с этим при монашеском постриге, когда монаху вручается духовный меч, щит, шлем, то есть все то, что у воинов служит для защиты их тела, а у духовных воинов – для защиты их духа.
Послушание, на котором строится церковная жизнь, бывает все труднее и труднее найти в среде подрастающего, молодого поколения. Сегодня людей с самой юности, с самого детства воспитывают на представлении о том, что самое главное – чтобы человек исполнил свою волю, реализовал все свои способности, а вот слушаться старших, подчиняться начальству – это предрассудки, которые уже относятся к прошлому. И поэтому Церкви все труднее и труднее существовать в современном мире, ведь состоит она не из кирпичей, а из живых людей. Люди, которые сегодня воспитываются в светском образовательном пространстве, по своему, как сейчас говорят, менталитету все меньше и меньше подходят для церковного служения.
Очень часто начальствующий человек, в том числе человек церковный – архиерей или священник – сталкивается с тем, что он ожидает от людей одно, а получает от них совсем другое, отдает одни указания, а получает совсем другие результаты, говорит, что надо сделать так, а подчиненный делает по-своему. Если потом начальник обращается к нему и спрашивает, почему тот сделал вопреки указаниям, то получает ответ: «Ну, я считал, что так будет лучше, ведь я же не последний человек, у меня есть свое видение, у меня есть свои представления о том, как должны делаться дела в этой жизни».
Церковь всегда была сильна добродетелью послушания, которую очень трудно найти в современных молодых людях. Говоря Господу о том, как всё устроено в подчиненном ему подразделении, сотник приводит это как пример той человеческой организации, в которой всё должно действовать для общей цели, для общего блага. Не может двигаться вперед корабль, если капитан будет говорить одно, первый штурман – другое, второй штурман – еще что-то, если людям будут отдавать противоречащие друг другу приказы. Войско не сможет двигаться вперед к поставленной цели, если генерал будет говорить одно, а его подчиненные – другое.
В Церкви существует иерархический порядок, который установлен Самим Господом Иисусом Христом и Его святыми апостолами. Когда Господь призывал апостолов, Он им давал распоряжения, а те должны были их исполнять. Конечно, в человеческую жизнь примешиваются те или иные человеческие слабости, когда человек в силу собственной немощи оказывается неспособен исполнить то указание, которое он получает от Церкви. Но ведь и в воинском деле тоже есть более храбрые и менее храбрые, более искусные и менее искусные. Тем не менее, и для тех, и для других, и для всех остальных есть одно требование – это послушание. Вот почему и сотник, который привык, что его слушаются подчиненные, потому что он слушается своих начальников, приступил к Господу Иисусу Христу с очень твердой и ясной верой в то, что Спасителю даже не нужно утруждаться для того, чтобы приходить в его дом – Господу достаточно сказать слово, и по этому слову отрок исцелится; так и произошло.
Добродетель послушания имеет очень тесную связь с верой, потому что человек способен слушаться только тогда, когда у него крепкая вера. Особенно это касается Церкви. Человек, который любит Церковь, хранит веру в Бога, верит в то, что в Церкви Христос до сих пор действует так, как Он действовал в Своей апостольской общине; спокойно и с легким сердцем слушается своих начальников, потому что понимает: через их указания он получает указания от Самого Господа и, исполняя волю Священноначалия, исполняет волю Божию.
Именно таким человеком был Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который вчера после долгой и тяжелой болезни преставился ко Господу. С самой юности он избрал монашеское житие и пребывал в послушании Церкви, исполняя служения, которые на него возлагались. В критический для Православия на украинской земле момент, когда по дьявольскому действию внутри Церкви возник раскол, когда часть архиереев отошла от церковного единства, именно ему было суждено избранием украинских архиереев возглавить Украинскую Православную Церковь. В течение более двадцати лет он нес это служение со смирением и послушанием, окруженный любовью епископата, духовенства, клира и всего церковного народа.
Последние годы служения Блаженнейшего митрополита Владимира были омрачены тяжелой болезнью. У него было несколько болезней, которые действовали на организм по-разному. Много раз он был при смерти, переживал клиническую смерть. Много раз мы – члены Священного Синода, все те, кто его знал и любил, – готовились уже ехать на его похороны, а потом Господь возвращал Блаженнейшего митрополита Владимира к жизни, потому что его жизнь была необходима для украинского народа и Украинской Православной Церкви. Но вчера после долгих и тяжелых физических мучений этот праведник, этот служитель Божий преставился ко Господу, и завтра мы будем совершать его отпевание, молясь об упокоении души митрополита Владимира, о том, чтобы Господь сохранял единство Украинской Православной Церкви в составе единой и многонациональной Русской Православной Церкви, чтобы в эти тяжелые дни, когда на земле Украины льется кровь, когда брат восстал на брата, Господь умирил вражду, преклонил Свою милость к украинской земле, к украинскому народу. Будем молиться о том, чтобы, как и прежде, Церковь объединяла всех людей вне зависимости от их политических взглядов и предпочтений, вне зависимости от того, на какой стороне баррикад они находятся.
Мы вознесем молитву об упокоении новопреставленного Блаженнейшего митрополита Владимира и о том, чтобы Господь даровал Украинской Православной Церкви нового Предстоятеля, который, следуя стопам своего блаженнопочившего предшественника, поведет корабль Украинской Православной Церкви туда, куда он и должен следовать в составе единого каравана кораблей, каковым является Русская Православная Церковь – Московский Патриархат.
Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас всех Господь!».